Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей Кирпиковой Н.С., Гордеевой О.В., при секретаре Мироновой Ю.К., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело по апелляционной жалобе административных истцов Ошерова С.В., Ошеровой Ю.В., Ошерова Р.С., Ошеровой П.С. на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 25 мая 2021 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административных исковых требований Ошерова Станислава Валерьевича, Ошеровой Юлии Викторовны, Ошерова Романа Станиславовича, Ошеровой Полины Станиславовны к Государственной жилищной инспекции города Москвы об отмене предписания - отказать", УСТАНОВИЛА:
Административные истцы Ошеров С.В, Ошерова Ю.В, Ошеров Р.С, Ошерова П.С. обратились в суд с административным иском к Государственной жилищной инспекции города Москвы об отмене предписания от 30.11.2020 о приведении квартиры в соответствие с технической документацией МогорБТИ, мотивируя заявленные требования тем, что с августа 2015 года административные истцы как одна семья проживают в квартире N 47, расположенной по адресу: адрес, на основании договора социального найма, заключенного между Ошеровым С.В. и Департаментом городского имущества г..Москвы. В квартире также зарегистрированы Ошерова Е.И. и Ошеров К.В, однако они в квартире никогда фактически не проживали. К маю 2020 года квартира находилась в плохом состоянии и требовала текущего ремонта, в связи с чем, административные истцы приняли решение произвести ремонт и внести некоторые изменения в планировке и устройстве квартиры, без изменения ее конфигурации и габаритов, не требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, для чего ими были привлечены специалисты ООО АБ "Натура-Архитектура". В мае-августе 2020 года произведен соответствующий ремонт квартиры, в частности выполнен монтаж ненесущих перегородок, в том числе с дверными проемами; устройство гидроизоляции пола коридора, ванной, санузла, кухни-ниши; устройство шумоизоляции пола и стен; устройство кухни-ниши, расположенной на части мокрой зоны, предусмотренной проектом застройщика с установкой электрической плиты и кухонной мойки; устройство венткороба в кухни-нише, индивидуально выполненной декоративной конструкцией под потолком с обеспечением доступа для обслуживания инженерных коммуникаций. Административные истцы обратились в Государственную жилищную инспекцию г..Москвы для получения разрешения на указанные изменения, однако получили отказ. Постановлением заместителя начальника Мосжилинспекции Ревина Н.А. от 01.09.2020 каждый административный истец оштрафован на сумма за произведенное изменение квартиры.
Предписанием от 30.11.2020 Мосжилинспекция обязала административных истцов в срок до 05.02.2021 привести квартиру в первоначальное положение в соответствии с технической документацией МосгорБТИ. Между тем, произведенные в квартире изменения не являются реконструкцией, так как не затрагивают конструктивные характеристики ее надежности и обязанности и в соответствии с п.4 ч.17 ст.51 ГрК РФ не требуют оформления разрешения на производство работ, что также подтверждается техническим заключением ООО АБ "Натура-Архитектура" о состоянии несущей и ограждающих конструкций здания и о возможности переустройства и перепланировки квартиры, проект переустройства/ перепланировки квартиры, техническое заключение о допустимости безопасности, ранее выполненной перепланировки/переустройства помещений квартиры, а также техническое заключение ООО "Хорспроект" о допустимости и безопасности ранее выполненной перепланировки и переустройства помещений в квартире.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят административные истцы.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя административных истцов, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, проверив решение, приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального и процессуально права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом при рассмотрении дела установлено, что в соответствии с договором социального найма жилого помещения от 06.08.2015 N 561054052, Департамент городского имущества г. Москвы предоставил нанимателю Ошеровой Е.И. и членам ее семьи Ошерову С.В, Ошерову К.В, Ошерову Р.С, Ошеровой П.С, Ошеровой Ю.В. в бессрочное владение и пользование квартиру N 47, расположенную по адресу: адрес.
В период май-август 2020 года в указанной квартире административными истцами Ошеровым С.В, Ошеровой Ю.В, Ошеровым Р.С, Ошеровой П.С. произведен ремонт, в частности выполнен монтаж ненесущих перегородок, в том числе с дверными проёмами; устройство гидроизоляции пола коридора, ванной, санузла, кухни-ниши; устройство шумоизоляции пола и стен; устройство кухни-ниши, расположенной на части мокрой зоны, предусмотренной проектом застройщика с установкой электрической плиты и кухонной мойки; устройство венткороба в кухни-нише, индивидуально выполненной декоративной конструкцией под потолком с обеспечением доступа для обслуживания инженерных коммуникаций.
13.08.2020 в рамках рассмотрения обращения по вопросу проведения переустройства и перепланировке жилого помещения N 47 дома 5А по адрес, г. Москва на основании распоряжения от 03.08.2020 NРГ-ЮЗ-00579-ПЖ ведущим специалистом Жилищной инспекции по адрес (подразделение Мосжилинспекции) проведена проверка квартиры административных истцов, в ходе которой установлено, что в квартире выполнен демонтаж подоконного блока между комнатой и лоджией, выполнено объединение; демонтаж ненесущих перегородок между кухней и комнатой; заложен дверной проем между комнатой и коридором; демонтаж дверных проемов между коридорами; в помещении кухни отсутствует раковина и электрическая плита; в ванной комнате отсутствует умывальник, на полу выполнено основание из бетона 1Ч1 м, высотой 15 см.
Постановлениями Мосжилинспекции от 01.09.2020 NN ЮЗ-799/20, ЮЗ-802/20, ЮЗ-801/20, ЮЗ/800-20 административные истцы Ошеров С.В, Ошерова Ю.В, Ошеров Р.С, Ошерова П.С. признаны виновными в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.21 КоАП РФ и привлечены к административному наказанию в виде штрафа.
Также судом установлено, что 26.11.2020 Ошеров С.В. обратился в Государственную жилищную инспекцию г. Москвы с заявлением об оформлении акта о завершенном переустройстве и перепланировке жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: адрес. Мосжилинспекция 30.11.2020 по результатам рассмотрения заявления приняла решение об отказе в оформлении акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме на ранее выполненные работы без решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, на основании п. 2.10.1.1.1. Приложения N2 к постановлению Правительства Москвы от 25.10.2011 N508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах": непредставление документов или представление неполного комплекта документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя в соответствии с требованиями, установленными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, настоящим Регламентом - отсутствие согласия в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма, или всех собственников помещения, если помещение находится в собственности заявителя (2.5.1.1.1.6.). В адрес Жилищной инспекции по адрес поступило обращение ГР-07-5619/20 от 01.10.2020 одного из нанимателей о том, что не давал своего согласия на представления заявления уполномоченному органу на оформление ранее выполненных работ по переустройству и перепланировке помещения, расположенного по адресу: адрес.
Оспариваемыми предписаниями от 30.11.2020 NN РГ-О-ЮЗ-10501-ПЖ/1, РГ-О-ЮЗ-10502-ПЖ/1, РГ-О-ЮЗ-10503-ПЖ/1 и РГ-О-ЮЗ-10504-ПЖ/1 Мосжилинспекция, руководствуясь п.17, п.3.3.3.3.8.2.2.2 Постановления Правительства Москвы от 25.10.2011 N508-ПП "Об организации переустройства и(или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах", обязала административных истцов привести помещение в соответствие с технической документацией МосгорБТИ или согласовать в рамках предоставления государственной услуги.
Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, проанализировав оспариваемые предписания административного ответчика на предмет соответствия действующему законодательству, регулирующему рассматриваемые правоотношения, посчитал их законными и отказал в удовлетворении административного иска, поскольку предписания об устранении выявленных нарушений вынесены в соответствии с законом и в пределах компетенции должностных лиц, выявленные нарушения подтверждены материалами дела.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Государственная жилищная инспекция города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктами 3, 4, 11 Положения о Государственном жилищном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493, пунктом 1 Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП (далее - Положение), Административным регламентом исполнения Государственной жилищной инспекцией города Москвы государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 28.12.2011 N 655-ПП (далее - Регламент), осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением требований к проведению переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах.
В соответствии со статьями 2, 13, 14, 26 ЖК РФ, пунктом 4.2.1 Положения Мосжилинспекция является органом, осуществляющим согласование переустройства и перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах, а также производства связанных с этим ремонтно- строительных работ.
В соответствии с возложенными задачами Мосжилинспекция осуществляет контроль за соблюдением норм и правил производства работ по переустройству и (или) перепланировке жилых нежилых помещений в жилых домах, а также осуществляет в качестве уполномоченного органа Правительства Москвы прием и рассмотрение в режиме "одного окна" заявок от граждан и юридических лиц с последующей выдачей им разрешений (или отказов в разрешении) на переустройство и (или) перепланировку жилых помещений в жилых домах и производство связанных с этим ремонтно- строительных работ.
Порядок согласования переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах и жилых домах в городе Москве установлен постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП (далее - постановление N 508-ПП).
В силу части 1 статьи 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно части 1 статьи 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
В соответствии с пунктом 18 приложения 1 к постановлению N 508-ПП оформление акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме и жилом доме на ранее выполненные работы без решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме, если такое решение требуется в соответствии с настоящими Требованиями, допускается при обращении физического лица, индивидуального предпринимателя или юридического лица с техническим заключением о допустимости и безопасности проведенных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения, оформленным проектной организацией, являющейся членом саморегулируемой организации.
При этом, основания для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме приведены в ст. 27 ЖК РФ и п. п. 2.10.1.1, 2.10.2 Административного регламента от 25.10.2011 N 508-ПП. Заявителю может быть отказано в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, в том числе, если установлены факты непредставления документов или представления неполного комплекта документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя в соответствии с требованиями, установленными правовыми актами РФ, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, настоящим Регламентом (п. 2.10.1.1.1).
Для получения услуги требуется представить документы (ч. 2 ст. 26 ЖК РФ; п. 2.5.1 Административного регламента; п. 1.1 приложения 7 к постановлению Правительства Москвы N 508-ПП), в том числе согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма, или всех собственников помещения, если помещение находится в собственности заявителя (п. 2.5.1.1.1.6.).
В соответствии с положениями статьи 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса (часть 1). Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее помещение в многоквартирном доме лицо несет предусмотренную законодательством ответственность (часть 2). Собственник помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование (часть 3).
Учитывая установленные обстоятельства произведенной перепланировки переустройства жилого помещения по адресу: адрес, а также нарушения порядка обращения за предоставлением государственной услуги, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований, поскольку предписания об устранении выявленных нарушений от 01.09.2020 NN ЮЗ-799/20, ЮЗ-802/20, ЮЗ-801/20, ЮЗ/800-20 вынесены в строгом соответствии с законом и в пределах компетенции должностных лиц Мосжилинпекции.
Судебная коллегия находит правомерным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления и считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным; принятым в строгом соответствии с требованиями статьи 227 КАС РФ, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права; бремя доказывания между сторонами распределено верно (статья 62 КАС РФ).
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения.
Какого-либо несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 25 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.