Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при ведении протокола помощником судьи Лучкиной С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-1090/2021 по административному исковому заявлению АО "УЗОРЫ" о признании незаконными действий Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве по перерасчету кадастровой стоимости объектов недвижимости, обязании устранить допущенные нарушения прав, УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил
- признать незаконными действия ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- по состоянию на 28 июля 2020 года в размере 668 688 319, 39 рублей.
- обязать ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "УЗОРЫ" путем аннулирования акта от 06 августа 2020 года N 02-8256/0-1-ОКС об определении кадастровой стоимости в части, определяющей кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером --- по состоянию на 28 июля 2020 года.
- признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве по формированию и направлению в ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером ---, послужившими основанием для определения кадастровой стоимости в отношении указанного объекта недвижимости по состоянию на 28 июля 2020 года.
- признать незаконными действия Управления Росреестра по г. Москве по внесению 24 августа 2020 года в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости согласно Акту N 02-8256/0-1-ОКС от 06 августа 2020 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером --- в размере 668 688 319, 39 рублей.
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве исключить из Единого государственного реестра недвижимости данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- в размере 668 688 319, 39 рублей, определенной по состоянию на 28 июля 2020 года и внесенной в Единый государственный реестр недвижимости 24 августа 2020 года на основании Акта N 02-8256/0-1-ОКС от 06 августа 2020 года, и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости, установленной решением Московского городского суда от 21 октября 2019 года по делу N 3а-1078/2019 в размере 338 000 000 рублей.
В обоснование иска указано, что административный истец является собственником здания с кадастровым номером --- по адресу: город Москва, улица Полимерная, дом 8 строение 2. В отношении здания установлена кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2018 года в размере 531 751 227, 87 рублей. Решением Московского городского суда от 21 октября 2019 года установлена кадастровая стоимость здания равная рыночной стоимости в размере 338 000 000 рублей.
В соответствии с актом ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" от 06 августа 2020 года кадастровая стоимость объекта недвижимости была определена по состоянию на 28 июля 2020 года в размере 668 668 319, 39 рублей.
По мнению административного истца, в период 2018 -2020 годов не произошло каких-либо качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, влекущих за собой изменение кадастровой стоимости, предусмотренных Порядком, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 24 сентября 2018 года N 514. Полагая указанные действия по изменению кадастровой стоимости незаконными, общество обратилось с иском в Московский городской суд.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал в полном объеме. Представитель ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования", представитель Департамента городского имущества города Москвы в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражал. Представитель Управления Росреестра по Москве в судебное заседание не явился, извещен, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие на основании статьи 167 КАС РФ. К участию в деле был привлечен Департамент экономической политики и развития города Москвы, представитель которого в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражал.
Изучив административное исковое заявление, возражения на него, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются положениями Закона о государственной кадастровой оценке, а отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость - Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости).
Так, в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 11 Закона о государственной кадастровой оценке в редакции, действующей до 11 августа 2020 года, очередная государственная кадастровая оценка проводится через четыре года с года проведения последней государственной кадастровой оценки соответствующих видов объектов недвижимости, указанных в части 1 названной статьи, в городах федерального значения в случае принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения - через два года.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 16 Закона о государственной кадастровой оценке в той же редакции определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, влекущих за собой изменение его кадастровой стоимости, направляет в бюджетное учреждение информацию о таких сведениях.
Датой определения кадастровой стоимости в указанных в настоящей статье случаях является день, по состоянию на который осуществлено внесение сведений в ЕГРН, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном данной статьей, осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня поступления из органа регистрации прав в бюджетное учреждение сведений об объекте недвижимости, за исключением случая недостаточности информации, необходимой для определения кадастровой стоимости.
При недостаточности информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, бюджетное учреждение направляет запрос о предоставлении дополнительной информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, в частности, в организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, в сфере земельных отношений, государственного мониторинга земель, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также в подведомственные им организации.
Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, в частности организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, в сфере земельных отношений, государственного мониторинга земель, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также подведомственные им организации обязаны по запросу бюджетного учреждения предоставить имеющуюся в их распоряжении информацию или уведомить об отсутствии запрошенной информации в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного запроса.
Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав для внесения в ЕГРН, а также включения сведений о кадастровой стоимости, перечень которых определяется федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, при установлении порядка ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, в фонд данных государственной кадастровой оценки.
Приведенные нормы не допускают произвольного пересмотра кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости и связывают возможность установления кадастровой стоимости в период между датами кадастровой оценки для объектов, внесенных в ЕГРН, только в случае, если в отношении данных объектов произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, влияющих на размер кадастровой стоимости.
Судом установлено, что административный истец является собственником здания с кадастровым номером --- по адресу: город Москва, улица ---. В отношении здания установлена кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2018 года в размере 531 751 227, 87 рублей. Решением Московского городского суда от 21 октября 2019 года установлена кадастровая стоимость здания равная рыночной стоимости в размере 338 000 000 рублей.
В соответствии с актом ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" от 06 августа 2020 года кадастровая стоимость объекта недвижимости была определена по состоянию на 28 июля 2020 года в размере 668 668 319, 39 рублей. Изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости обусловлено изменением оценочной группы, вместо ранее примененной оценочной группы "офисы" (6.1), была применена группа "торговля" (4.1). Данные сведения были получены из Департамента экономической политики и развития города Москвы письмом N ДПР-3-1047/20 от 22 мая 2020 года. Между тем, из данного письма следует, что сведения об актах о фактическом использовании зданий, на основании одного из которых была изменена оценочная группа, направляются в ГБУ в связи с проведением работ по анализу предварительных результатов группировки объектов Перечня для кадастровой оценки 2020 года. Следовательно, информация об оценочной группе не имеет какого-либо отношения к пересчету кадастровой стоимости объекта недвижимости административного истца с кадастровым номером --- по состоянию на 28 июля 2020 года.
Кроме того, в материалы дела ГБУ представлены Разъяснения от 09 марта 2021 года, связанные с определением кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, из которых следует, что кадастровая стоимость на 28 июля 2020 года определялась с применением способа статистического моделирования с использованием при построении модели следующих ценообразующих факторов: расстояние до исторического центра Москвы, год постройки, нахождение объекта в промышленной зоне, торговый коридор, площадь, коэффициент ценности территории, расстояние до ближайшей магистрали города, материал стен, расстояние до ближайшей станции метро, коэффициент экспликации, этаж помещения. Следовательно, только изменение указанных характеристик могло повлечь изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости административного истца с кадастровым номером ---. Поскольку в представленных Разъяснениях ГБУ отсутствует такой фактор как "оценочная группа", изменение указанной характеристики не могло повлечь изменение кадастровой стоимости здания.
Как следует из акта обследования Госинспекции по недвижимости N 9031535 от 24 сентября 2014 года и акта обследования N 9033631/ОФИ от 28 февраля 2020 года, фактическое использование объекта недвижимости административного истца с кадастровым номером --- определено инспекторами под офисы и торговлю, следовательно, никаких изменений подгрупп, указанных в актах, не произошло, в связи с чем оснований для пересмотра кадастровой стоимости не имелось.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 ФЗ "О государственной кадастровой оценке" определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о них, и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их качественных и (или) количественных характеристик в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Из приведенных положений закона следует, что определение кадастровой стоимости в период между датами государственной кадастровой оценки должно осуществляться только в случае внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, влекущих изменение его кадастровой стоимости. Приказом Министерства экономического развития РФ от 20 июня 2016 года N 378 утверждена форма выписки из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках зарегистрированных правах на объекты недвижимости. Такая характеристика как "оценочная группа" в выписке ЕГРН не содержится, следовательно, сведения об изменении оценочной группы не вносятся в ЕГРН и в силу статьи 16 ФЗ "О государственной кадастровой оценке" не являются основанием для пересмотра кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости в период между датами государственной кадастровой оценки.
Поскольку никаких качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, влекущих за собой изменение его кадастровой стоимости, предусмотренных Порядком, в отношении спорного объекта недвижимости в 2018 - 2020 годах не происходило, по мнению суда, у административных ответчиков отсутствовали основания для пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 28 июля 2020 года.
При этом внесение в ЕГРН сведений о рыночной стоимости, установленной решением суда, не является обстоятельством, предусматривающим возможность перерасчета кадастровой стоимости, установленной в результате массовой оценки.
Несмотря на это, сведения о спорном объекте были включены Управлением Росреестра по г. Москве в сформированные им перечни объектов, изменивших характеристики, и направлены в ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования", а последним произведен перерасчет кадастровой стоимости на основании предоставленных сведений.
Возложенная на Управление Росреестра г. Москвы статьей 16 Закона о государственной кадастровой оценке обязанность по формированию перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которого необходимо установление кадастровой стоимости в период между датами государственной кадастровой оценки, не предусматривает возможность произвольного включения в данный перечень объектов, в отношении которых не были изменены количественные и качественные характеристики, влияющие на размер кадастровой стоимости, и впоследствии внесения данных сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН, а неоднократный произвольный пересмотр кадастровой стоимости вне рамок государственной кадастровой оценки является злоупотреблением правом со стороны административных ответчиков.
Также суд находит несостоятельным довод ГБУ о том, что в настоящее время у административного истца отсутствует правовой интерес в рассмотрении спора, поскольку здание исключено из постановления Правительства Москвы N 700-пп от 28 ноября 2014 года "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость". Кадастровая стоимость объекта недвижимости подлежит применению не только для целей исчисления и уплаты налога на имущество организаций, но и для иных правоотношений, например, для исчисления госпошлины за совершение нотариальных действий (ст.333.25 подп.5 Налогового кодекса РФ, ст.22 п.2 Основ законодательства о нотариате) и прочее.
При изложенных основаниях, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- по состоянию на 28 июля 2020 года в размере 668 688 319, 39 рублей.
Обязать ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "УЗОРЫ" путем аннулирования акта от 06 августа 2020 года N 02-8256/0-1-ОКС об определении кадастровой стоимости в части, определяющей кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером --- по состоянию на 28 июля 2020 года.
Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве по формированию и направлению в ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером ---, послужившими основанием для определения кадастровой стоимости в отношении указанного объекта недвижимости по состоянию на 28 июля 2020 года.
Признать незаконными действия Управления Росреестра по г. Москве по внесению 24 августа 2020 года в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости согласно Акту N 02-8256/0-1-ОКС от 06 августа 2020 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером --- в размере 668 688 319, 39 рублей.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве исключить из Единого государственного реестра недвижимости данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- в размере 668 688 319, 39 рублей, определенной по состоянию на 28 июля 2020 года и внесенной в Единый государственный реестр недвижимости 24 августа 2020 года на основании Акта N 02-8256/0-1-ОКС от 06 августа 2020 года, и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости, установленной решением Московского городского суда от 21 октября 2019 года по делу N 3а-1078/2019 в размере 338 000 000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 20 октября 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.