судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Вишняковой Н.Е., судей фио, фио, при помощнике Рогачевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио дело по апелляционной жалобе Соловцова С.М. на решение Тушинского районного суда адрес от 22 декабря 2020 года, в редакции дополнительного решения Тушинского районного суда адрес от 05 августа 2021 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Соловцова Сергея Михайловича к ПАО "Аэрофлот Российский Авиалинии" о взыскании денежных средств - отказать.
В удовлетворении исковых требований Соловцова Сергея Михайловича к ПАО "Аэрофлот Российский Авиалинии" об обязании восстановить на бонусном счете программы лояльности "Аэрофлот бонус" 50 000 премиальных миль - отказать, УСТАНОВИЛА:
истец Соловцов С.М. обратился в суд с иском к ПАО "Аэрофлот Российский Авиалинии" о взыскании стоимости авиабилетов в размере сумма, неустойки в размере сумма, компенсации морального вреда в размере сумма, штрафа за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя, а также обязании восстановить на бонусном счете программы лояльности "Аэрофлот бонус" премиальные мили в размере 50 000 миль, ссылаясь на то, что 25.12.2019 истцом приобретены авиабилеты у авиаперевозчика ПАО "Аэрофлот Российский Авиалинии" для себя и своей семьи по маршруту Москва-Ираклион с датой вылета 01.08.2020. 27.06.2020 ответчик расторг договор воздушной перевозки, в связи с чем, истец обратился к ответчику с требованием о возврате уплаченной провозной платы, которое до настоящего времени в добровольном порядке не исполнено.
В судебном заседании истец Соловцов С.М. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик ПАО "Аэрофлот Российский Авиалинии" в судебное заседание не явился, извещен о дне слушания дела надлежащим образом, представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что в соответствии со ст.107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации N 991 от 06.07.2020 срок возврата денежных средств в настоящее время не наступил. Вылет рейса в соответствии с авиабилетами планировался на 01.08.2020. В связи с этим, пассажиры будут иметь право требовать осуществления возврата денежных средств по авиабилетам через 3 года после 01.08.2020, то есть с 01.08.2023. До указанного момента, согласно п.5 Положения, обязательство перевозчика перевезти пассажира в пункт назначения, указанный в билете, прекращается, при этом перевозчик обязан в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика. Следовательно, в настоящий момент не имеется правовых и фактических основания для удовлетворения требований истца.
Суд первой инстанции постановилвышеприведенное решение, об отмене которого просит Соловцов С.М. по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, извещавшихся о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
В силу положений ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции достоверно и правильно установилимеющие значения для дела фактические обстоятельства, дал им надлежащую юридическую оценку, правильно применил положения действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 25.12.2019 истцом через сайт ПАО "Аэрофлот" приобретены авиабилеты N 5552121974738, 5552121974243/44 на пассажиров Соловцова С.М, фио, фио на рейсы SU2122/01.08.2020 и SU2127/13.08.2020 Москва-Ираклион-Москва (л.д. 20-22).
Стоимость авиабилета N 5552121974738 составила сумма Премиальные (без оплаты тарифа) авиабилеты N 5552121974243/44 оформлены с оплатой сборов в размере в размере сумма за каждый, EMD 5551508701214/15 (полетная страховка) в сумме сумма за каждый и EMD 5551508701217/18/19/20 (предварительный выбор мест на обоих рейсах) в размере сумма за каждый.
На основании решений заседания президиума координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на адрес с 27.03.2020 прекращено регулярное чартерное авиасообщение, осуществляемое из российских аэропортов в аэропорты иностранных государств и в обратном направлении.
Рейсы SU2122/01.08.2020 и SU2127/13.08.2020 Москва-Ираклион-Москва были отменены в связи с прекращением международного авиасообщения.
По мнению истца, отказ ответчика от возврата уплаченных денежных средств противоречит номам гражданского законодательства, регулирующего вступление в законную силу и действие правовых актов.
В соответствии с п. 1 ст. 107.2 ВК РФ, подлежащей применению к договорам, подлежащим исполнению с 01.02.2020, Правительство Российской Федерации при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей адрес либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту второму данной статьи, в случае отказа пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей адрес либо на ее части уплаченная за воздушную перевозку провозная плата подлежат возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Поскольку исполнение по договору перевозки, заключенному истцом должно было производиться в августе 2020 года, правоотношения сторон по исполнению данного договора и отказе от его исполнения регулируются приведенными положениями ст. 107.2 ВК РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2020 N 991 утверждено Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей адрес либо на ее части
Установленные данным Положениям правила применяются к договорам воздушной перевозки пассажира, подлежащим исполнению с 01.02.2020 по международным воздушным перевозкам с Китайской адрес, с 18.03.2020 - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, и заключенные до 01.05.2020 и устанавливают особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира (далее - договор), в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также порядок и сроки возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей адрес либо на ее части, повлекших ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения.
Согласно пункту 6 Положения, утвержденного Постановлением Правительства N 991, в случае если пассажир не воспользуется услугами по перевозке с возможностью зачесть ранее оплаченную сумму в счет их оплаты, то провозная плата подлежит возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, за исключением определенных категорий граждан, для которых установлен иной срок возврата.
Пунктом 10 Положения, утвержденного Постановлением Правительства N 991, установлено, что правило о возврате провозной платы по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, не распространяется на следующие категории пассажиров: - лица, признанные инвалидами I или II группы, - лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида II группы, - ветераны Великой Отечественной войны, - члены многодетной семьи.
Указанные категории пассажиров имеют право на возврат провозной платы, в том числе по договорам, заключенным по "невозвратным" тарифам в течение 10 дней со дня получения перевозчиком заявления о возврате. При этом указанное заявление может быть подано как до даты воздушной перевозки, указанной в билете, так и после нее.
Иные категории пассажиров вправе подать заявление о возврате провозной платы по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.
Истец к категориям лиц, поименованных в п. 10 Положения, не относится, в связи с чем, провозная плата по оплаченным им билетам подлежит возврату не ранее чем по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.
Пассажир имеет право на зачет ранее оплаченной суммы в счет оплаты будущих услуг по воздушной перевозке или возврат провозной платы по договорам, заключенным по "невозвратным" и "возвратным" тарифам в сроки, установленные Положением, утвержденным постановлением Правительства N 991, если эти договоры заключены и подлежат исполнению в диапазоне дат, указанных в пункте 1 указанного Положения.
Поскольку срок возврата ответчиком стоимости авиабилетов не наступил, требование истца о взыскании с ответчика провозной платы заявлено преждевременно, в связи с чем, правовых оснований для его удовлетворения у суда не имеется.
Истец не лишен права на обращение в суд с требованиями о взыскании с ответчика стоимости оплаченной перевозки в случае неисполнения перевозчиком требований статьи 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации и Положения, утвержденного постановлением Правительства N 991, в установленные указанными нормами сроки.
При этом судом обращается во внимание, что до истечения предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 06.07.2020 N 991 срока не исключено, что истец сможет воспользоваться оплаченными за билеты денежными средствами на другой перелет на согласованных сторонами условиях.
Руководствуясь положениями ст.ст. 309, 310, 784, 786 ГК РФ, п. 1 ст. 102 адрес кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), п. 2 статьи 108 ВК РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания в пользу истца провозной платы, также суд не нашел оснований для удовлетворения производных требований о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа.
Также суд первой инстанции не усмотрел оснований для восстановления на бонусном счете программы лояльности "Аэрофлот бонус" премиальных миль исходя из того, что начисление и аннулирование миль (бонусных баллов) производится согласно установленным Правилам, которые опубликованы на официальном сайте "Аэрофлот Бонус".
Указанные Правила программы "Аэрофлот Бонус" являются публичной офертой ПАО "Аэрофлот", адресованной всем заинтересованным лицам, на участие в программе "Аэрофлот Бонус" на определенных в настоящих Правилах условиях.
Совершая акцепт, участник подтверждает, что он полностью и безоговорочно согласен со всеми условиями настоящей оферты.
Программа "Аэрофлот Бонус" является маркетинговым мероприятием ПАО "Аэрофлот", направленным на привлечение новых, удержание существующих клиентов, развитие клиентской базы.
Согласно Программе, милей является расчетная единица Программы.
Согласно разделу 3 Программы "Набор миль" мили в программе начисляются за полеты на регулярных рейсах Аэрофлота и авиакомпаний -партнеров программы по тарифам, участвующим в начислении миль, а также за товары, работы и услуги, предоставляемые партнерами программы и/или посредством обмена бонусных единиц программ лояльности партнеров в мили программы.
Из положений раздела 4 Программы "Использование миль" следует. что премией в программе "Аэрофлот Бонус" является премиальный авиабилет, повышение класса обслуживания на регулярных рейсах Аэрофлота и авиакомпаний - партнеров, а также товары, работы, услуги, предоставляемые партнерами программы. Обязательным условием для получения премий или для использования.услуги "перевод миль" является наличие на счете участника необходимого количества миль.
Согласно пункту 4.1.3 Программы, при оформлении премии программы с персонального счета участника снимается количество миль, соответствующее указанной премии.
Программа "Аэрофлот Бонус" является поощрительной акцией ПАО "Аэрофлот", участники которой не несут никаких обязательств друг перед другом; позволяет участникам накапливать мили за полеты, а затем использовать их как форму расчетов для приобретения бесплатных билетов и повышения класса обслуживания.
Пунктом 4.7.12.4 Правил установлено, что мили возвращаются в полном объеме при отрицательной оценке возможности предоставления услуги.
Вместе с тем, в рамках рассматриваемого спора, рейсы SU2122/01.08.2020 и SU2127/13.08.2020 Москва-Ираклион-Москва, на которые были приобретены истцом билеты, были отменены в связи с прекращением международного авиасообщения на основании решений заседания Президиума координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на адрес с 27.03.2020.
Порядок возврата провозной платы установлен Положением об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей адрес либо на ее части, утверждённом Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2020 N 991. Судом в решении было установлено, что истец к категориям лиц, поименованных в п. 10 Положения, не относится, в связи с чем, провозная плата по оплаченным им билетам подлежит возврату не ранее чем по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.
Пунктом 1 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В рамках рассматриваемых правоотношений билеты были оплачены как денежными средствами, так и премиальными милями со счета "Аэрофлот Бонус", то есть смешанным образом.
В связи с этим, принимая во внимание распространение на спорные правоотношения действия вышеуказанного Положения, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении данных требований истца об обязании ответчика восстановить на бонусном счете программы лояльности "Аэрофлот бонус" 50 000 премиальных миль.
Судебная коллегия считает, что обстоятельства дела судом были установлены полно и правильно, представленным доказательствам судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка, нормы действующего законодательства судом были применены верно, мотивы, по которым суд пришел к данным выводам приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не принял во внимание оплату билетов 25.12.2019г. в полном объеме, договор воздушной перевозки подлежал исполнению с даты его заключения, то есть с 25.12.2019г, требования истцом заявлены 27.06.2020г, таким образом не подлежит применению Постановление Правительства РФ от 06.07.2020г. N 991, в силу его противоречий нормам Федеральных законов и п. 2 ст. 35 и п. 3 ст. 55 Конституции РФ, судебная коллегия отклоняет, поскольку Правительство РФ постановлением от 06.07.2020 N 991 утвердило Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей адрес либо на ее части" (далее - Положение), согласно п. 1 которого оно устанавливает особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира (далее - договор), в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также порядок и сроки возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей адрес либо на ее части, повлекших ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения.
Согласно пункту 1 вышеуказанного Положения, настоящее Положение применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской адрес, с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 г.
Таким образом, к указанным договорам положения статьи 108 Воздушного кодекса РФ и адрес авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 г. N 82 (о добровольных и вынужденных отказах) не применяются.
По указанным договорам статьей 107.2 Воздушного кодекса РФ установлено императивное требование о возврате провозной платы, а порядок и сроки возврата установлены Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ N 991.
Согласно пунктам 5, 7, 8, 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ N 991, перевозчик обязан принять в счет оплаты услуг по воздушной перевозке сумму ранее оплаченной пассажиром провозной платы в случае отмены перевозчиком рейса или отказа пассажира от перевозки.
Для зачета ранее оплаченной суммы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке в другие даты по такому же или другому маршруту или получения дополнительных услуг пассажир направляет перевозчику уведомление.
Пассажир вправе направить уведомление как до даты воздушной перевозки, указанной в билете, так и в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.
При этом устанавливается право пассажира на выбор любого из способов направления такого уведомления (через сайт перевозчика в сети "Интернет", посредством почтового отправления или при личном обращении в пункты, предусмотренные правилами перевозчика) и обязанность перевозчика принять такое уведомление и направить пассажиру в течение 20 календарных дней подтверждение способом, который пассажир указал в своем уведомлении.
В подтверждении перевозчик должен указать фамилию, имя, отчество (при наличии) пассажира, сумму оплаченной пассажиром провозной платы и срок, в течение которого перевозчик обязан принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг, указанных в пункте 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ N 991.
Перевозчик не вправе устанавливать ограничения по принятию суммы оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке пассажира, связанные с маршрутом или датой воздушной перевозки, при наличии в продаже билетов на выбранные пассажиром дату и маршрут воздушной перевозки.
Порядок обращения пассажира за оказанием указанных услуг определяется правилами перевозчика.
Согласно пункту 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ N 991, в случае если пассажир не воспользуется услугами по перевозке с возможностью зачесть ранее оплаченную сумму в счет их оплаты, то провозная плата подлежит возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, за исключением определенных категорий граждан, для которых установлен иной срок возврата.
Пунктом 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ N 991, установлено, что правило о возврате провозной платы по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, не распространяется на следующие категории пассажиров: лица, признанные инвалидами I или II группы; лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида II группы; ветераны Великой Отечественной войны, члены многодетной семьи.
Пунктом 6 Положения предусмотрено, что денежные средства, не использованные для оплаты услуг, указанных в пункте 5 настоящего Положения, подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, если иной срок возврата не установлен пунктом 10 настоящего Положения.
Истец не относится к категории пассажиров, указанной в п. 10 Положения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, установив, что исполнение договора перевозки в данном конкретном случае приходилось на август 2020 года, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска, правильно применив нормы материального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Иные доводы апелляционной жалобы не нуждаются в дополнительной проверке, поскольку направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что, разрешая данный спор, суд свои выводы мотивировал в судебном решении со ссылкой на нормы права, регулирующие возникшие правоотношения, и правильно установив обстоятельства, имеющие значения для дела, постановилзаконное и обоснованное решение.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тушинского районного суда адрес от 22 декабря 2020 года, в редакции дополнительного решения Тушинского районного суда адрес от 05 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.