Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Вьюговой Н.М., судей фио, фио
при секретаре Кузнецове Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Вьюговой Н.М, гражданское дело по апелляционной жалобе истца фио на решение Щербинского районного суда адрес от 09 декабря 2020 года, которым постановлено: исковые требования Астраханцева Ильи Владимировича к Администрации адрес о признании дома жилым и пригодным для постоянного проживания, с правом регистрации по постоянному месту жительства - оставить без удовлетворения, УСТАНОВИЛА:
Истец Астраханцев Илья Владимирович обратился в суд с иском к ответчику Администрации адрес о признании дома с кадастровым номером.., площадью 115 кв.м, расположенный по адресу: адрес, СНТ "Строитель", влд. 83, стр. 1, жилым и пригодным для постоянного проживания, с правом регистрации по постоянному месту жительства.
Свои требования истец обосновывает тем, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером... и дом с кадастровым номером.., назначение: нежилое, расположенные по адресу: адрес, СНТ "Строитель", влд. 83, стр. 1, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 05.03.2020 г. и дом является единственным жильем для него и членов его семьи, других жилых помещений на праве собственности на адрес истец не имеет. адрес площадью 600 кв.м относится к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - для садоводства, двухэтажный садовый дом, общей площадью 115 кв.м. имеет назначение нежилое. Дом является пригодным для постоянного круглогодичного проживания, не несет угрозы жизни и здоровью граждан, что следует из выводов заключения N 2-20/8, подготовленного ООО "Кадастровое бюро - Недвижимость". 17.04.2020 г. истец обращался к ответчику с заявлением о признании дома жилым. Ответчик, рассмотрев данное заявление, своим ответом от 24.04.2020 г. N 02-01-17-224/20 рекомендовал обратиться в суд.
Истец Астраханцев И.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежаще, его представитель по доверенности фио в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Представители ответчика Администрации адрес, третьего лица - Префектуры Троицкого и адрес, СНТ "Строитель" - в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещались.
Представитель третьего лица ДГИ адрес в судебное заседание явился, просил отказать в удовлетворении исковых требований, пояснил, что истцом не соблюден надлежащий досудебный порядок по переводу жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, установленный Постановлением Москвы от 27.10.2015 г. N 692-ПП "О переводе жилых (нежилых) помещений в нежилые (жилые) помещения, признании нежилых помещений жилыми помещениями, пригодными для проживания".
Судом первой инстанцией постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит истец Астраханцев И.В. по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца фио по доверенности фио, обсудив вопрос о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене обжалуемого решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Астраханцев И.В. является собственником нежилого здания, с кадастровым номером.., площадью 115 кв.м, расположенного по адресу: адрес, СНТ Строитель, влд. 83, стр. 1, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 05.03.2020 г, согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 13.03.2020 г. и собственником земельного участка, с кадастровым номером.., площадью 600 кв.м, земли населенных пунктов - для садоводства, расположенного по адресу: адрес, с/т "Строитель", уч. N 83, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 05.03.2020 г, согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 13.03.2020 г.
Согласно заключению по обследованию технического состояния жилого строения основные конструктивные элементы здания, принадлежащего истцу, в части деформативности (трещиностойкости) и работоспособности, находятся в исправном техническом состоянии, обладают достаточной прочностью, несущей способностью и устойчивостью. Дефектов и повреждений, влекущих за собой разрушение конструкций, а также влияющих на возможность безопасной эксплуатации здания не выявлено. Объект отвечает 14 из 14 критериев, предъявляемых к жилому дому, соответствует требованиям к надежности и безопасности, установленной ч. 2 ст. 5, статьями 7, 8 и 10 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", является пригодным для постоянного проживания и может быть признан жилым домом. Даны рекомендации по дооборудованию лестницы ограждающими конструкциями.
Отказывая в иске, суд первой инстанции применил положения ст.ст. 22, 23 Жилищного кодекса РФ и исходил из того, что установлен внесудебный порядок по переводу жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, установленный Постановлением Москвы от 27.10.2015 г. N 692-ПП "О переводе жилых (нежилых) помещений в нежилые (жилые) помещения, признании нежилых помещений жилыми помещениями, пригодными для проживания", что исключает подмену судебным решением соответствующих действий и решений органа местного самоуправления об изменении целевого назначения помещения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно ст. 22 Жилищного кодекса РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
В соответствии с п. 2 ст. 23 адрес кодекса РФ, для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Согласно ст. 24 Жилищного кодекса РФ, отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;
4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, установлены требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается не пригодным для проживания.
В силу п. 2 ст. 260 ГК РФ, на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Пунктом 1 ст. 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Как следует из выписки по земельному участку на котором расположен дом, категория земли: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования - для садоводства.
В соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 37 адрес кодекса РФ, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Изменение разрешенного вида использования земельного участка относится к ведению местной администрации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О личном подсобном хозяйстве", для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Согласно положениям Федерального закона от 29.07.2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статье 3 которого даны основные понятия:
-садовый дом - здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании.
Как предусмотрено п. 7 ст. 54 указанного закона для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными.
Согласно п. 11 ст. 54 указанного закона расположенные на садовых земельных участках здания, сооружения, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением "нежилое", сезонного или вспомогательного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей, не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, признаются садовыми домами.
Как предусмотрено ч. 3 ст. 23 N217-ФЗ садовый дом может быть признан жилым домом, в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2018 N1653 постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, садового дома жилым и жилого дома садовым домом", дополнено разделом VI. Порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, согласно которого садовый дом признается жилым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом.
Для признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом собственник садового дома или жилого дома (далее в настоящем разделе - заявитель) представляет в уполномоченный орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг:
а) заявление о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом, в котором указываются кадастровый номер садового дома или жилого дома и кадастровый номер земельного участка, на котором расположен садовый дом или жилой дом, почтовый адрес заявителя или адрес электронной почты заявителя, а также способ получения решения уполномоченного органа местного самоуправления и иных предусмотренных настоящим Положением документов, почтовое отправление с уведомлением о вручении, электронная почта, получение лично в многофункциональном центре, получение лично в уполномоченном органе местного самоуправления);
б) выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, содержащую сведения о зарегистрированных правах заявителя на садовый дом или жилой дом, либо правоустанавливающий документ на жилой дом или садовый дом в случае, если право собственности заявителя на садовый дом или жилой дом не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, или нотариально заверенную копию такого документа;
в) заключение по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным частью 2 статьи 5, статьями 7, 8 и 10 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", выданное индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, которые являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий (в случае признания садового дома жилым домом);
г) в случае, если садовый дом или жилой дом обременен правами третьих лиц, - нотариально удостоверенное согласие указанных лиц на признание садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом.
Решение о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом либо об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных документов, указанных в пункте 56 настоящего Положения, уполномоченным органом местного самоуправления не позднее чем через 45 календарных дней со дня подачи заявления (п. 59).
Решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом выдается или направляется указанным в заявлении способом заявителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке (п.63).
В соответствии с п. 9 ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся сведения о назначении здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение).
Постановлением Правительства Москвы от 27.10.2015 N692-ПП "О переводе жилых (нежилых) помещений в нежилые (жилые) помещения, признании нежилых помещений жилыми помещениями, пригодными для проживания", утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Перевод жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение", согласно п. 2.3.1 которого Полномочия по предоставлению государственной услуги осуществляются Департаментом городского имущества адрес.
Согласно п. 3.6.7 административного регламента, результатом административной процедуры является выдача (направление) заявителю документов, подтверждающих предоставление государственной услуги (в том числе отказ в предоставлении государственной услуги, который в случае предоставления государственной услуги в электронном виде направляется заявителю с использованием Портала).
Также вышеуказанным постановлением от 27.10.2015 N692-ПП утверждено Положение о Межведомственной комиссии адрес по определению соответствия нежилых помещений требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в рамках перевода нежилых помещений в жилые помещения.
В соответствии с п.п. 1.1 Положения, межведомственная комиссия адрес по определению соответствия нежилых помещений требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в рамках перевода нежилых помещений в жилые, создана для рассмотрения вопросов, связанных с определением соответствия нежилых помещений требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, признанием нежилых помещений жилыми помещениями, определением возможности обеспечить соответствие нежилых помещений требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Комиссия рассматривает вопросы и принимает решения в пределах предоставленных ей полномочий, связанных с использованием жилищного и нежилого фондов, расположенных на территории адрес, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности (п.1.3).
Как предусмотрено 5.9 Положения, по результатам работы Комиссия принимает одно из следующих решений, в том числе о соответствии/несоответствии нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания.
Исходя из положений п. 5 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе о переводе нежилого помещения в жилое помещение.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что для перевода спорного помещения в жилое помещение предусмотрен специальный порядок путем обращения в компетентные органы.
Из обращения истца в Администрацию не усматривается, что им были приложены надлежащие документы, предусмотренные перечнем и необходимые для принятия решения (л.д. 60-61).
С учетом получения формального ответа, суд не может подменять собой компетентные органы.
С учетом изложенного, доводы о том, что истец обращался в ДГИ адрес, префектуру и местную администрацию не могут быть приняты в качестве оснований к отмене решения, поскольку полученные ответы не являются решением в том смысле, который для них предусмотрен законом.
Доводы апелляционной жалобы о том, что дом является пригодным для постоянного проживания, а его статус как нежилого помещения не может умалять право истца на постоянное проживание в нем с правом регистрации вне зависимости от назначения земельного участка были приводились в суде первой инстанции и обоснованно отклонены.
Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что третье лицо СНТ "Строитель" не извещено надлежащим образом и дело рассмотрено в его отсутствии, являются несостоятельными, поскольку согласно реестру почтовых отправлений третье лицо СНТ "Строитель" неоднократно извещалось о времени и месте судебного заседания (л.д. 65, 68, 73). Являясь организацией в силу п. 2.1 ст. 113 ГПК РФ СНТ обязано самостоятельно отслеживать движение дела, решение товарищество не обжалует, о своем неизвещении не заявляет.
Обстоятельства дела установлены судом правильно, исследованы с достаточной полнотой, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения в порядке ст. 330 ГПК РФ судом допущено не было.
Оснований к отмене обжалуемого решения не усматривается. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Щербинского районного суда адрес от 09 декабря 2020 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.