Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И., судей Шипиковой А.Г., Раскатовой Н.Н., при ведении протокола помощником Шаровым А.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дементьевой Е.И., гражданское дело по апелляционной жалобе истца Павловского Е.М. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 18 мая 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие МИД России в виде не предоставления помощи в полном объеме на основании Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 года N 433 - выплат гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, по заявлению N 802888917 от 21.05.2020 года, поданному Павловским Е.М. в соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ.
В удовлетворении иска в остальной части требований об обязании выплатить денежные средства на основании Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 года N 433 - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Павловский Е.М. обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия МИД РФ в виде непредоставления социальной помощи, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N433, за 58 дней в размере сумма; обязании МИД РФ в отношении истца и членов его семьи действия по предоставлению социальной помощи, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N433, за 58 дней в размере сумма
Исковые требования мотивированы тем, что истец с супругой Павловской Н.Е, дочерью Павловской С.Е. паспортные данные, находилась на адрес на момент отмены регулярного и чартерного авиасообщения. Обратные билеты были на 07.04.2020 года. Истец 21.05.2020 в электронном виде подал заявление на получение выплаты по Постановлению Правительства РФ N 433 от 03.04.2020 года. Социальная помощь подлежала предоставлению за период с 07.04.2020 по 30.06.2020 (последний день действия Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N433) - за 85 дней в сумме сумма, однако фактически помощь была перечислена за 27 дней в размере сумма
Истец Павловский Е.М. в судебном заседании иск поддержал.
Представитель МВД России в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что права истца со стороны МВД России не были нарушены.
Представитель Межрегионального УФК в судебном заседании просил суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Павловская Н.Е, Представитель МИД РФ, представитель Федерального казначейства РФ, представитель Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ в судебное заседание не явились, извещены.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии Павловская Н.Е, представители МВД России, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ не явились, о дате рассмотрения дела извещались, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Выслушав истца, представителей МИД РФ и Федерального казначейства РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям решение суда соответствует.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 433 было утверждено Положение об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее по тексту - Положение).
Данным Положением регламентирован порядок оказания помощи, подачи заявления на оказание помощи и принятия по заявлению решения.
Согласно п. 1, 2 Положения в случае отсутствия возможности возвращения граждан Российской Федерации на адрес в связи с реализацией Российской Федерацией мер по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства, Министерство иностранных дел Российской Федерации оказывает социальную поддержку (помощь). Помощь оказывается гражданам Российской Федерации, которые имеют проездные документы на возвращение в Российскую Федерацию с 16 марта 2020 г. по 31 мая 2020 г, в период пребывания на территории иностранного государства начиная со дня принятия решения специально образованной комиссией Министерства иностранных дел Российской Федерации об оказании помощи до дня возвращения гражданина Российской Федерации на адрес.
Данным Положением регламентирован порядок оказания помощи, подачи заявления на оказание помощи и принятия по заявлению решения.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 433 "Об утверждении Положения об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции" (далее - Постановление) Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации было поручено:
- обеспечить запуск и функционирование на едином портале государственных и муниципальных услуг электронной формы заявления об оказании помощи;
- направлять ежедневно сводную информацию о гражданах Российской Федерации, подавших заявление об оказании помощи, в Министерство внутренних дел Российской Федерации для подтверждения сведений о действительности документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, и в Министерство иностранных дел Российской Федерации для проведения проверочных мероприятий в отношении сведений, представленных гражданином Российской Федерации в соответствии с приложением к Положению.
В соответствии с п. 3 Постановления Министерству внутренних дел Российской Федерации было поручено представлять ежедневно в Министерство иностранных дел Российской Федерации информацию по результатам проверочных мероприятий для принятия решения об оказании помощи.
В соответствии с п. 6 Положения об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее - Положение), утв. упомянутым постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 433, по результатам проверочных мероприятий специально образованная комиссия Министерства иностранных, дел Российской Федерации в течение 24 часов принимает решение об оказании, отказе иди о прекращении помощи.
В соответствии с п. 12 Положения специально образованная комиссия Министерства иностранных дел Российской Федерации вправе принять решение об отказе в помощи в случае представления заявителем личных данных, не подтвержденных проверочными мероприятиями Министерства внутренних дел Российской Федерации, либо заведомо ложных сведений, а также в случае повторной подачи заявления, за исключением внесения корректировок в ранее поданное заявление, в котором были допущены ошибки.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, согласно данным Единого портала государственных и муниципальных услуг истец подал заявление N 802888917 от 21.05.2020 о предоставлении мер социальной поддержки, предусмотреннывх Постановлением Правительства РФ N433 от 03.04.2020 поступило из Минкомсвязи России 22.05.2020 г. письмом от 22.05.2020 г. N ОП-П24-070-13039дсп.
Результаты проверочных мероприятий Федерального казенного учреждения "Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - ГИАЦ МВД России) по заявлению истца поступили из ГИАЦ МВД России 25.05.2020 г. письмом N 34/8-119910 от 22.05.2020 г.
Комиссией МИД России было принято решение о выплате социальной помощи, истец был включен в реестр на оказание социальной помощи.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, руководствуясь Постановлением Правительства РФ N433 от 03.04.2020г. "Об утверждении Положения об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции", суд пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Установив, что заявление истца, по которому производились выплаты заполнено корректно, не содержит в себе ошибок, истцом были загружены требуемые сканы документов, суд пришел к выводу о том, что в соответствии с п. 2 Положения в редакции, действовавшей на период, когда МИД России получил результаты проверочных мероприятий помощь подлежала оказанию истцу за период с даты, указанной в проездных документах на возвращение в Российскую Федерацию, до возвращения истца на адрес, то есть за 85 дней из расчета 2 взрослых один ребенок в общей сумме сумма, фактически истцу была предоставлена помощь в размере сумма, суд признал незаконным бездействие МИД России в виде не предоставления помощи в полном объеме на основании Постановления Правительства РФ от 03.04.2020г. N 433 по заявлению истца от 07.04.2020 года.
Отказывая в удовлетворении исковых требований об обязании МИД РФ совершить действия, направленные на предоставление помощи в полном объеме, суд указал на то, что в соответствии с п.2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N433, оказание помощи после возвращения гражданина Российской Федерации на адрес не допускается.
В силу ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Решение суда в части удовлетворения исковых требований о признании незаконным бездействия МИД России в виде не предоставления помощи в полном объеме, сторонами не обжалуется.
В апелляционной жалобе истец указывает на неправильное применение судом норм материального права при разрешении исковых требований о возложении на ответчика обязанности совершить действия по выплате оставшейся части помощи, а именно - суд не применил положения Постановления Правительства РФ N433 от 03.04.2020 в редакции, действовавшей на дату подачи истцом заявления, не содержащей условие о том, что оказание помощи после возвращения гражданина на адрес не допускается. Также истец указывает на то, что обязанность МИД РФ произвести выплату в предусмотренном законом размере может быть прекращена тошлько ее надлежащим выполнением.
Вышеуказанные доводы апелляционной жалобы не являются основанием к отмене решения суда в обжалуемой части.
В соответствии с п.2 Положения об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, утвержденного Постановлением Правительства РФ N433 от 03.04.2020г. (в редакции, действовавшей на дату обращения истца с заявлением и на дату принятия оспариваемого решения), помощь оказывается гражданам Российской Федерации, которые имеют проездные документы на возвращение в Российскую Федерацию с 16 марта 2020г. по 31 мая 2020г. Помощь оказывается за период пребывания на территории иностранного государства с даты, указанной в проездных документах на возвращение в Российскую Федерацию, до возвращения гражданина Российской Федерации на адрес.
В последующем, п.2 Положения были внесены изменения на основании Постановления Правительства РФ от 29.05.2020 N 787, в соответствии с которыми указанный пункт изложен в следующей редакции "Помощь оказывается гражданам Российской Федерации, которые имеют проездные документы на возвращение в Российскую Федерацию с 16 марта 2020 г. по 31 мая 2020 г, в период пребывания на территории иностранного государства начиная со дня принятия решения специально образованной комиссией Министерства иностранных дел Российской Федерации об оказании помощи до дня возвращения гражданина Российской Федерации на адрес.
Оказание помощи после возвращения гражданина Российской Федерации на адрес не допускается.".
Однако, то обстоятельство, что на дату подачи истцом заявления и на дату принятия решения МИД РФ, Положение не содержало условия о том, что оказание помощи после возвращения гражданина РФ на адрес не допускается, основанием к удовлетворению исковых требований не является.
Согласно п.1 Положения, в случае отсутствия возможности возвращения граждан Российской Федерации на адрес в связи с реализацией Российской Федерацией мер по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства, Министерство иностранных дел Российской Федерации оказывает социальную поддержку (помощь).
Таким образом, предусмотренная Положением поддержка оказывается гражданам РФ, находящимися за пределами РФ и не имеющим возможности вернуться на адрес.
Соответственно, по возвращению в РФ, гражданин не относится к категории лиц, которым положена помощь по Постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 года N 433, поскольку они утрачивают статус лица, находящегося на территории иностранного государства и не имеющего возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
В настоящее время Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 433 признано утратившим силу и не действует. Истец вернулся в Российскую Федерацию и утратил основания и право на получение помощи, предусмотренной данным Постановлением Правительства РФ N433.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Судебная коллегия полагает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 18 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Павловского Е.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.