Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при ведении протокола помощником судьи Волгиным Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
гражданское дело по апелляционной жалобе Филиной Ирины Сергеевны
на решение Тимирязевского районного суда адрес от 16 марта 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Филиной Ирины Сергеевны к УСЗН адрес о признании незаконным решения - отказать, установила:
Филина И.С. обратилась в суд с иском, в котором просила признать незаконным и отменить решение адрес Левобережный УСЗН адрес от 20.10.2020 г. N300700163926, указывая в обоснование заявленных требований, что данным решением, принятым по ее заявлению от 13.08.2020 г, ей отказано в предоставлении государственной услуги "подтверждение статуса малоимущей семьи с детьми" для получения ежемесячного пособия на детей, в соответствии с п. 2, пп. 2.4.1 Постановления Правительства Москвы от 28.12.2016 г. N 954-ПП, в котором поименованы гражданско-правовые сделки и иные действия с имуществом, указанным в п. 2.1 данного постановления, совершение которых привело к уменьшению количества (размера) такого имущества, в связи с совершением ее супругом сделки с нежилым помещением, находящимся по адресу: адрес - продажей машино-места. Истец считает, что отказ является незаконным, нарушает права и законные интересы на социальное обеспечение ее детей.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать по мотивам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Филина И.С.
В заседание судебной коллегии стороны не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, судебная коллегия пришла к выводу о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение подлежит отмене, как постановленное при неправильно установленных фактических обстоятельствах дела и при неправильном применении норм материального права.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 13.08.2020 г. Филина И.С. обратилась в УСЗН адрес с заявлением о предоставлении государственной услуги "подтверждение статуса малоимущей семи с детьми" для продления выплаты получаемого ею с 2015 года ежемесячного пособия на детей: фио, паспортные данные, фио, паспортные данные и фио, паспортные данные.
При обращении с заявлением, Филина И.С. в приложении к заявлению подтвердила, что ей и членами ее семьи в последние 12 месяцев, предшествующих обращению за предоставлением государственной услуги, не были совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности, к которым, в том числе, относится: совершение гражданско-правовых сделок и иных действий с имуществом, указанным в сведениях об уровне имущественной обеспеченности, совершение которых привело к уменьшению количества (размера) такого имущества, за исключением случаев, когда совершение таких сделок и действий вызвано наступлением обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, включая необходимость лечения, в том числе за пределами адрес.
Из предоставленных УСЗН адрес документов следует, что при рассмотрении заявления Филиной И.С. специалистом был направлен запрос в Управление Росреестра по адрес. Согласно выписке из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от 15.09.2020 г, правообладатель фио - супруг заявителя, заключил 06.03.2020 г. договор купли-продажи машино-места, расположенного по адресу: адрес.
Согласно представленного в материалы дела договора купли-продажи от 06.03.2020 г. машино-место отчуждено фио за сумма
Решением от 20.10.2020 г. УСЗН адрес в предоставлении государственной услуги Филиной И.С. отказано в связи с отсутствием у заявителя права на получение государственной услуги на основании постановления Правительства Москвы от 28.12.2004г. N 911-ПП, постановления Правительства Москвы от 28.12.2016 N 954-ПП в связи с выявлением факта гражданско-правовой сделки, совершенной с нежилым помещением, находящимся по адресу: адрес.
Разрешая данный спор, оценив собранные по делу доказательства и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что отсутствуют предусмотренные нормативными актами основания для удовлетворения иска, поскольку меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются семье, когда членами (членом) семьи в последние 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за предоставлением мер социальной поддержки совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности, к числу которых относится, в том числе, совершение гражданско-правовых сделок и иных действий с имуществом, указанным в сведениях об уровне имущественной обеспеченности, совершение которых привело к уменьшению количества имущества.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.
В соответствии с Законом адрес от 23.11.2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в адрес" малообеспеченная семья - семья, среднедушевой доход которой ниже величины, ежегодно устанавливаемой Правительством Москвы в целях реализации Закона адрес от 3 ноября 2004 года N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка".
В соответствии со ст. 3 указанного Закона к мерам социальной поддержки семей с детьми относятся: единовременные, ежемесячные и ежегодные денежные выплаты; оказание натуральной помощи; предоставление льгот; организация социального обслуживания.
Согласно ст. 3 Закона адрес от 03.11.2004 г. N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка" право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 18 лет в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину, ежегодно устанавливаемую Правительством Москвы в целях реализации настоящего Закона.
Данная величина не может быть ниже установленной Правительством Москвы величины прожиточного минимума в расчете на душу населения.
Наличие права на ежемесячное пособие на ребенка и оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, определяется в порядке, установленном Правительством Москвы.
Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, в соответствии с Законом адрес от 03.11.2004 г. N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка" установлен постановлением Правительства Москвы от 28.12.2004 г. N 911-ПП "Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка и Положения о порядке учета, исчисления величины среднедушевого дохода семьи в целях получения ежемесячного пособия на ребенка и подтверждения доходов членов семьи".
В соответствии с данным Положением пособие назначается и выплачивается семьям, уровень имущественной обеспеченности которых не превышает уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, установленный Правительством Москвы и среднедушевой доход которых с учетом доходов всех членов семьи не превышает величину, ежегодно устанавливаемую Правительством Москвы в целях реализации Закона адрес от 03.11.2004 г. N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка", действующую на день обращения за назначением пособия.
Согласно п. 1 указанного Положения в состав семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода семьи, включаются: а) состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители) и проживающие совместно с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети; б) одинокий родитель (усыновитель) и проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети.
Заявители обязаны сообщать УСЗН адрес о наступлении любого из обстоятельств, влекущих приостановление или прекращение выплаты пособия, в том числе прекращение выплаты пособия в повышенном размере (улучшение уровня имущественной обеспеченности семьи, увеличение среднедушевого дохода семьи, помещение ребенка на полное государственное обеспечение, перемена места жительства, передача ребенка на воспитание другому родителю, усыновление (удочерение) ребенка, установление отцовства в отношении ребенка, вступление в брак, лишение родительских прав, ограничение в родительских правах, утрата основания, по которому причина отсутствия дохода у одного или обоих родителей (усыновителей) признается уважительной, получение пособия другим родителем, получение денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в срок не позднее 30 календарных дней со дня наступления соответствующих обстоятельств (п. 35 Положения).
При наступлении обстоятельств, влекущих приостановление, прекращение или возобновление выплаты пособия либо прекращение выплаты пособия в повышенном размере, выплата пособия приостанавливается, прекращается, возобновляется или пособие выплачивается в измененном размере начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства (п. 38 Положения).
Постановлением Правительства Москвы от 28.12.2016 г. N 954-ПП "О введении уровня имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченности) семьи и порядке оценке уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям" установлено, что с 1 января 2017 г. дополнительным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям является уровень имущественной обеспеченности.
Согласно п. 1.2 указанного Постановления критериями оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям являются: наличие недвижимого имущества; наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники; наличие денежных средств во вкладах и (или) на счетах в банках.
Уровень имущественной обеспеченности является первоначальным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (п. 1.3).
При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и превышающем уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи не осуществляется (п. 1.4).
Согласно п. 2.4 Порядка меры социальной поддержки семье не предоставляются при соответствии уровня ее имущественной обеспеченности одному или нескольким из следующих критериев: в частности, когда членами (членом) семьи в последние 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за предоставлением мер социальной поддержки, совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности.
Согласно п. 2.4.1. Порядка к таким действиям относятся гражданско-правовые сделки и иные действия с имуществом, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, совершение которых привело к уменьшению количества (размера) такого имущества (за исключением случаев, когда совершение таких сделок и действий было вызвано наступлением обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, включая необходимость лечения, в том числе за пределами адрес).
В свою очередь в пункте 2.1 Порядка, к которому имеется отсылка в п. 2.4.1 Порядка, определено, в частности, наличие в собственности членов семьи более двух объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений приведенных правовых норм, применительно к установленным по данному делу обстоятельствам, право на получение мер социальной поддержки утрачивается в случае, когда членами (членом) семьи лица, претендующего на получение таких мер, в последние 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за предоставлением мер социальной поддержки, совершена гражданско-правовая сделка и иные действия с имеющимися в собственности членов семьи машино-местами, при их количестве более двух.
Тогда как из материалов данного дела не усматривается, что во владении членов семьи заявителя имелось более двух машино-мест и что продажа единственного машино-места повлекла ухудшение уровня имущественной обеспеченности семьи, то есть ссылка на 2.4.1. Порядка при отказе ответчиком в предоставлении требуемой истцом услуги, является неправомерной.
Кроме того, отказ в предоставлении мер социальной поддержки, как следует из обжалуемого решения УСЗН адрес от 20.10.2020 года, был связан исключительно с самим фактом сделки купли-продажи машино-места, при этом, каких-либо доказательств того, что ответчиком выяснялся вопрос ухудшения в связи с этим уровня имущественной обеспеченности семьи, либо увеличения среднедушевого дохода в связи с поступлением в семейный бюджет денежных средств от продажи машино-места, не представлено.
Учитывает судебная коллегия и то, что ранее, с 2015 года при наличии указанного в собственности единственного машино - места, за истцом признавалось право на получение мер социальной поддержки в виде выплаты ежемесячного пособия на детей.
При таких данных, судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение УСЗН адрес от 20.10.2020 г. N300700163926 является незаконным и подлежит отмене, постановленное по делу решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Тимирязевского районного суда адрес от 16 марта 2021 года отменить, вынести по делу новое решение, которым требования Филиной Ирины Сергеевны к УСЗН адрес о признании незаконным и отмене решения удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение УСЗН адрес от 20.10.2020 г. N300700163926.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.