Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Ставича В.В, судей Коневой С.И, Гордеевой О.В, при секретаре Агаевой Г.Т, рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи Коневой С.И, административное дело по апелляционной жалобе Моххамад М.Н. на решение Басманного районного суда г. Москвы от 17 сентября 2020 года по административному делу N 2а-518/2020 по административному исковому заявлению Моххамад М.Н. к ГУВМ МВД России о признании решения незаконным, УСТАНОВИЛА:
гражданин *** Моххамад М.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение ГУВМ МВД России от 17.03.2020 года N 1600.
В обоснование доводов указал, что решением ГУ МВД России по г. Москве от 25.02.2020 года ему было отказано в предоставлении временного убежища на территории РФ.
Оспариваемым решением было отказано в удовлетворении жалобы на решение ГУ МВД России по г. Москве.
Считает, что в предоставлении временного убежища ему было отказано необоснованно, поскольку у него имеются обоснованные опасения, что в случае возвращения в страну гражданской принадлежности его жизнь и здоровье могут быть подвергнуты опасности.
Решением Басманного районного суда г. Москвы от 17 сентября 2020 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, поскольку считает, что судом не дано надлежащей оценки приведенным в административном исковом заявлении доводам.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся в заседание судебной коллегии лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, гражданин *** (далее - ***) Мохаммад Мохаммад Насим (ранее заявленные установленные данные - ***; ***), *** года рождения, уроженец г. ***. По национальности - ***, вероисповедание - ***. Родной язык - ***, свободно владеет ***. Русским языком владеет на бытовом уровне, нуждается в услугах переводчика. Образование начальное. Со слов, службу проходил в вооруженных силах *** с 1987 г. по 1988 г.
Прежнее постоянное место жительства Мохаммад М.Н. - г. ***, ***.
Со слов Мохаммад М.Н, на территорию Российской Федерации прибыл нелегально 25 мая 1996 г. железнодорожным транспортом с территории Республики ***. Сведения о въезде в АС ЦБДУИГ отсутствуют.
Личность Мохаммад М.Н. установлена национальным заграничным паспортом N ***, выданным *** в Москве, периодом действия с 15 марта 2019 г. по 15 марта 2024 г.
Семейное положение - разведен. Имеет сына - К.В.Н, *** года рождения, ***, проживающего на территории ***.
На территории *** проживают родители и четыре сестры.
Со слов Мохаммад М.Н, связь с родственниками не поддерживает.
В настоящее время Мохаммад М.Н. находится по адресу: г. Москва, ул. ***, без постановки на миграционный учет. Источник средств к существованию - осуществление трудовой деятельности в *** без оформления соответствующих документов.
26 ноября 2009 года Мохаммад М.Н. (с установочными данными - Мохаммад Насим Мохаммад Ясин) впервые обратился в УФМС России по г. Москве с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации, обосновав его угрозой преследования со стороны родственников первой жены, сложной социально-экономической обстановкой в стане гражданской принадлежности, желанием проживать и осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации.
Решением УФМС России по г. Москве от 22 декабря 2009 г. Мохаммад М.Н. было отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации как лицу, не отвечающему критериям, определяющим понятие "беженец" согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона. Указанное решение Мохаммад М.Н. не обжаловал, территорию Российской Федерации самостоятельно не покинул, выслан не был.
27 января 2010 г. Мохаммад М.Н. (с установочными данными - Ахмади Мохаммад Насим Мохаммад Ясин) обратился в УФМС России по г. Москве с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, обосновав его теми же причинами, что и ходатайство о признании беженцем, поданное 26 ноября 2009 г.
Решением УФМС России по г. Москве от 15 апреля 2010 г. Мохаммад М.Н. было отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 12 Федерального закона. Указанное решение Мохаммад М.Н. не обжаловал, территорию Российской Федерации самостоятельно не покинул, выслан не был.
6 ноября 2019 г. административный истец обратился в УВМ ГУ МВД России по г. Москве с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. В обоснование своего заявления указал, что выехал из страны гражданской принадлежности в ***после побега из плена моджахедов в период прохождения службы в вооруженных силах ***. В 1996 году Мохаммад М.Н. покинул Пакистан по причине поступавших угроз со стороны радикально настроенных групп населения за отказ присоединиться к "Партии ислама" и нелегально прибыл на территорию Российской Федерации с целью постоянного проживания.
Решением ГУ МВД России по г. Москве от 28 января 2020 г. Мохаммад М.Н. отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 12 Федерального закона.
При этом миграционный орган пришел к выводу о том, что указанные заявителем сведения связаны со сложной социально-экономической обстановкой в стране, а также желанием заявителя находиться на территории РФ, что указывает на преувеличенный характер ее опасений.
Указанное решение заявитель обжаловал в установленном порядке в ГУВМ МВД России.
Решением ГУВМ МВД России N 1600 от 17 марта 2020 г. решение территориального органа МВД России признано правомерным и оставлено в силе.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции оценил пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение является законным и обоснованным.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Так, Федеральный закон от 19.02.1993 года N 4528-1 "О беженцах", устанавливая, среди прочего, правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула), рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (п.п. 1 п. 1 ст. 1).
Данный Федеральный закон, помимо предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца (ст. 3), предусматривает также возможность предоставления данным лицам временного убежища (ст. 12).
Согласно п. 1 ст. 12 указанного Федерального закона предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.
Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 12 указанного Федерального закона временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории РФ, либо не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории РФ.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В соответствии с п. 7 Положения порядка предоставления временного убежища на территории РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 года N 274, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию РФ либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья).
При этом временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории РФ при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории РФ в обычном порядке. Иное привело бы к возможности злоупотребления правом со стороны лиц, не являющихся гражданами РФ, и к нарушению конституционного принципа равенства, который, как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории (Постановление от 27.04.2001 года N 7-П).
Оценивая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и установленные на их основе обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии объективные доказательств и убедительных аргументов, подтверждающих опасения административного истца стать жертвой или быть подвергнутым наказанию, преследованию, реальным угрозам безопасности либо негуманному обращению в случае возвращения в страну гражданской принадлежности.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции верно установилюридически значимые обстоятельства, а также закон, подлежащий применению, доводам сторон и представленным ими доказательствам дал надлежащую правовую оценку.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Басманного районного суда г. Москвы от 17 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Моххамад М.Н. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.