Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Ефимовой И.Е., судей Полковникова С.В., Мрыхиной О.ВА., при помощнике судьи Шумайловой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мрыхиной О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Лозовской Е *** В *** на решение Никулинского районного суда города Москвы от 16 июня 2021 года, которым постановлено:
Взыскать с Лозовской Е *** В *** в пользу Министерства имущественных отношений Московской области плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в размере 177 927, 13 руб, УСТАНОВИЛА:
Истец Министерство имущественных отношений Московской области обратился в суд с иском к Лозовской Е.В. о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, просит взыскать с ответчика плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *** в размере 477 927, 13 руб, мотивируя свои требования тем, что изменен вид разрешенного использования указанного земельного участка с "для строительства зоны отдыха" на "для индивидуального жилищного строительства". Порядок внесения платы за изменение ВРИ земельных участков, расположенных на территории Московской области, установлен ст.5.1 Закона Московской области от 07.06.1996г. N23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области". Вместе с тем, плата за изменение вида разрешенного использования в бюджет Московской области ответчиком не внесена, в связи с чем, Минмособлимуществом направлена претензия от 10.02.20202г. Поскольку ответа на претензию не поступило, истец обратился в суд с настоящим иском.
Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Покутний В.А. в судебном заседании суда первой инстанции возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, указывая на неверный расчет платы.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит ответчик Лозовская Е.В. по доводам апелляционной жалобы, указывая, что не согласившись с размером кадастровой стоимости земельного участка, установленной в результате изменения вида разрешенного использования, Лозовская Е.В. в 2020г. обратилась с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной. Её заявление было удовлетворено решением от 05.06.20210г. *** Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Министерстве имущественных отношений Московской области. В декабре 2020г. Министерство имущественных отношений Московской области обратилось к Лозовской Е.В. с иском о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования в размере 477 927, 13 руб, при этом для определения размера платы использовало уже недействующее значение кадастровой стоимости.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика Лозовской Е.В, действующего на основании доверенности Покутнего В.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.
Согласно положениям ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается на основании заявления этого лица при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом Московской области, с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на дату подачи указанного заявления видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.
Порядок внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории Московской области, установлен статьей 5.1 Закона Московской области N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области", а также принятым на основании указанной статьи постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 N 1190/57 "Об утверждении порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и перечня муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается".
В соответствии с законодательством Московской области плата взимается в бюджет Московской области по нормативу 10% при изменении вида разрешенного использования земельных участков под различные виды жилой застройки (индивидуальную жилую, блокированную, малоэтажную многоквартирную, среднеэтажную, многоэтажную (высотную)).
Плата взимается при изменении вида разрешенного использования на основании:
Решения Правительства Московской области о включении земельного участка в границы населенного пункта и об одновременном изменении его вида разрешенного использования (ч. 1 ст. 5.1 Закона N 23/96-03);
Решения органа местного самоуправления муниципального образования Московской области об изменении вида разрешенного использования земельного участка (ч. 3 ст. 5.1 Закона N 23/69-03);
Разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, предоставленного уполномоченным органом - Главархитектурой Московской области (ч. 5 ст. 5.1 Закона N 23/96-03);
Правил землепользования и застройки (ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона N 23/96-03).
В соответствии с пунктами 13.36.1, 13.36.2 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 N 842/27, органом, уполномоченным на осуществление расчета размера платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков и уведомление собственников о размере указанной платы, является Министерство имущественных отношений Московской области (Минмособлимущество).
Судом установлено, что Лозовская Е.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером ***.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Московской области от 09.07.2019г, изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *** с "для строительства зоны отдыха" на "для индивидуального жилищного строительства".
При таких обстоятельствах, Минмособлимущество осуществило расчет платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка и направило Лозовской Е.В. уведомление от 28.10.2019г. *** с просьбой в срок не позднее 30 дней после его получения внести в бюджет плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в сумме 477 927, 13 руб, которое было получено ответчиком, но оставлено без исполнения.
В соответствии с ч. 15 ст. 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-03 собственник земельного участка считается уведомленным о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка со дня получения уведомления либо со дня возврата уполномоченному органу (Минмособлимуществу) заказного письма.
Согласно ч. 16 ст. 5.1 указанного Закона собственник земельного участка обязан внести плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в 30-дневный срок со дня получения уведомления.
Поскольку плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не поступила в бюджет Московской области, Минмособлимущество направило в адрес Лозовской Е.В. претензию от 10.02.2020г. ***, которая была получена адресатом 19.02.2020 г, тогда как было установлено судом, и не отрицалось ответчиком, до настоящего времени плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка в бюджет Московской области не поступила.
При таких обстоятельствах, проверив расчет платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, представленный истцом, суд принял его в качестве допустимого доказательства, и взыскал с Лозовской Е.В. в пользу истца плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *** в заявленной сумме 477 927, 13 руб...
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах, оценка которых произведена по правилам ст.67 ГПК РФ.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд с достаточной полнотой исследовал все доказательства, собранные в ходе разрешения спора, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, судом приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц, доказательства были получены и исследованы в таком объеме, который позволил суду разрешить спор.
Судом первой инстанции были отклонены доводы представителя ответчика о необходимости определения КС2 в размере 5 968 138 руб, указав, что изменение кадастровой стоимости на дату 21.01.2019г. не изменяет в рассматриваемом случае расчет платы за изменение вида разрешенного использования на день подачи заявления собственника земельного участка об изменении ВРИ и на ее размер не влияет.
В силу пункта 3 статьи 5.1 Закона Московской области N 23/96-ОЗ решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается органом местного самоуправления муниципального образования Московской области на основании заявления собственника земельного участка, содержащего кадастровый номер соответствующего земельного участка, при условии внесения физическим или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно ст.18 Федерального закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной кадастровой оценке" 1. Сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
2. В случае исправления ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 20 или 21 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта, утвердившего ошибочно определенную кадастровую стоимость.
3. Сведения о кадастровой стоимости, полученные в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, являющихся основанием для определения такой кадастровой стоимости в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
4. В случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно представленной истцом выписке из ЕГРН от 23.12.2020г, по состоянию на 21.01.2019г. определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** в размере 47798271, 25 руб... Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН - 31.01.2019г. Дата начала применения кадастровой стоимости, в том числе в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по решению суда - 21.01.2019г.
Ответчиком в обоснование своих доводов при рассмотрении дела в суд первой инстанции было представлено решение от 05.06.2020г. *** Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 27.12.2018 N *** которым определена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** в размере рыночной стоимости 5 968 138 руб...
Также ответчиком была представлена выписка из ЕГРН от 19.02.2021г, согласно которой по состоянию на 21.01.2019г. определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** в размере 59681385 руб... Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН - 18.06.2020г. Дата начала применения кадастровой стоимости, в том числе в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по решению суда - 01.01.2020г.
При таких обстоятельствах, учитывая дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, доводы апелляционной жалобы о том, что размер платы за изменение вида разрешенного использования должен исчисляться по формуле с использованием действующего значения кадастровой стоимости, полученного в результате обращения Лозовской Е.В. за ее пересмотром: Рп + 10% х (5 968 138 - 5 162 123) = 80 601, 50 руб, не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судом или опровергали бы выводы судебного решения и не могут служить основанием к отмене решения суда первой инстанции, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на оспаривание выводов суда, а также на иную оценку доказательств, исследованных судом по правилам ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для признания их ошибочными и отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 39, 173, 220, 221, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Никулинского районного суда города Москвы от 16 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лозовской Е *** В *** - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.