Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Лобовой Л.В., и судей Дегтеревой О.В., Рачиной К.А.
при помощнике судьи Волгине Г.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В, гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ-ГУ ПФР N4 по г. Москве и Московской области на решение Люблинского районного суда города Москвы от 18 марта 2020 года, которым постановлено:
Иск *** к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области о признании решения комиссии по пенсионным вопросам незаконным и обязании назначить страховую пенсию по старости удовлетворить частично.
Решение комиссии по пенсионным вопросам Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области N 190000011036/3207501/18 от 01 апреля 2019 года признать незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области назначить *** страховую пенсию по старости с даты возникновения права на ее назначение, то есть с 20 декабря 2018 года, включив в её страховой (общий трудовой) следующие период:
- с 01 декабря 2007 года по 31 декабря 2012 года - в должности менеджера ООО "МОЛТО Бене" (Республика Армения);
- с 01 ноября 2015 года по 21 ноября 2018 года - в должности кондитера отдела производства и фасовки ООО "Мон Бон" (город Москва).
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец *** обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 4 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение страховой пенсии по старости, включении периодов работы с 01 сентября 1997 года по 28 февраля 2004 года в должности менеджера ООО "АТТА" (Республика Армения); с 01 декабря 2007 года по 01 февраля 2013 года в должности менеджера ООО "МОЛТО Бене" (Республика Армения); с 01 ноября 2015 года по 21 ноября 2018 года в должности кондитера отдела производства и фасовки ООО "Мон Бон" (город Москва), ссылаясь в обоснование требований на то, что 26.11.2018 г. она обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 ФЗ "О страховых пенсиях", решением пенсионного органа N 190000011036/3207501/18 от 01 апреля 2019 года в назначении пенсии ей было отказано, в связи с отсутствием страхового стажа не менее 9 лет и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента 13, 8. Необоснованный отказ пенсионного органа в назначении страховой пенсии, с учетом спорных периодов нарушает право истца на пенсионное обеспечение по достижении возраста 55 лет.
Представитель истца по доверенности Морозов М.Б. в суде поддержал исковые требования.
Представитель Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда РФ N 4 по г. Москве и Московской области в суде возражал против удовлетворения искового заявления.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит ГУ-ГУ ПФР N4 по г. Москве и Московской области по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на отсутствие ИПК у истца для назначения пенсии при включении спорных периодов судом в страховой стаж.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР N4 по г. Москве и Московской области по доверенности Козлова Т.В. доводы жалобы поддержала и представила расчет ИПК по периодам включенным в страховой стаж, и ссылалась на повторное решение от 24.06.2020 об отказе истцу в назначении пенсии в связи с отсутствием величины индивидуального пенсионного коэффициента 13, 8 баллов.
Исследовав материалы дела, выслушав возражения представителя истца по доверенности Морозова М.Б, представителя ответчика Казлову Т.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно ст. 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная ч. 2 ст. 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Таким образом, в 2018 году продолжительность страхового стажа должна составить не менее 9 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента - не менее 13, 8.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 ФЗ "О страховых пенсиях", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 ФЗ "О страховых пенсиях", за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 14 ФЗ "О страховых пенсиях", правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. С 01 января 2015г. вступили в силу Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N1015. В соответствии с указанными Правилами основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, включаемые в страховой стаж, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
До регистрации гражданина в качестве застрахованного лица периоды работы могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно; при утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
Согласно п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. N1015, при отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ***, *** года рождения, обратилась 26 ноября 2018 года в ГУ-ГУ ПФР N 4 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением комиссии ГУ-ГУ ПФР N 4 по г. Москве и Московской области от N 190000011036/3207501/18 от 01 апреля 2019 года в назначении пенсии истцу было отказано, в связи с отсутствием страхового стажа не менее 9 лет и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента 13, 8, в бесспорном истцу порядке включено в страховой стаж 7 лет 10 месяцев 21 день, и на дату обращения не установлен ИПК.
При оценке пенсионных прав ответчик не учел период работы истца с 01 сентября 1997 года по 28 февраля 2004 года в должности менеджера ООО "АТТА" (Республика Армения); с 01 декабря 2007 года по 01 февраля 2013 года в должности менеджера ООО "МОЛТО Бене" (Республика Армения); с 01 ноября 2015 года по 21 ноября 2018 года в должности кондитера отдела производства и фасовки ООО "Мон Бон" (город Москва).
Как установлено судом, при рассмотрении вопроса о назначении истцу пенсии была принята во внимание трудовая книжка ПТ-1 N1286996 с переводом с армянского языка на русский язык, выписка N13/18-2-15994-19 от 23.07.2019 из индивидуального лицевого счете застрахованного лица, выданная общим отделом секретариата службы социального обеспечения Армении, за период с 2007 года по 2012 год включительно о том, что необходимые социальные платежи были уплачены в полном объеме, что позволило суду удовлетворить иск в части включения в страховой стаж истца периода работы в должности менеджера ООО "МОЛТО БЕНЕ" (Республика Армения) с 01 декабря 2007 года по 31 декабря 2012 года.
Вместе с тем, период работы *** с 01 сентября 1997 года по 28 февраля 2004 года в должности менеджера ООО "АТТА" (Республика Армения) принят судом не был, поскольку в указанные периоды истец уплату страховых взносов не подтвердила, доказательств выполнения в работы в оспариваемый период не представила.
Так, при назначении пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж, и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. (в данном случае из Республики Армения, являющейся участником названного Соглашения), и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Решение в названной части истцом не обжалуется, судебная коллегия проверяет дело в порядке ст.327.1 ГПК РФ, в пределах доводов жалобы ответчика.
Также в период с 01 ноября 2015 года по 21 ноября 2018 года на основании трудового договора от 1.11.2015, истец работала в должности кондитера отдела производства и фасовки ООО "Мон Бон", (город Москва), в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица имеются сведения о работе истца, но отсутствуют сведения об уплаченных страховых взносах, в связи с чем суд счел, что у ответчика отсутствовали основания для отказа к включению спорного периода работы, поскольку сведения о работе истца в спорный период содержатся в трудовой книжке и в выписке из лицевого счета застрахованного лица, обязанность по предоставлению сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации лежит на работодателе, права истца не должны ущемляться и ставиться в зависимость от выполнения либо невыполнения работодателем своих обязанностей, возложенных законом. Кроме того, включение спорных периодов в страховой стаж при отсутствии сведений о страховых взносах, не повлекло к изменению ИПК истца, поэтому доводы жалобы в названной части не могут служить основанием к лишению истца права на включение спорных периодов в страховой стаж.
Исходя из системного толкования положений ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", следует, что начало течения срока для назначения пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсии, а также наличием у гражданина права на ее получение.
Если хотя бы одно из указанных условий не было соблюдено, то оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости не имеется.
Возлагая на пенсионный орган обязанность по назначению *** страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 20.10.2018, т.е. с момента достижения ею возраста 55 лет, суд исходил из наличия у истца необходимой продолжительности общего страхового стажа, которая с учетом спорного периода трудовой деятельности включенного судом составила 16 лет 0 месяцев 13 дней.
Вместе с тем, необходимым условием для возникновения у гражданина права на пенсионное обеспечение по старости является не только достижением им требуемого возраста и наличие у него продолжительности страхового стажа, но и определенная величина индивидуального пенсионного коэффициента.
Данные юридически значимые обстоятельства судом не устанавливались и не выяснялись.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что на день назначения судом страховой пенсии истцу величина ее индивидуального пенсионного коэффициента составила 13, 184 балла, вместо 13, 8, поэтому решением пенсионного органа от 24.06.2020 истцу повторно отказано в назначении пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого индивидуального пенсионного коэффициента 13, 8.
С целью проверки доводов апелляционной жалобы об отсутствии у истца необходимой продолжительности величины индивидуального пенсионного коэффициента, составляющей для граждан, достигших общего пенсионного возраста в 2018 году в соответствии с переходными положениями, содержащимися в ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" 13, 8, которые являлись правовой позицией пенсионного органа при рассмотрении гражданского дела по существу, судебной коллегией, от ответчика истребован расчет продолжительности величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Согласно представленного пенсионным органом расчета, произведенного в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", продолжительность величины индивидуального пенсионного коэффициента, с учетом зачтенного судом спорного периода трудовой деятельности, составила 13, 184.
Выводы суда первой инстанции о необходимости возложения на пенсионный орган обязанности по назначению страховой пенсии по старости, с учетом периодов осуществления *** трудовой деятельности в спорный период, с момента достижения ею возраста 55 лет (20.12.2018), при отсутствии необходимой продолжительности величины индивидуального пенсионного коэффициента (13, 8), исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, не основаны на требованиях действующего законодательства.
При таких обстоятельствах судебная коллегия, признавая обоснованность апелляционной жалобы пенсионного органа, отменяет оспариваемое судебное решение в части возложения на пенсионный фонд обязанности назначить *** страховую пенсию по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 20.12.2018, в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и принимает по делу новое решение об отказе в удовлетворении названного искового требования.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Люблинского районного суда города Москвы от 18 марта 2020 года отменить в части назначения страховой пенсии на основании ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" *** с 20 декабря 2018 года, принять в названной части новое решение об отказе в удовлетворении названного требования.
В остальной части решение Люблинского районного суда города Москвы от 18 марта 2020 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.