Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Семченко А.В., судей Пильгановой В.М., Жолудовой Т.В., при помощнике судьи Заргарян И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В. гражданское дело (N 2-1664/21) по апелляционной жалобе Управы района Северное Тушино города Москвы на решение Тушинского районного суда города Москвы от 13 апреля 2021 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Мудракова... к ГБУ г.Москвы Территориальный центр социального обслуживания "Тушино", Управе района Северное Тушино г.Москвы, Управлению социальной защиты населения Северо-западного административного округа г.Москвы, Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы о признании необоснованным и незаконным отказ в оказании материальной помощи и предоставлении сертификата на продукты питания, обязании оказать материальную помощь и выделить электронный продуктовый сертификат, отказать", УСТАНОВИЛА:
Мудраков А.А. обратился в суд с иском к ГБУ г. Москвы ТЦСО "Тушино", Управе района Северное Тушино г. Москвы, Управлению социальной защиты населения Северо-западного административного округа г.Москвы, Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы, просил признать необоснованным и незаконным отказ в оказании материальной помощи и предоставлении сертификата на продукты питания по заявлениям от 17.12.2020, 23.12.2020, обязать оказать материальную помощь и выделить электронный продуктовый сертификат по заявлениям от 17.12.2020, 23.12.2020.
В обосновании заявленных требований ссылался на то, что 17.12.2020 и 23.12.2020 обратился с заявлениями к ответчикам о предоставлении материальной помощи и продуктового сертификата соответственно, помощь не была оказана, 28.01.2021 он получил отказ от ГБУ ЦСО "Тушино". Истец полагает, что ГБУ ЦСО "Тушино" обязан был самостоятельно запросить документы (выписку из ПФР, справку о субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выписку из домовой книги, справки из Центра занятости населения и пр.), а также в ЦЗН Хабаровска, где проживает его супруга. Кроме того при исчислении среднедушевого дохода супруга не должна учитывается, так как они проживают раздельно, в разных городах, совместное хозяйство не ведется, имеются алиментные обязательства перед супругой. Также указывает на изъятие у него и удержание ответчиками оригиналов чеков, подтверждающих расходы.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Управа района Северное Тушино города Москвы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ДТСЗН г. Москвы - Абрамову И.С, представителя ответчика УСЗН СЗАО г. Москвы - Панченко А.В, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Мудраков А.А, 02.05.1972 года рождения, является инвалидом 3 группы (инвалидность установлена со сроком до 28.02.2022), не работает с 23.04.2003, состоит на учете в филиале "Северное Тушино" ГБУ г. Москвы ТЦСО "Тушино" с 01.04.2019, с 08.05.2020 признан безработным, является получателем выплат: пенсия по инвалидности в размере 6 435 руб. 48 коп.; ЕДВ по инвалидности в размере 1 962 руб. 15 коп. (отказ от НСУ - лекарства); РСД назначена в размере 13 786 руб. 52 коп. (в настоящее время удерживается переплата в размере 20%, вызванная несвоевременным предоставлением сведений о постановке на учет в центр занятости и получения пособий).
17.12.2020 истец обратился в МФЦ с заявлением на оказание единовременной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, с приложением документов о понесенных расходах по установке зубного имплантат 1 категории стоимостью 25 000 руб, приобретению куртки фирмы "Кельвин Кляйн" стоимостью 11 195 руб.
Также 23.12.2020 истец обратился в МФЦ с заявлением о предоставлении электронного социального сертификата на продукты питания.
На основании протоколов от 15.01.2021 N 1 и от 22.01.2021 N 2 Мудракову А.А. отказано в предоставлении продовольственной помощи, так как комиссией не выявлена его нуждаемость в связи с представлением неполного пакета документов: по заявлению от 17.12.2020 не представлены оригиналы (чеков) расходных документов, по заявлению от 23.12.2020 не предоставлены сведения о доходах супруги.
Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", который устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, определено, что трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно (ст. 1).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации (ч. 1); порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения (ч. 2).
Положениями ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ предусмотрено, что государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (ч. 1); представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно (ч. 2); порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом, а до его принятия - Правительством Российской Федерации (ч. 4).
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
Согласно ч. 2 ст. 15 указанного Федерального закона уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченная организация принимают решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме; решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.
Законом г. Москвы от 09.07.2008 N 34 "О социальном обслуживании населения и социальной помощи в городе Москве" определено, что трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с пожилым возрастом, болезнью, одиночество, малообеспеченность, беспризорность или безнадзорность несовершеннолетних, отсутствие определенного места жительства, иные обстоятельства).
Положения ст. 19 Закона г. Москвы от 09.07.2008 N 34 устанавливают, что адресная социальная помощь предоставляется гражданам и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, в том числе горячего питания, средств ухода, санитарии и гигиены, одежды, обуви и других предметов первой необходимости; указанная социальная помощь предоставляется также на основании социального контракта (ч. 1); гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, адресная социальная помощь предоставляется в неотложном порядке, в том числе путем разового обеспечения горячим питанием или продуктовыми наборами (ч. 2); порядок предоставления, виды, категории получателей адресной социальной помощи устанавливаются Правительством Москвы (ч. 3).
Такой порядок оказания в городе Москве адресной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации установлен Постановлением Правительства Москвы от 24.03.2009 N 215-ПП, которым утверждено Положение о порядке оказания адресной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации (далее - Положение), которое устанавливает виды адресной социальной помощи: материальная (денежная) помощь; продовольственная помощь; вещевая помощь, и предусматривает, что ее оказание производится в соответствии с индивидуальной нуждаемостью обратившегося, при этом факт оказания одного вида помощи не может являться основанием для отказа в оказании другого вида помощи и носит заявительный характер.
Согласно разделу 2 указанного Положения адресная социальная помощь предоставляется гражданам пожилого возраста и инвалидам, семьям с детьми, а также другим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и остро нуждающимся в социальной поддержке, имеющим место жительства в г. Москве.
Порядок предоставления продовольственной и вещевой помощи, которая оказывается гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и остро нуждающимся в социальной поддержке, отделениями срочного социального обслуживания центров социального обслуживания по месту фактического проживания, установлен в разделе 4 Положения, согласно которому помощь оказывается на основании заявления установленной формы с представлением: - паспорта, удостоверяющего личность обратившегося; - пенсионного удостоверения; к заявлению прилагаются: - копия справки о субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг или справки о доходах заявителя из управления социальной защиты населения города Москвы и Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области; - копия справки Государственного казенного учреждения города Москвы Инженерной службы района города Москвы; - справка медицинской организации о наличии заболевания диабетом в случае нуждаемости в диабетическом продовольственном наборе; - акт обследования.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд, руководствуясь вышеуказанными нормами права, обоснованно исходил из того, что обязательным условием предоставления адресной социальной помощи является нахождение лица в трудной жизненной ситуации, с которой человек не может справиться самостоятельно, однако таких доказательств истцом в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено. Суд согласился с возражениями ответчиков о том, что при рассмотрении его заявлений были учтены жизненные обстоятельства истца: добровольное дарение своего жилого помещения в г. Москве супруге, с которой он состоит в браке, заключение с супругой соглашения об уплате алиментов, размер которых составляет 50% дохода, но не менее 9 000 рублей ежемесячно, заключение с супругой договора найма жилого помещения, по условиям которого истец выплачивает супруге платежи за пользование этим помещением, а также за коммунальные платежи. Кроме того, истец осуществлял траты, несоизмеримые со своими доходами (установка дентального импланта за 25 000 руб, покупка брендовой куртки).
Суд пришел к выводу, что истец не представил в комиссию оригиналы чеков (расходных документов), сведения о доходах супруги.
Также суд принял во внимание, что Мудракову А.А. неоднократно оказывалась материальная помощь, при этом сертификаты на покупку СВЧ печи и телевизора им не использованы.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с приведенными в решении суда выводами, поскольку они основаны на правильном применении норм действующего законодательства и надлежащей оценке представленных по делу доказательств.
Управа района Северное Тушино города Москвы Решение обжалует решение суда по мотивам отмены Окружной комиссией решений Комиссии по оказанию адресной социальной помощи нуждающимся жителям района Северное Тушино г. Москвы и направления вопроса на новое рассмотрение в районную Комиссию.
Между тем указанные обстоятельства не могут повлечь отмену решения суда, поскольку это обстоятельство суд принял во внимание при принятии решения.
Сама по себе отмена оспариваемых решений не могла повлечь принятие иного решения суда, поскольку кроме требований о признании необоснованными и незаконными решений истцом было заявлено о возложении на ответчиков обязанности оказать истцу материальную помощь и выделить электронный продуктовый сертификат.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке и не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку основаны на неправильном применении и толковании действующего законодательства.
Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тушинского районного суда города Москвы от 13 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управы района Северное Тушино города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.