Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио
при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца МИФНС России N 6 по адрес - фио на решение Савеловского районного суда адрес от 08 декабря 2020 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного иска МИФНС России N 6 по адрес к фио о взыскании недоимки по налогам и пени - отказать", УСТАНОВИЛА:
МИФНС России N 6 по адрес обратилась в суд с административным исковым заявлением к фио о взыскании задолженности по земельному налогу и пени за 2017 год, мотивируя свои требования тем, что фио в указанный период являлась собственником земельных участков, признанных объектом налогообложения, в связи с чем, налоговым органом был начислен земельный налог, административному истцу направлено налоговое уведомление и требование об уплате налога, однако в установленный срок уплата налога административным ответчиком произведена не была.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного истца.
Исследовав материалы дела, проверив решение, выслушав административного ответчика фио, представителя административного ответчика фио - фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение Савеловского районного суда адрес от 08 декабря 2020 года подлежит отмене.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Так, в силу части 1 статьи 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как установлено судом первой инстанции, фио на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 22:32:030008:7 с 08 апреля 2013 года и 22:32:030007:8 с 22 марта 2013 года.
За указанные земельные участки согласно расчету, представленному административным истцом за 2017 год, начислен земельный налог в размере сумма, пени в размере сумма
Также судом установлено, что фио заключила с ООО "Ромак" Соглашения об отступном от 14 и 15 декабря 2012 года, согласно которому ООО "Ромак" в погашение обязательства перед фиоН, предоставило ей отступное - 18 объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки с кадастровыми номерами 22:32:030008:7, 22:32:030007:8.
Право собственности на переданные в отступное объекты недвижимости зарегистрированы в собственность фио в Управлении Росреестра по адрес.
Определением Арбитражного суда адрес от 06 июня 2017 года в отношении ООО "Ромак" введена процедура наблюдения.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2017 года определение Арбитражного суда адрес от 06 июня 2017 года по делу NА03-2586/2017 отменено в части введения в отношении должника процедуры наблюдения и в этой части принят новый судебный акт, согласно которому ООО "Ромак" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыта процедура конкурсного производства.
По заявлению конкурсного управляющего ООО "Ромак" Соглашение об отступном от 14 декабря 2012 года и Соглашение об отступном от 15 декабря 2012 года определением от 22 февраля 2018 года по делу NА03-2586/2017 признаны недействительными сделками, применены последствия недействительности сделок, на фио возложена обязанность возвратить ООО "Ромак" недвижное имущество, переданное по соглашениям об отступном.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, исходя при этом из того, что в связи с признанием судом Соглашений об отступном от 14 и 15 декабря 2012 года ничтожными сделками право собственности на объекты недвижимости ООО "Ромак" не переходило к фио с даты оформления ничтожных соглашений, соответственно обязанность по уплате налога на административного истца не может быть возложена.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда по следующим основаниям.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П указал, что налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип платности землепользования.
Одной из форм платы за использование земли является земельный налог. Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах или досрочно, причем налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр.
Согласно статье 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 409 Налогового кодекса РФ).
Статьей 72 Налогового кодекса РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно положениям статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 34.2 Налогового кодекса РФ Минфин России дает письменные разъяснения налоговым органам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Письмом ФНС России от 20 октября 2017 года N БС-4-21/21330@ в налоговые органы для сведения и руководства в работе были направлены разъяснения Минфина России (письмо от 18 октября 2017 года N 03-05-04-01/68134) и Минэкономразвития России (письмо от 11 октября 2017 года N Д23и-5890), полученные по запросу ФНС России о применении для целей налогообложения недвижимости физических лиц судебных актов, вступивших в законную силу.
При этом в письме от 18 октября 2017 года N 03-05-04-01/68134 Минфин России, указав, что в соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 437, нормативно-правовое регулирование в сфере государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества осуществляется Минэкономразвития России, направило в соответствующие государственные органы копию письма Минэкономразвития России от 11 октября 2017 года N Д23и-5890 по вопросу об определении момента возникновения (прекращения) права собственности на недвижимое имущество.
В свою очередь, Минэкономразвития России в письме от 11 октября 2017 года N Д23и-5890 разъяснило следующее.
В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 ГК).
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 5 статьи 1 Закона о регистрации государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом датой государственной регистрации прав является дата внесения в ЕГРН записи о соответствующем праве, об ограничении права или обременении объекта недвижимости (часть 2 ст. 16).
Учитывая изложенное, по общему правилу, при наличии вступившего в законную силу судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРН, права на недвижимое имущество возникают (прекращаются) с момента внесения в ЕГРН записи о соответствующем праве (прекращении права) на объект недвижимости.
Вместе с тем, в случае, если судебным решением была признана недействительной сделка и применены последствия ее недействительности (недействительности ничтожной сделки), стороны были приведены в первоначальное положение, в том числе право собственности соответствующей стороны сделки признано отсутствующим, в силу статей 166, 167 ГК право собственности такой стороны будет считаться отсутствующим с момента вступления указанного судебного решения в законную силу.
В письме от 20 октября 2017 года N БС-4-21/21330@ ФНС России указала, что данное обстоятельство необходимо учитывать в качестве основания прекращения налогообложения недвижимости физических лиц, в том числе в силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".
Согласно письму Федеральной налоговой службы от 20 октября 2017 года N БС-4-21/21330@ "О применении для целей налогообложения недвижимости физических лиц судебных актов, вступивших в законную силу", в случае, если судебным решением была признана недействительной сделка с объектом недвижимости и применены последствия ее недействительности (недействительности ничтожной сделки), стороны были приведены в первоначальное положение, в т.ч. право собственности соответствующей стороны сделки признано отсутствующим, в силу статьей 166, 167 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности такой стороны, по мнению Минэкономразвития России, будет считаться отсутствующим с момента вступления указанного судебного решения в законную силу, а не с момента внесения соответствующей записи в ЕГРН.
Таким образом, принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что из материалов настоящего административного дела усматривается, что определением Арбитражного суда адрес от 22 февраля 2018 года, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2018 года, соглашения об отступном от 14 декабря 2012 года и 15 декабря 2012 года признаны недействительными сделками, соответственно, право собственности фио на указанные земельные участки считается отсутствующим с 10 августа 2018 года, что приводит к выводу об обязанности уплаты фио земельного налога и пени за 2017 год в отношении вышеуказанных земельных участков в полном объеме.
Решение суда, которым не были учтены изложенные обстоятельства, не может быть признано законным и обоснованным, оно в силу положений статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием по делу нового решения о взыскании с фио в пользу МИФНС России N 6 по адрес задолженности по земельному налогу за 2017 год в размере сумма и пени в размере сумма, а также взыскании с фио в доход бюджета адрес государственной пошлины в размере сумма
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Савеловского районного суда адрес от 08 декабря 2020 года отменить.
Принять по административному делу новое решение, которым взыскать с фио в пользу МИФНС России N 6 по адрес в счет задолженности по земельному налогу за 2017 год сумма, пени в размере сумма
Взыскать с фио государственную пошлину в доход бюджета адрес в размере сумма
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.