Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Сурниной М.В., судей фио, фио, при помощнике судьи фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе Лисичкиной Веры Вячеславовны на решение Чертаноского районного суда адрес от 23 июня 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Лисичкиной Веры Вячеславовны к ФСИН России о восстановлении жилищных прав - отказать, УСТАНОВИЛА:
Истец Лисичкина В.В. обратилась в суд с иском к ответчику ФСИН России о признании незаконным решения комиссии ФСИН России от 13 июня 2019 года протокол N21 о снятии ее с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязании ответчика восстановить ее на учете для получения единовременной социальной выплаты.
В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что является пенсионером уголовно-исполнительной системы РФ с выслугой в календарном исчислении более 23 лет, уволена 20 мая 2019 года. С 14 августа 2014 года она находилась на учете во ФСИН России для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Комиссией ФСИН России 13 июня 2019 года она была снята с учета на основании пп. "г" п.15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах РФ утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N369 (протокол N21 от 13 июня 2019 года). Данное решение считает незаконным, поскольку в адрес социальное жилье было приобретено не ей, а ее бывшим мужем, как состоявшим в очереди на улучшение жилищных условий с предоставлением субсидии в размере 70% от общей стоимости квартиры. Впоследствии приобретенная квартира была ее мужем продана их детям в общую долевую собственность.
Истец в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения иска, представил письменные возражения на иск, где указал, что бывший муж истца уже получал субсидию по программе нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе и на нее, что подтверждается также пришедшим ответом на запрос суда.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого просит истец Лисичкина В.В. по доводам апелляционной жалобы, указывая на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение норм права.
Проверив материалы дела, выслушав истца Лисичкину В.В, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика ФСИН России, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" от 30 декабря 2012 года, сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 3 статьи 4 указанного Федерального закона.
социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых 'помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; проживает в общежитии; проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (ч. 3 ст. 4 Федерального закона).
В силу ч.5 ст.4 указанного закона, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона определяются Правительством Российской Федерации.
Данные правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом случаях членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (п. 1 Правил).
Согласно п. 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В п. 5 названных правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст.ст. 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Лисичкина В.В. является пенсионером уголовно-исполнительной системы РФ с выслугой в календарном исчислении более 23 лет, уволена на основании приказа N213-лс от 13 мая 2019 года с 20 мая 2019 года и ей назначена пенсия за выслугу лет.
С 14 августа 2014 года истец находилась на учете во ФСИН России для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, согласно представленной справки и выписки из протокола N113 от 22 декабря 2016 года.
Комиссией ФСИН России 13 июня 2019 года истец снята с учета на основании пп. "г" п.15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах РФ утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N369 (протокол N21 от 13 июня 2019 года), для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Истец состояла в браке с фио, который прекращен 19 декабря 2008 года на основании решения мирового судьи судебного участка N1 адрес от 08 декабря 2008 года. От брака они имеют двух детей - фио, паспортные данные и фио, паспортные данные.
Из представленных по запросу суда документов усматривается, что истец также состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 01 сентября 1999 года, согласно постановлению главы Цивильской городской администрации от 01 сентября 1999 года N117, с составом семьи из 4-х человек.
На основании заявления фио от 31 января 2000 года главе Цивильской городской администрации, где указано, что он работает в ИЗ-15/2, его семя состоит из 4-х человек: жена - Лисичкина В.В, дочь - фио и сын - фио, проживает он с родителями, своего жилья не имеет, он был поставлен на очередь по улучшению жилищных условий.
Постановлением администрации адрес от 26 августа 2000 года фио предоставлена безвозмездная субсидия на приобретение социального жилья в размере 70% от общей стоимости квартиры и он был снят с учета граждан, состоявших на очереди по улучшению жилищных условий, использовавших выделенную субсидию постановлением от 05 апреля 2001 года.
На момент получения субсидии фио действовало Постановление Правительства РФ от 03 августа 1996 года N937 "О предоставлении гражданам РФ нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья", которым устанавливалось, что субсидия предоставляется на строительство жилья или приобретение квартиры или индивидуального жилого дома, соответствующих типовым потребительским качествам в данном регионе, по социальной норме площади жилья для семьи, получающей субсидию, но не более 18 кв. метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метров общей площади на семью из двух человек и 33 кв. метров общей площади на одного человека. Данный документ также нашел отражение в Указе Президента адрес от 04 октября 1999 года.
На предоставленные денежные средства фио приобретена двухкомнатная квартира по адресу: адрес, общей площадью 48, 7 кв.м, которую он впоследствии по договору купли-продажи квартиры от 26 августа 2010 года продал свои детям - фио и фио Истец была зарегистрирована в указанной квартире вместе с детьми с 11 мая 2001 года, а впоследствии также имела регистрацию по месту пребывания с 27 сентября 2012 года по 03 июня 2015 года, согласно представленной копии домовой книги.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, установив юридически значимые для дела обстоятельства, суд первой инстанции, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку улучшение жилищных условий независимо от формы содействия может быть оказана сотруднику за счет средств федерального бюджета только один раз, субсидия на приобретение жилья, в том числе с учетом истицы, предоставлялась, в связи с чем оснований для признания незаконным решение комиссии ФСИН России от 13 июня 2019 года протокол N21 о снятии истицы с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязании ФСИН России восстановить ее учете для получения единовременной социальной выплаты, не имеется.
С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неверно оценены представленные доказательства по делу, не могут служить основаниями к отмене решения суда, поскольку само по себе, несогласие ответчиков с произведенной судом оценкой доказательств не является основанием к отмене постановленного судом решения, поскольку не свидетельствует о неправильности изложенных в решении суда выводов.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чертановского районного суда адрес от 23 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лисичкиной Веры Вячеславовны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.