Московский городской суд в составе:
председательствующего судьи Михалевой Т.Д, с участием прокурора фио, при ведении протокола секретарем фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2022/2021 по административному исковому заявлению акционерного общества "Специализированный застройщик "Лайф Павелецкая" к Правительству Москвы о признании частично недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", установил:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 года принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованное на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014, "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N67, 02.12.2014.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2019 г. N 1574-ПП Постановление Правительства Москвы от 26.11.2019 N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП" определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год.
Постановление опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 27.11.2019, в изданиях: "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 1, 10.12.2019 (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 2, 10.12.2019 (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 3, 10.12.2019 (приложение 1 (окончание), приложение 2).
В указанный Перечень включены нежилые здания:
под пунктом 19320 с кадастровым номером 77:05: 0001001:1078 общей площадью 1 752, 6 кв.м, расположенное по адресу: адрес;
под пунктом 19318 с кадастровым номером 77:05: 0001001:1076 общей площадью 3 282, 5 кв.м, расположенное по адресу: адрес;
под пунктом 19319 с кадастровым номером 77:05: 0001001:1077 общей площадью 2 058, 3 кв.м, расположенное по адресу: адрес;
под пунктом 16299 с кадастровым номером 77:05: 0001001:1073 общей площадью 6 310, 6 кв.м, расположенное по адресу: адрес;
под пунктом 16300 с кадастровым номером 77:05: 0001001:1074 общей площадью 8 489, 6 кв.м, расположенное по адресу: адрес;
под пунктом 1287 с кадастровым номером 77:05: 0001001:1075 общей площадью 2 355, 7 кв.м, расположенное по адресу: адрес;
под пунктом 1289 с кадастровым номером 77:05: 0001001:1092 общей площадью 43, 9 кв.м, расположенное по адресу: адрес;
под пунктом 16301 с кадастровым номером 77:05: 0001001:1090 общей площадью 181, 3 кв.м, расположенное по адресу: адрес.
Постановлением Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год.
Постановление опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 25.11.2020, в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 1, 08.12.2020 (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 2, 08.12.2020 (приложение 1 (продолжение), "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 3, 08.12.2020 (приложение 1 (окончание), приложение 2 (начало), "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 4, 08.12.2020 (приложение 2 (окончание))
На 2021 год указанные здания включены под пунктами 13662, 13660, 13661, 13657, 13658, 18354, 13659, 13666, 13665 соответственно.
А также на 2021 год включены нежилые здания:
под пунктом 13664 с кадастровым номером 77:05: 0001001:1086 общей площадью 1 318, 7 кв.м, расположенное по адресу: адрес;
под пунктом 13663 с кадастровым номером 77:05: 0001001:1084 общей площадью 1 497, 7 кв.м, расположенное по адресу: адрес.
Акционерное общество "Специализированный застройщик "Лайф Павелецкая" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими перечисленных выше пунктов, ссылаясь на то, что здания включены в указанные Перечни незаконно, поскольку не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона адрес от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, фактически не используются для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, виды разрешенного использования земельного участка, на которых располагаются здания, не предусматривают размещение указанных объектов.
Определением Московского городского суда от 7 октября 2021 года производство по делу прекращено в части признания недействующими с 1 января 2020 года пункта 19320 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП", о признании недействующим с 1 января 2021 года пункта 13663 Приложения 1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП.
Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования в остальной части поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы, заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития возражал против удовлетворения иска, указав на то, что постановление принято в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца, полностью поддержал представленный в материалы дела отзыв.
Представитель заинтересованного лица ООО "Кэпитал Хауз" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствии.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, проанализировав оспариваемые истцом отдельные положения нормативных правовых актов на их соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Статья 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Оспариваемое постановление принято Правительством Москвы в пределах его полномочий, предусмотренных пунктом 5 статьи 1, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", статьями 1, 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", пунктом 1 статьи 44 Закона адрес от 28 июня 1995 года "Устав адрес", пунктом 9 статьи 11 Закона адрес от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", которые сторонами не оспаривалось.
В соответствии с требованиями Закона адрес от 08 июля 2009 года N 25 "О правовых актах адрес" постановления подписаны Мэром Москвы, опубликованы в официальных источниках.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемых в настоящей статье терминов - "административно-деловые центры", под которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом фактическим использованием здания в целях делового, административного или коммерческого назначения, согласно абз. 3 пп. 2 п. 3 ст. 378 НК РФ признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
На территории адрес в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона адрес от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", начиная с 1 января 2017 года налоговая база исходя из кадастровой стоимости определяется в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона адрес от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Системный анализ положений федерального и регионального законодательства, включая статью 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункты 1, 2 статьи 1.1. Закона адрес от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", позволяет сделать вывод о том, что отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру на территории адрес осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания и (или) вида его фактического использования.
В силу пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат вышеуказанные нежилые здания.
Как следует из ответа на запрос из ФГБУ ФКП Росреестра по адрес, что на дату утверждения Перечня на 2020 год, равно как и на момент начала налогового периода 2021 года, здания располагались на следующих земельных участках и следующим образом.
По состоянию на 01.01.2020 и 01.01.2021 здания с кадастровыми номерами 77:05: 0001001:1086, 77:05: 0001001:1084, 77:05: 0001001:1078, 77:05: 0001001:1076, 77:05: 0001001:1074, 77:05: 0001001:1077, 77:05: 0001001:1073 располагались в границах земельного участка с кадастровым номером 77:05: 0001001:4508 с видом разрешенного использования "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.3/1.2.5/1.2.7/1.2.9/1.2.10) здание с кадастровым номером 77:05: 0001001:1289 располагалось в границах земельного участка с кадастровым номером 77:05: 0001001:121 с видом разрешенного использования "эксплуатация существующей станции глубокого дренажа", здание с кадастровым номером 77:05: 0001001:1075 в границах земельного участка с кадастровым номером 77:05: 0001001:4512 с видом разрешенного использования в спорные налоговые периоды "объекты размещения офисных помещений, деловых центров с несколькими функциями (1.2.7)", здание с кадастровым номером 77:05: 0001001:1092 располагалось в границах земельного участка с кадастровым номером 77:05: 0001001:5271, имеющим вид разрешенного использования "коммунальное обслуживание (3.1) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9); магазины (4.4) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)".
По состоянию на 01.01.2021 здание с кадастровым номером 77:05: 0001001:1090 располагалось в границах земельного участка с кадастровым номером 77:05: 0001001:4509 (дата установления связи 04.02.2019) с видом разрешенного использования "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.3/1.2.5/ 1.2.7/1.2.9/1.2.10).
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты.
Правила землепользования и застройки адрес утверждены постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки адрес". До момента утверждения Правил землепользования и застройки адрес на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 3 Закона адрес от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в адрес" установление видов разрешенного использования земельных участков относилось к компетенции Правительства Москвы.
Порядок установления вида разрешённого использования земельного участка применительно к адрес в период до принятия правил землепользования и застройки был установлен в постановлении Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в адрес".
В силу пункта 3.2 постановления Правительства Москвы от 28.04.2009 N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в адрес" для определения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного кадастра недвижимости, кадастровой стоимости земельного участка разрешенное использование данного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Методические указания), на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
Из сравнительного анализа положений ст. 378.2 НК РФ и Методических указаний следует, что виды разрешенного использования, указанные для налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости, соответствуют видам разрешенного использования: 1.2.5 "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания"; 1.2.7 "земельные участки, предназначенные для офисных зданий делового и коммерческого назначения".
Постановлением Правительства Москвы от 15 июня 2016 года N 343-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. N 363-ПП. Так положения пункта 3.2 постановления Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. N 363-ПП (в редакции действующей с 15 июня 2016 года) предусматривают, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540 утверждены классификаторы видов разрешенного использования земельных участков, согласно которым:
- к коду вида разрешенного использования 3.3 "бытовое обслуживание" отнесено: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро);
- к коду вида разрешенного использования 4.1 "деловое управление" (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения);
- к коду вида разрешенного использования 4.2 "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)" отнесено: размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.9 (банковская и страховая деятельность, общественное питание; гостиничное обслуживание; развлечения; обслуживание автотранспорта); размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра;
- к коду вида разрешенного использования 4.6. "общественное питание" отнесено: размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).
На момент принятия оспариваемых Перечней объектов недвижимого имущества на 2019-2021 годы действовали Правила землепользования и застройки адрес, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП, территориальная часть которых устанавливает, в том числе, перечень и числовые обозначения - коды видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории адрес, группировки которых приведены в таблице 1 " Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства". Согласно названным Правилам землепользования и застройки указанные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства сформированы на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков". Коды видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, группировки которых приведены в таблице 1 " Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства", образованы путем добавления последней дополнительной цифры к кодам видов разрешенного использования, предусмотренным названным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, в частности: цифры "0" - в случае сохранения группировки видов разрешенного использования, предусмотренной указанным классификатором; иных цифр - в случае детализации данной группировки применительно к видам разрешенного использования объектов капитального строительства.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, исходя из формальной определенности налоговых норм, при отнесении объекта налогообложения к административно-деловому и (или) торговому центрам, должен соответствовать виду, предусмотренному для этих целей Налоговым кодексом Российской Федерации. Такой подход не позволит порождать сомнений у налогоплательщика и даст ему возможность точно знать, какие налоги, и в каком порядке он должен платить. Иное означало бы изменение, определенного Налоговым кодексом Российской Федерации, содержания понятий и терминов, а также обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, установленных названным кодексом, что недопустимо исходя из принципов, закрепленных в статьях 3, 6 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 42 Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации позволяет изменять вид разрешенного использования в соответствии с градостроительным регламентом без дополнительных разрешений и согласований при условии соблюдения требований технических регламентов.
Таким образом, приобретая или получая в пользование земельный участок с видом разрешенного использования, предусматривающим размещение офисных зданий делового и коммерческого назначения, правообладатель земельного участка обязан использовать его по целевому назначению, в том числе с возведением и последующей эксплуатацией объектов капитального строительства, соответствующих разрешенному использованию земельного участка.
Вместе с тем, учитывая разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, данные в постановлении от 12.11.2020 N 46-П, руководствуясь вышеприведенные требования законодательства, из содержания которых следует, что воля арендатора как обладателя обязательственного права, направленная на использование земельного участка иным образом, нежели установленный в договоре, в том числе и посредством изменения вида разрешенного использования земельного участка, не является абсолютной и не может ущемлять права собственника земельного участка, принимая во внимание, что установленные в отношении земельных участков, на которых расположены спорные здания, виды разрешенного использования являются смешанным, обладают признаками множественности и не в полной мере соответствуют критериям, предусмотренным ст. 378.2. НК РФ и п. 1 ст. 1.1 Закона адрес "О налоге на имущество организаций", а также видам разрешенного использования 1.2.5 - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", и 1.2.7 - "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения", утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39. Также данный вид разрешенного использования земельного участка не подпадает и под коды вида разрешенного использования 3.3 - "бытовое обслуживание", 4.1. "деловое управление" (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения); " 4.2 - "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)", 4.6 - "общественное питание", утвержденные Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540, суд считает, что в спорные налоговые периоды должно выясняться фактическое использование объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках.
Вместе с тем, здания с кадастровыми номерами 77:05: 0001001:1092 и 77:05: 0001001:1090 площадью менее 1 000 кв.м, в связи с чем, фактическое его использование в силу положений статьи 1.1. Закона адрес "О налоге на имущество организаций" не учитывается, соответственно, указанные здания незаконно включены в оспариваемые Пункты перечней
В силу пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости адрес.
Согласно пункту 1.4 Порядка, для целей его применения административно-деловой и торговый центр (комплекс) определяются в том числе как отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения), помещения в которых принадлежат одному или нескольким собственникам, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади здания (строения, сооружения) предусматривает соответственно размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения. комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) предусматривает размещение торговых объектов и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктами 3.4, 3.5 Порядка предусмотрено, что в ходе проведения мероприятий осуществляется фотосъемка, фиксирующая фактическое использование здания, а также фотосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании, указателей наименований улиц и номеров домов, расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования. По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования работник Госинспекции, уполномоченный на проведение указанного мероприятия, составляет акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения, с приложением соответствующих фотоматериалов.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, о чем уже указывалось выше.
Понятие "офис" дано в подпункте 4 пункта 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий, согласно которому, в редакции, действующей на момент составления актов обследования здания, "офисом" обозначается здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), в котором оборудованы стационарные рабочие места, используемое для размещения административных служб, приема клиентов, хранения и обработки документов, оборудованное оргтехникой и средствами связи, не используемое непосредственно для производства товаров.
Толкование подпункта 4 пункта 1.4 вышеназванного порядка в его системной взаимосвязи с пунктами 3 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 1.1 Закона адрес "О налоге на имущество организаций" позволяет сделать вывод о том, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой или коммерческой деятельности.
Что касается нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:05: 0001001:1077, 77:05: 0001001:1289, то мероприятия по определению фактического использования этих зданий компетентными органами в соответствии с постановлением Правительства N257-ПП от 14.905.2014 в указанные налоговые периоды не проводились, соответственно оснований для включения их в Перечень 2020 под пунктом 19319 и в Перечень 2021 под пунктами 13661 и 18354 соответственно не имелось.
При рассмотрении дела судом установлено, что Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости адрес составлены отношении:
- здания с кадастровым номером 77:05: 0001001:1076 Акт от 13.10.2014 N 9055707, в соответствии с которым здание используется для размещения офисов на 100 %.
- здания с кадастровым номером 77:05: 0001001:1073 Акт от 13.10.2014 N 9055706, в соответствии с которым здание используется для размещения офисов на 100 %.
- здания с кадастровым номером 77:05: 0001001:1074 Акт от 10.10.2014 N 9055430, в соответствии с которым здание используется для размещения офисов на 96, 3 %, торговые помещения 0, 7 %, общественное питание 3 %. Из фототаблицы усматривается наличие офисных помещений с оргтехникой, таблички организаций на дверях - ООО "Альтернатива", "Сервисный центр ЭПЛ", "Эндеа - женская одежда", "Согласие" и иные, стенд с наименованием ряда юридических лиц, а также столовая и продуктовый магазин.
- здания с кадастровым номером 77:05: 0001001:1075 Акт от 05.08.2015 N 9058972, в соответствии с которым здание используется для размещения офисов на 48, 89 %. В заключительной части указано, что здание N 5 используется для размещения офисов, объектов общественного питания, бытового обслуживания и торговых объектов.
На момент составления указанных Актов собственником зданий являлось общество с ограниченной ответственностью "Кэпитал Хауз".
Акты составлены с доступом в здания, при использовании Госинспекторами, проводившими проверку, документов технического учета, и, непосредственно, с помощью визуального осмотра зданий.
Из фототаблиц к данным актам усматривается наличие офисных помещений с оргтехникой и сопутствующей инфраструктурой, характерной для такого вида деятельности, стойка-рецепшн и зал ожидания для посетителей.
Суд считает, что инспекторы обладали достаточной информацией об использовании указанных зданий для размещения офисов, в акте имеются достаточные сведения, подтверждающие фактическое использование здания для размещения офисных и иных помещений, отвечающих требованиям ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что включение зданий с кадастровыми номерами 77:05: 0001001:1076, 77:05: 0001001:1073, 77:05: 0001001:1074, 77:05: 0001001:1075 под пунктами соответственно 19318, 16299, 16300, 1287 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", является законным и обоснованным и оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта в указанной части не имеется.
Судом также установлено, что в отношении здания с кадастровым номером 77:05: 0001001:1078 составлен акт от 25.09.2020 N 9126336/ОФИ, явившийся основанием для включения в Перечень 2021 года, в соответствии с которым здание используется для размещения офисов на 100 %. Данный акт составлен с доступом в здание, при использовании Госинспектором, проводившим проверку документов технического учета, и, непосредственно, с помощью визуального осмотра здания.
Вместе с тем, суд не может согласиться с выводами, изложенными в акте, поскольку он не соответствует требованиям Порядка. Так, несмотря на то, что обследование проводилось с доступом сотрудников Госинспекции в здание, в нарушение пункта 3.4 Порядка из акта не усматривается, что были обследованы все помещения отнесенные к офисам, каких-либо фотографий данных помещений не представлено. Имеющиеся фотографии фасада здания, пустующих помещений, входная группа, коридоры и лестничные пролеты не содержат привязки к конкретным этажам и помещениям, на них не запечатлены признаки, позволяющие отнести помещения в здании к офисным (кабинеты сотрудников, оснащенные оргтехникой, места для приема посетителей), отсутствует фиксация информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании. Фактически, акт составлен на основании технической документации, исходя только из экспликации к поэтажному плану. Однако, помещения в здании не могут быть однозначно отнесены к офисам, поскольку термин "кабинет" не тождественно назначению с термином "офис" исходя из признаков, содержащихся в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в этой связи площадь всех помещений здания, имеющих назначение "кабинет", не имеет правового значения и не может являться условием включения здания в перечень объектов недвижимого имущества.
В связи с чем, требования об исключении здания с кадастровым номером 77:05: 0001001:1078 из Перечня на 2021 год заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению, а пункт 13662 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП признанию недействующим.
В отношении здания с кадастровым номером 77:05: 0001001:1086 составлен акт от 01.09.2020 N 9124075/ОФИ, в соответствии с которым здание используется для размещения офисов на 36, 04 %. Данный акт составлен с доступом в здание, при использовании Госинспектором, проводившим проверку документов технического учета, и, непосредственно, с помощью визуального осмотра здания.
Вместе с тем, административным истцом представлены сведения, что на дату начало нового налогового периода 2021 года спорные здания с кадастровыми номерами 77:05: 0001001:1086, 77:05: 0001001:1078, 77:05: 0001001:1076, 77:05: 0001001:1073, 77:05: 0001001:1074, 77:05: 0001001:1075 не эксплуатировались в связи с проведением строительных работ по сносу данных объектов капитального строительства, что подтверждается доказательствами по делу.
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, недопустимости дискриминационного налогообложения. Налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации (постановления от 13.03.2008 N 5-П и от 22.06.2009 N 10-П, определения от 17.07.2014 N 1579-О и от 17.07.2014 N 1578-О), в налогообложении равенство понимается прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя, и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование.
Принимая во внимание, что на дату формирования Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также на начало налогового периода 2021 года собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами являлось акционерное общество "Специализированный застройщик "Лайф Павелецкая", не являющееся правопреемником ООО "Кэпитал Хауз", эксплуатировавшим эти здания в предыдущих налоговых периодах, учитывая, что единственным объективным доказательством, подтверждающим фактическое использование объекта недвижимости является Акт фактического использования, составленный в соответствии с постановлением Правительства Москвы N257-ПП от 14.905.2014, которые в отношении указанных зданий после перехода прав собственности к адрес "Лайф Павелецкая" не составлялись, суд приходит к выводу, что доказательств, подтверждающих использование этих зданий для целей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в налоговом периоде 2021 года не представлено.
При таких обстоятельствах оснований для включения этих зданий в приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" не имелось. Иное не отвечало бы принципам равенства налогообложения и экономической обоснованности налогов (пункты 1 и 3 статьи 3 Налогового кодекса).
В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного производства Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, о законности требований административного истца о признании недействующими с 1 января 2020 года пунктов 19319, 1289, 16301, с 1 января 2021 года пунктов 13664, 13662, 13660, 13661, 13657, 13658, 18354, 13659, 13666, 13665 Приложений 1 к постановлению Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в редакциях, действующих с 1 января указанных налоговых периодов.
Руководствуясь статьями 111, 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление акционерного общества "Специализированный застройщик "Лайф Павелецкая" к Правительству Москвы удовлетворить частично.
Признать недействующими с 1 января 2020 года пункты 19319, 1289, 16301 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Признать недействующими с 1 января 2021 года пункты 13664, 13662, 13660, 13661, 13657, 13658, 18354, 13659, 13666, 13665 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
В удовлетворении требований о признании недействующими с 1 января 2020 года пунктов 19318, 16299, 16300, 1287 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения в части удовлетворения исковых требований подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы". Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Мотивированное решение изготовлено 15 октября 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.