Московский городской суд в составе судьи Михалевой Т.Д., при секретаре
фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-2008/2021 по административному иску Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве к местной религиозной организации мусульман "Прямой путь" о ликвидации, установил:
в Единый государственный реестр юридических лиц 17 декабря 2002 года были внесены сведения о Местной религиозной организации мусульман "Прямой путь" (далее - религиозная организация), основной государственный регистрационным номер 1027739799350.
Главное управление Министерства Юстиции Российской Федерации по Москве (далее - Главное управление) обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о ликвидации религиозной организации и ее исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, мотивируя тем, что отдельные положения ее устава противоречат законодательству РФ - в части отсутствия в Уставе условий совершения сделок по распоряжению недвижимым имуществом, включая сделки, направленные на его отчуждение, приобретение, передачу его в аренду, безвозмездное пользование, а также, что договоры займа и кредитные договоры совершаются религиозной организацией с письменного согласия органа религиозной организации, уполномоченного уставом религиозной организации на письменное согласование таких сделок (уполномоченного органа религиозной организации). Также административный истец ссылается на неисполнение религиозной организацией обязанности в установленный срок, предоставить документы, необходимые для проведения документарной проверки, а также на неисполнение ответчиком с 2014 года обязанности предоставлять в уполномоченный орган содержащие налоговой отчетности в налоговые органы. Кроме того, юридическое лицо было зарегистрировано с нарушениями закона, при государственной регистрации учредителями выступали 9 физических лиц, вместо 10. Помимо приведенного выше, административный истец указал на неисполнение административным ответчиком предупреждений N 77/03-54954 от 21.10.2020 г. и N 77/03-68930 от 28.12.2020 об устранении выявленных нарушений, которые до настоящего времени не исполнены.
В судебное заседание представитель Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствии.
Представитель местной религиозной организации мусульман "Прямой путь" в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом по адресу регистрации некоммерческой организации, а также в связи с отсутствием сведений о месте жительства председателя правления и в соответствии с положениями ч. 3 ст. 263 КАС РФ путем размещения извещения о времени и месте рассмотрения административного дела не позднее десяти дней до дня судебного заседания на официальном сайте Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по адрес в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ на общественное объединение возложен ряд обязанностей, в том числе обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы.
Кроме того, положениями статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган. Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности (п. 3.2).
Согласно пунктам 2 и 3 Порядка размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста РФ от 07.10.2010 г. N 252, отчеты и сообщения размещаются на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (http://unro.minjust.ru) и официальные сайты его территориальных органов в сети Интернет (далее - информационные ресурсы Минюста России в сети Интернет) ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Размещение отчетов о деятельности или сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России, приравнивается к исполнению обязанностей некоммерческих организаций, предусмотренных пунктами 3 - 3.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ, ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона.
Согласно положений статьи 44 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ, основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности является, в том числе, неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения. Правом обращения в суд с заявлением о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения обладает прокурор соответствующего субъекта Российской Федерации, а также соответствующий территориальный орган федерального органа государственной регистрации.
Поскольку ГУ Минюста России по Москве, действующее на основании Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 03.03.2014 г. N 25, является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего деятельность в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, поскольку им была осуществлена государственная регистрация местной религиозной организации мусульман "Прямой путь" и выдано свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации (л.д. 14), - оно в силу положений части третьей статьи 44 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ, части 1 статьи 262 КАС РФ является надлежащим административным истцом по настоящему делу.
Из материалов дела следует, что религиозная организация была зарегистрирована ГУ Минюста России по Москве и запись о ее создании внесена в ЕГРЮЛ 23.10.2000 г. (л.д. 14).
Согласно п. 2.1. Устава религиозная организации, создается в целях совместного исповедания и распространения исламской веры, осуществления права граждан на свободу вероисповедания и для взаимодействия с другими исламскими общинами на адрес. Местонахождение руководящего органа организации определено по адресу: адрес, что указано в свидетельстве о государственной регистрации некоммерческой организации (л.д. 14).
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 38 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ, орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.
В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что при проведении административным истцом федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческой организации, предусмотренного пунктом 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2012 г. N 705, Главное управление направило административному ответчику предупреждение N 77/03-54954 от 21.10.2020 г. (л.д. 33-34), где потребовало в срок до 25.12.2020 г. и предупреждение N 77/03-68930 от 28.12.2020 г. (л.д. 35-36), где потребовало в срок до 12.03.2021 г. устранить выявленные нарушения требований устранить выявленные нарушения требований пункта 4 статьи 25 Федерального закона N125-ФЗ, частью 1 статьи 7 Федерального закона от 25.07.2002 N114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".
Согласно положений частей 1-3 статьи 42 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ в случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев. Решение о приостановлении деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд.
Также из материалов дела видно, что 03.03.2021 г. Главным управлением было издано распоряжение N 1288 о проведении плановой документарной проверки Религиозной организации (л.д. 37-43), и последняя уведомлена о необходимости представления документов, перечисленных в названном распоряжении (л.д. 44-45), копия которого была приложена к уведомлению и направлена по адресу государственной регистрации ответчика.
04.03.2021 г. административному ответчику было направлено представление об устранении выявленных нарушений в срок до 01.04.2021 г. (л.д. 44-45); в числе нарушений указано:
- отсутствие в Уставе условий совершения сделок по распоряжению недвижимым имуществом, включая сделки, направленные на его отчуждение, приобретение, передачу его в аренду, безвозмездное пользование, а также, что договоры займа и кредитные договоры совершаются религиозной организацией с письменного согласия органа религиозной организации, уполномоченного уставом религиозной организации на письменное согласование таких сделок (уполномоченного органа религиозной организации);
- в нарушение требований пункта 3 статьи 9 Федерального закона N125-ФЗ председателем организации является лицо, подозреваемое в причастности финансированию терроризма, в отношении которого принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества;
- в нарушение требований подпункта 1 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. N7-ФЗ "О некоммерческих организациях", статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 г. N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля" и пункта 13 распоряжения Главного управления от 03.03.2021 г. N2188, организацией не представлены запрашиваемые документы для проведения проверки.
- в нарушение требований пункта 3 статьи 9 Федерального закона N125-ФЗ юридическое лицо было зарегистрировано с нарушениями закона, при государственной регистрации учредителями выступали 9 физических лиц, вместо 10;
- согласно пункту 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, организация обладает признаками недействующего юридического лица и подлежит исключению из ЕГРЮЛ, в связи с непредставлением с 2014 года налоговой отчетности в налоговые органы.
В представлении административный ответчик информировался о том, что если в установленный срок нарушения не будут устранены, ГУ Минюста России по Москве будет предъявлено требование о ликвидации юридического лица; представление было направлено Религиозной организации по месту ее нахождения, что подтверждено реестром почтовых отправлений (л.д. 61-63), однако не было доставлено адресату по причинам, не относящимся к объективным.
Исследовав материалы дела и оценив представленные в них доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что религиозной организацией были допущены неоднократные и грубые нарушения (по своему характеру и их последствиям) требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких-либо мер по устранению указанных нарушений до обращения возбуждения данного административного дела административным ответчиком не представлено.
В соответствии с разъяснениям, приведенными в п. 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", юридически значимое сообщение юридическому лицу, направляется по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим юридическим лицом. При этом необходимо учитывать, что юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по указанным адресам, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя; сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не находится по указанному адресу.
Кроме того, ни в установленный распоряжением N 1288 от 03.03.2021 г. срок, ни в ходе рассмотрения настоящего дела административный ответчик не представил в Главное управление документы, отражающие деятельность религиозной организации, в связи с чем, деятельность организации не была прозрачна и проведение в отношении нее проверки не представлялась возможным.
Судом учитывается, что согласно представленным сведениям Главным управлением какая-либо деятельность административным ответчиком не ведется, что свидетельствует о не возможности проведения проверки со стороны контролирующего органа.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом было установлено, что административный ответчик в течение длительного времени не предпринимал никаких мер к устранению выявленных нарушений, в том числе за прошлые периоды. Сама по себе незаконная деятельность организации является основанием для ее ликвидации, как представляющая угрозу публичному порядку и режиму законности в деятельности всех институтов гражданского общества.
При таких обстоятельствах требование о ликвидации организации в качестве меры, направленной на защиту прав и законных интересов других лиц, охраняемых законом публичных интересов, признается судом обоснованным, а административный иск - подлежащим удовлетворению.
Исходя из положений ст. 63 ГК адрес адрес закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ст. 21 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", настоящее решение является основанием для исключения сведений о местной религиозной организации мусульман "Прямой путь", ОГРН 1027739799350 из Единого государственного реестра юридических лиц.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Требования Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве удовлетворить.
Ликвидировать местную религиозную организацию мусульман "Прямой путь", ОГРН 1027739799350.
Настоящее решение является основанием для исключения местной религиозной организации мусульман "Прямой путь", ОГРН 1027739799350 из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда Т.Д. Михалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.