Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей Гордеевой О.В., Кирпиковой Н.С., при секретаре Мироновой Ю.А., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-145/2020 по административному исковому заявлению Колгушкина Юрия Александровича, Бондаренко Александра Владимировича к Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории адрес о признании решения незаконным
по апелляционной жалобе представителя административных истцов Колгушкина Ю.А, Бондаренко А.В. по доверенности Германовой Е.А. на решение Люблинского районного суда г. Москвы от 08 июля 2020 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Гордеевой О.В, объяснения представителя административного истца Колгушкина Ю.А. по доверенности Германовой Е.А, возражения представителя административного ответчика Сырбуль Е.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Колгушкин Ю. А. обратился в суд с административным иском к Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории адрес о признании решения незаконным
В обоснование требований административный истец указал, что является членом РООА "Марьино", владеет гаражным боксом N 103 на автостоянке "Берег", расположенной по адресу: адрес.
08 октября 2019 года Окружной комиссией по пресечению самовольного строительства на территории адрес вынесено решение N 33 об освобождении городского земельного участка от некапитальных объектов гаражного назначения в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 02 ноября 2012 года N 614-ПП которое принято, в связи с тем, что земельно-правовые отношения в установленном законом порядке для целей размещения некапитальных объектов гаражного назначения, не оформлены, документы, послужившие основанием для размещения данных объектов отсутствуют. Истец с данным решением не согласен, ссылаясь на то, что некапитальные объекты гаражного назначения были размещены на земельном участке на основании распоряжения Исполкома Моссовета от 12 апреля 1983 года, что соответствовало действующему на тот момент Земельному кодексу адрес, который предусматривал передачу земельного участка в бесплатное пользование, в порядке отвода земельного участка органом, имеющим право на предоставление участка; право землепользования удостоверено государственным актом, выданным Исполкомом Моссовета, изъят земельный участок не был, передача сооружения от МГСА к РООА "Марьино" предусматривала переход права пользования земельным участком, в связи с чем Колгушкин Ю.А. просил признать названное решение N 33 незаконным и приостановить исполнение указанного решения до вступления судебного решения по данному иску в законную силу.
Бондаренко А.В. обратился в суд с аналогичными требованиями, указав, что владеет гаражным боксом N 98 на автостоянке "Берег", расположенного, по адресу: адрес.
Определением суда от 29 мая 2020 года дела объединены в одно производство.
Решением Люблинского районного суда г. Москвы от 08 июля 2020 года постановлено:
"В удовлетворении административных исков Колгушина фио и Бондаренко Александра Владимировича к Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории адрес о признании решения незаконным отказать".
В апелляционной жалобе представитель административных истцов просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, нарушении судом норм материального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца Колгушкина Ю.А. по доверенности Германовой Е.А, возражения представителя административного ответчика Сырбуль Е.С, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении слушания, проверив решение, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца. При этом, на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Судом установлено, что 12 апреля 1983 года распоряжением Исполкома Московского Городского Совета Народных Депутатов Московскому городскому совету Всероссийского Добровольного общества автолюбителей был отведен земельный участок 0, 5 га по адрес в Марьино (адрес) в границах согласно представленному плану, под строительство временной открытой платной автостоянки на 200 машиномест с требованием оформить отвод земельного участка во временное пользование и разрешение на строительство.
19 июня 1987 года Распоряжением N сумма Исполнительного комитета Московского Городского Совета Народных Депутатов Московскому городскому совету Всероссийского Добровольного общества автолюбителей разрешено оборудовать открытую автостоянку сборно-разборными покрытиями, с предоставлением проекта покрытия и благоустройства территории.
30 марта 1999 года РООА "Марьино" (автостоянка 173) вышла из состава Люблинского территориального Совета МГСА.
На заседании Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории адрес от 08 октября 2019 года было принято оспариваемое решение N 33, согласно которому Управе адрес в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 02 ноября 2012 года N 614-ПП было поручено в трехдневный срок составить акт обследования земельного участка и обеспечить освобождение земельного участка от незаконно размещенных объектов.
Согласно Постановления Правительства Москвы от 02 ноября 2012 года N 614-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов", при организации работ по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе по осуществлению демонтажа и (или) перемещению таких объектов, а также Постановлением Правительства Москвы от 31 мая 2011 года N 234-ПП "Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории адрес комиссия по пресечению самовольного строительства является коллегиальным органом, созданным Префектом административного округа города Москвы в целях комиссионного рассмотрения фактов строительства (реконструкции) объектов, обладающих признаками самовольных построек и самовольного занятия земельных участков, а также принятие действенных мер по выявлению, профилактике и пресечению самовольного строительства на территории соответствующего административного округа города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010 года N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы" предусмотрено полномочие принятия Окружной комиссией решения о демонтаже и (или) перемещению незаконно размещенных объектов.
В соответствии с п.п.1.1. 1.5 - 1.6. Постановления Правительства Москвы от 31 мая 2011 года N 234-ПП "Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы", Окружная комиссия по пресечению самовольного строительства является коллегиальным органом, созданным префектом административного округа города Москвы в целях комиссионного рассмотрения фактов строительства (реконструкции) объектов, обладающих признаками самовольных построек, и самовольного занятия земельных участков, а также принятия действенных мер по выявлению, профилактике и пресечению самовольного строительства на территории соответствующего административного адрес.
Согласно п. 1.5. Постановления, решения Окружной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения всеми органами исполнительной власти адрес, учреждениями и предприятиями адрес, а также всеми хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории административного округа.
Обжалование решений Окружной комиссии осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п.п. 2.1 - 2.2.3. Постановления Правительства Москвы от 31 мая 2011 года N 234-ПП "Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы", основной задачей Окружной комиссии является рассмотрение фактов самовольного строительства (реконструкции) в соответствии с настоящим Положением.
Комиссия вправе принимать решения: о признании объекта обладающим признаками самовольной постройки в соответствии со ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации; о направлении при необходимости уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы (Департаментом земельных ресурсов города Москвы, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, префектурой административного округа города Москвы) застройщику предложения о добровольном сносе (демонтаже) объекта (части объекта), обладающего признаками самовольной постройки, освобождении самовольно занятого земельного участка, восстановлении (рекультивации) территории, в случае уничтожения зеленых насаждений при ведении самовольного строительства - компенсации утраченных насаждений с установлением срока выполнения работ. В случае неисполнения застройщиком решения Окружной комиссии (п. 2.2.2) - о направлении уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы (Департаментом земельных ресурсов города Москвы, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, префектурой административного округа города Москвы) в суд искового заявления о признании объекта (части объекта) самовольной постройкой, его сносе (демонтаже) или освобождении самовольно занятого земельного участка.
В силу ч. 1 ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Согласно п. 1 ст. 20 Устава города Москвы, в собственности города находится земля в границах города, что не противоречит статьям 10, 29 и 34 ЗК РФ, в силу которых, субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В п. 3 ст. 20 Устава города Москвы закреплено правило, по которому правомочия собственника земли осуществляют органы государственной власти адрес, в рамках их компетенции.
В соответствии с Законом адрес от 11 июля 2012 N 39 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями адрес" ст. 1 п. 4 органы местного самоуправления наделяются следующими отдельными полномочиями города Москвы в сфере размещения объектов капитального строительства: (п.п. 2) согласование подготовленного на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории проекта правового акта уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о предварительном согласовании предоставления земельного участка в целях размещения объектов гаражного назначения и объектов религиозного назначения, если предусмотренное пунктом 1 настоящей части согласование не проводилось.
Статьей 60 ЗК РФ предусмотрено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
Положениями части 2 и 3 ст. 76 ЗК РФ определено, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Под объектами капитального строительства понимаются здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (п. 10 ч. 1 ГрК РФ).
В силу положений ст. 130 ГК РФ, некапитальные объекты не относятся к недвижимому имуществу, так как они не являются прочно связанными с землей и их перемещение возможно без несоразмерного ущерба их назначению.
В соответствии с Положением о размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 16 декабря 2018 N 1139-ПП, гаражный бокс относится к некапитальным объектам технического назначения.
Согласно п. 3.2 Приложения N 1 к постановлению Правительства от 02 ноября 2012 года N 614-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов" документами, являющимися основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства являются: действующее разрешение на размещение нестационарного объекта для реализации печатной продукции в месте, установленном схемой размещения нестационарных торговых объектов; действующий договор на размещение нестационарного объекта и свидетельство о размещении; действующий договор на размещение объекта, не являющегося объектом капитального строительства; действующий договор аренды земельного участка для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства; действующий договор безвозмездного срочного пользования для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства; свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком для размещения некапитального объекта; действующее уведомление о включении сезонного кафе при стационарном предприятии общественного питания в схему размещения сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания (о внесении изменений в схему размещения сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания). Перечень документов является исчерпывающим.
Такие документы у истцов, как владельцев объектов - гаражных боксов N 98 и 103 отсутствуют.
В настоящее время Постановлением Правительства Москвы от 13 ноября 2012 года N 636 "О размещении и установке на территории названных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и о представлении земельных участков для целей не связанных со строительством" предусмотрены только плоскостные парковки - площадки для легкового автотранспорта без устройства фундаментов (п. 5.2).
Кроме того, настоящим Постановлением Правительства установлено, что правовой акт о предоставлении земельного участка для размещения объектов, указанных в пунктах 1.1 и 1.2 настоящего положения, принимается при наличии следующих документов: а) утвержденный в установленном порядке строительный генеральный план (стройгенплан) с необходимыми заключениями; б) договор аренды смежного земельного участка, предусматривающий осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства за счет средств бюджета города Москвы и средств государственных учреждений города Москвы - договор безвозмездного срочного пользования смежным земельным участком; в) кадастровый паспорт земельного участка.
адрес по адресу: Москва, адрес был выделен во временное пользование для размещения открытой автостоянки с оборудованием легких сборно-разборных конструкций, земельно-правовые отношения оформлены не было, правоустанавливающие документы на земельный участок отсутствуют. Поскольку таких документов не было представлено Окружной комиссией по пресечению самовольного строительства на территории адрес, 08 октября 2019 года принято решение об осуществлению действий по демонтажу объектов гаражного назначения, расположенных по адресу: Москва, адрес.
Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Гаражи NN 98 и 103, расположенные по адресу: адрес не обладают признаками недвижимого имущества, в связи с чем к объекту недвижимости не относятся, в отношении них у истцов не возникло право собственности как на объект недвижимого имущества.
В связи с изложенным суд пришел к выводу, что принятое Окружной комиссией по пресечению самовольного строительства на территории адрес решение является законным и обоснованным, так как объекты по адресу: адрес (в том числе и гаражи истцов) размещены в отсутствие требуемых документов, а они сами не являются объектами капитального строительства.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими надлежащую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ, и соответствующими фактическим обстоятельствам дела; они сделаны при правильном применении правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, и оснований не согласиться с ними не имеется.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку, применил закон, подлежащий применению, и постановилзаконное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы не содержат в себе обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда; сводятся, по сути, к иной правовой оценке собранных по делу доказательств и к повторному изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется, так как она полностью соответствует процессуальному закону.
По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Люблинского районного суда г. Москвы от 08 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.