Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Мызниковой Н.В, судей фио, фио, при ведении протокола помощником судьи Заргарян И.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
гражданское дело по апелляционной жалобе Могилевского С.В.
на решение Перовского районного суда адрес от 18 марта 2021 года, которым постановлено:
Взыскать с Могилевского Сергея Владимировича в пользу УСЗН адрес сумму в размере сумма, установила:
УСЗН адрес обратилось в суд с иском к Могилевскому С.В. о взыскании денежных средств в размере сумма. В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что Могилевский С.В. состоит на учете в ОСЗН адрес с 26.10.2012 г, как неработающий пенсионер. Согласно личному заявлению, не работает с 1998 года. Таким образом, Могилевский С.В. являлся получателем региональной социальной доплаты к пенсии по инвалидности как инвалид 3-ей группы (далее - РСД). По причине несвоевременного сообщения ответчиком о трудоустройстве, ему была переплачена РСД, в связи с чем истец просит взыскать с ответчика переплату за период с 01.04.2015 г. по 30.09.2018 г. в размере сумма.
В судебном заседании представитель истца УСЗН адрес на удовлетворении иска настаивал, ответчик Могилевский С.В. не возражал против иска, однако просил рассрочить выплату.
Третьи лица МФЦ адрес и ИФНС N 20 адрес явку представителей в суд не обеспечили.
Судом постановлено приведенное выше решение, об изменении которого фактически просит ответчик Могилевский С.В. по доводам апелляционной жалобы, при этом указывает, что согласен с тем, что задолженность составляет сумма с учетом выплаченных им уже сумма, данную сумму он готов выплатить истцу.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители истца и третьих лиц не явились, извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения ответчика Могилевского С.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Могилевский С.В. состоит на учете в ОСЗН адрес с 26.10.2012 г, как неработающий пенсионер. Согласно личному заявлению, не работает с 1998 года. Таким образом, Могилевский С.В. являлся получателем региональной социальной доплаты к пенсии по инвалидности 3-ей группы, назначенной в соответствии с Порядком назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 г. N 1268-ПП.
С 01.10.2018 г. выплата РСД приостановлена, поскольку из ГУ-ПФР поступили сведения о периодах работы ответчика. В ходе проверки поступивших сведений установлено, что Могилевский С.В. с 03.03.2015 г. по настоящее время является генеральным директором ООО "БДУ".
Таким образом, произошла переплата средств городского бюджета за период с 01.04.2015 г. по 30.09.2018 г. в сумме сумма. Могилевский С.В. перечислил на счет УСЗН сумму в размере сумма, о чем имеются документы.
Рассматривая заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что несвоевременное сообщение ответчиком о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты региональной социальной доплаты, повлекло за собой перерасход средств на выплату региональной социальной доплаты к пенсии, и пришел к выводу о том, что переплата региональной социальной доплаты к пенсии за период с 01.04.2015 г. по 30.09.2018 г. в сумме сумма должна быть возвращена пенсионером.
Судебная коллегия не может согласиться указанными выводами ввиду следующего.
Положениями ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что региональная социальная доплата к пенсии, которая назначается пенсионеру, проживающему на адрес, не осуществляющему работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", не выплачивается в период выполнения указанной работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с п. 5 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты к пенсии неработающих пенсионеров, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП, право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание (далее по тексту - пенсия) в адрес (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в адрес по месту жительства или по месту пребывания; к неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет. К таким лицам отнесены и лица, работающие по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
В абзаце первом пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты указано, что региональная социальная доплата неработающим пенсионерам назначается управлением социальной защиты населения адрес по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, учитываемых в общей сумме материального обеспечения пенсионера.
В заявлении о назначении региональной социальной доплаты пенсионер дает согласие на проверку сведений, содержащихся в документах, представляемых им для назначения региональной социальной доплаты, и в обязательном порядке подписывает обязательство о своевременном (в течение 10 календарных дней) сообщении в управление социальной защиты населения адрес, выплачивающее региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты или прекращение ее выплаты. Форма заявления утверждается Департаментом труда и социальной защиты населения адрес (абзац второй пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В пункте 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты названы основания утраты права на получение региональной социальной доплаты до величины прожиточного минимума пенсионера в адрес и региональной социальной доплаты до городского социального стандарта. К таким основаниям, в частности, отнесено осуществление пенсионером в возрасте старше 18 лет работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер начал осуществлять указанную работу и (или) иную деятельность (подпункт "г" пункта 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Управления социальной защиты населения адрес вправе запрашивать в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях сведения, позволяющие проверить достоверность представленных пенсионерами сведений (абзац третий пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
При поступлении сведений, свидетельствующих об утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты, управление социальной защиты населения адрес приостанавливает ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты. В случае подтверждения этих обстоятельств выплата региональной социальной доплаты прекращается (пункт 35 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Пенсионер обязан в письменной форме информировать управление социальной защиты населения адрес, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств (пункт 41 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Согласно пункту 42 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты в случаях, если представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в пункте 41 Порядка, повлекло за собой перерасход средств на выплату региональной социальной доплаты, излишне выплаченные суммы возмещаются в следующем порядке: на основании решения управления социальной защиты населения адрес об ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20% причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты; пенсионером в добровольном порядке (в объемах и в сроки, согласованные с управлением социальной защиты населения адрес); на основании решения суда о возмещении переполученных сумм.
В случае наличия у пенсионера затруднительного материального положения управлением социальной защиты населения адрес принимается решение о снижении процента ежемесячных удержаний либо в исключительном порядке о списании переплаты или ее части (абзац третий пункта 42 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Исходя из приведенных положений нормативного правового акта адрес (постановления Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии") право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в адрес (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в адрес по месту жительства или по месту пребывания. Региональная социальная доплата к пенсии назначается неработающим пенсионерам управлением социальной защиты населения адрес по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании его письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии. На пенсионера возлагается обязанность сообщать управлению социальной защиты населения района адрес об обстоятельствах, влекущих прекращение региональной социальной доплаты к пенсии. При этом Порядком назначения и выплаты региональной социальной доплаты установлены не только основания, при которых утрачивается право пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии, но и определено, какие действия надлежит совершить органу социальной защиты после поступления сведений, свидетельствующих о возможной утрате права пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии (проверка поступивших сведений с приостановлением выплаты региональной социальной доплаты, выяснение обстоятельств, проверка фактов, при подтверждении сведений - прекращение выплаты).
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (часть 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела судом первой инстанции).
Положением о Департаменте труда и социальной защиты населения адрес, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 8 сентября 2015 г. N 566-ПП, предусмотрено, что Департамент труда и социальной защиты населения адрес является отраслевым органом исполнительной власти адрес, осуществляющим функции, в частности, по реализации государственной политики в сфере труда и социальной защиты населения, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов, иных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей с детьми.
В пункте 4.22 этого Положения определено, что Департамент выполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств адрес, главного администратора доходов бюджета адрес по источникам, закрепляемым в соответствии с возложенными полномочиями.
Согласно пункту 10 названного положения Департамент создает территориальные подразделения - управления социальной защиты населения адрес, являющиеся юридическими лицами. Управления социальной защиты населения адрес действуют на основании положений о них, утверждаемых правовыми актами Департамента.
Приказом Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 29 сентября 2015 г. N 893 утверждено Положение об Управлении социальной защиты населения адрес, пунктом 1.1 которого установлено, что Управление социальной защиты населения адрес (далее также - Управление) является территориальным подразделением Департамента труда и социальной защиты населения адрес, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения, а также предоставлению государственных и иных услуг в указанной сфере (далее также - Положение об Управлении социальной защиты населения).
Управление принимает решения о назначении и предоставлении жителям адрес социальных выплат, компенсаций, пособий, доплат к пенсии и других выплат в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами адрес (пункт 3.1.1 Положения об Управлении социальной защиты населения).
Управление осуществляет работу по обеспечению межведомственного информационного взаимодействия для оказания государственных и иных услуг в адрес с использованием отраслевых информационных систем, входящих в состав Распределенной автоматизированной системы обработки информации по социальной защите населения Москвы (РАСОИ "Соцзащита" Москвы) и Автоматизированной системы государственных и муниципальных услуг и функций (фио) (пункт 3.2.6 Положения об Управлении социальной защиты населения); взаимодействие с отраслевыми, функциональными и территориальными органами исполнительной власти адрес, органами местного самоуправления, территориальными подразделениями Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по адрес и адрес, общественными, благотворительными и другими организациями по осуществлению адресной социальной поддержки жителей адрес (пункт 3.2.8 Положения об Управлении социальной защиты населения); обеспечивает контроль за исполнением бюджета и использованием внебюджетных средств, содействует привлечению внебюджетных средств для реализации социальных программ (пункт 3.3.8 Положения об Управлении социальной защиты населения); обеспечивает в соответствии с действующим законодательством организацию бюджетного и бухгалтерского учета, а также целевое использование и сохранность денежных средств и материальных ценностей (пункт 3.3.9 Положения об Управлении социальной защиты населения).
Источниками формирования имущества Управления, в том числе финансовых ресурсов, являются средства, выделяемые целевым назначением из бюджета адрес согласно утвержденной Департаментом смете расходов на содержание Управления (пункт 4.3 Положения об Управлении социальной защиты населения).
Из приведенных норм Положения об Управлении социальной защиты населения адрес следует, что Управление наделено полномочиями в том числе по контролю за правильным и рациональным расходованием средств, выделяемых из бюджета адрес на реализацию функций в сфере социальной защиты граждан.
Аналогичный регламент содержится и в Положении об Управлении социальной защиты населения адрес, утвержденном Приказом Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 30.01.2017 N 64.
Вместе с тем, в суде первой инстанции представитель истца не указал и не обосновал причины, не представил доказательства наличия причин невыполнения возложенных на УСЗН адрес функций по запросу в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях (в частности, в Государственном учреждении - Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по адрес и адрес) данных, позволяющих проверить достоверность имеющихся у органа социальной защиты населения сведений, касающихся пенсионеров, а при поступлении сведений о возможной утрате пенсионером права на получение РСД - приостановить ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты, с 2015 года в отношении ответчика истцом такие меры не предпринимались.
При этом невыполнение Управлением социальной защиты населения адрес в период с 2015 года по 2018 год полномочий межведомственного информационного взаимодействия с соответствующими органами и организациями, при выплате истцу РСД привело к возникновению и увеличению многолетней задолженности в виде излишне полученной истцом РСД, в то время как именно на управления социальной защиты населения адрес возложена обязанность не допускать переплаты выделяемых бюджетных средств, в том числе на выплату РСД к пенсии, путем проверки обоснованности производимой пенсионеру такой выплаты.
Кроме того, Управлением социальной защиты населения адрес вопрос о наличии у ответчика материальной возможности для возврата переплаты полученной им РСД к пенсии не выяснялся, как и размер дохода истца с учетом подлежащей взысканию с него суммы переплаты.
Таким образом, в данном случае обстоятельства, которые могли бы послужить основанием для взыскания суммы неосновательного обогащения в виде полученных выплат РСД за весь период не наступили.
Вместе с тем, поскольку и в апелляционной жалобе и в объяснениях в суде апелляционной инстанции Могилевский С.В. не возражал против частичного удовлетворения исковых требований о взыскании переплаты в размере сумма, признавая фактически в части заявленные требования, судебная коллегия приходит к выводу о том, что с учетом выплаченной суммы сумма, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма, соответственно, решение подлежит изменению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Перовского районного суда адрес от 18 марта 2021 года изменить, изложив в следующей редакции.
Взыскать с Могилевского Сергея Владимировича в пользу УСЗН адрес сумму переплаты в размере сумма
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.