Московский городской суд в составе председательствующего судьи Михалевой Т.Д., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2050/2021 по административному исковому заявлению Егорова Алексея Юрьевича к Департаменту городского имущества адрес, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Государственному бюджетному учреждению адрес "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, УСТАНОВИЛ:
Егоров А.Ю. обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной:
нежилого здания общей площадью 1 215, 3 кв.м с кадастровым номером 77:01:0003017:1015, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма по состоянию на 1 января 2018 года;
земельного участка общей площадью 612 кв.м с кадастровым номером 77:01:0003017:69, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма по состоянию на 1 января 2018 года;
земельного участка общей площадью 312 кв.м с кадастровым номером 77:01:0003017:3945, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма по состоянию на 1 января 2019 года.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что является собственником нежилого здания и арендатором земельных участков, кадастровая стоимость которых превышает рыночную, в связи с чем, административный истец считает возможным воспользоваться своим правом установления кадастровой стоимости в размере рыночной, в подтверждение которой представляет отчет об оценке N09-02-Н/21-1, подготовленный ООО "Консалтинговая группа "Венатель".
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца поддержал заявленные требования, просил установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости на основании выводов судебной оценочной экспертизы.
Представители Департамента городского имущества адрес, Государственного бюджетного учреждения "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" просили в удовлетворении требований, представили возражения относительно выводов судебной оценочной экспертизы, заявили ходатайство о назначении повторной экспертизы.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не просили.
С учетом надлежащего извещения не явившихся сторон о времени и месте судебного разбирательства, руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителей явившихся сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьей 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона N 237-ФЗ).
Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Административный истец в силу требований главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона адрес от 19 ноября 2014 года N 51 "О налоге на имущество физических лиц" является плательщиком налога на имущество физических лиц и в отношении нежилого здания и жилого дома уплачивает налог на имущество исходя из кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в адрес" установлен переход на новые принципы исчисления арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с разрешённым использованием земельного участка и наличием дополнительных условий его использования.
Размер арендной платы за указанные земельные участки может изменяться в случае изменения кадастровой стоимости земельных участков без согласования с арендатором.
Следовательно, одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Поскольку административный истец является собственником нежилого здания и плательщиком налога на имущество, а также арендатором земельного участка, арендная плата по которому исчисляется исходя из кадастровой стоимости, суд считает, что он вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установление в отношении объектов недвижимости кадастровой стоимости в рыночном размере на дату, по состоянию на которую утверждена кадастровая стоимость.
Доводы представителя административного ответчика, изложенные в письменных пояснениях, о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просят пересмотреть административные истцы не имеют правового значения для разрешения заявленных требований, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату по состоянию, на которую установлена его кадастровая стоимость.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики и заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Судом установлено, что административный истец является собственником нежилого здания общей площадью 1 215, 3 кв.м с кадастровым номером 77:01:0003017:1015, расположенного по адресу: адрес, и арендатором земельных участков общей площадью 612 кв.м с кадастровым номером 77:01:0003017:69, расположенного по адресу: адрес, и с кадастровым номером 77:01:0003017:3945, расположенного по адресу: адрес.
Распоряжением Департамента городского имущества адрес от 29 ноября 2018 г. N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в адрес по состоянию на 1 января 2018 г." утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года.
Кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2018 года утверждена в отношении нежилого здания в размере сумма, в отношении с кадастровым номером 77:01:0003017:69 на эту же дату в размере сумма
По состоянию на 1 января 2019 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003017:3945 утверждена в размере сумма
Заявляя требование об определении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости, административный истец представил в суд отчет об оценке N09-02-Н/21-1, подготовленный ООО "Консалтинговая группа "Венатель".
С учетом того, что представителем административного ответчика представлены замечания на указанный отчет об оценке, по административному делу назначена судебная оценочная экспертиза, на разрешение которой поставлен вопрос о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, а в случае несоответствия об определении рыночной стоимости вышеуказанных объектов недвижимости по состоянию на дату утверждения кадастровой стоимости. Проведение экспертизы поручено ООО "Центр делового консультирования".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке N09-02-Н/21-1, подготовленный ООО "Консалтинговая группа "Венатель", не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Рыночная стоимость определена:
нежилого здания общей площадью 1 215, 3 кв.м с кадастровым номером 77:01:0003017:1015, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма по состоянию на 1 января 2018 года;
земельного участка общей площадью 612 кв.м с кадастровым номером 77:01:0003017:69, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма по состоянию на 1 января 2018 года;
земельного участка общей площадью 312 кв.м с кадастровым номером 77:01:0003017:3945, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма по состоянию на 1 января 2019 года.
Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы в совокупности, суд приходит к выводу, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; заключение судебной экспертизы содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
Выводы эксперта не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; расчет рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией.
В ходе проведения работ по определению рыночной стоимости экспертом приведено описание объектов экспертизы, их местоположения, качественных и количественных характеристик, проанализирован рынок недвижимости в адрес, изложен краткий обзор основных характеристик рынка недвижимости Москвы, приведены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объектов исследования.
Суд считает, что эксперт провел полноценный анализ сегмента рынка объектов исследования, выявил предложения к продаже сопоставимые с объектами исследования по ряду ценообразующих факторов, применил все необходимые корректировки в связи с выявленными отличиями объектов аналогов и объектов оценки.
Итоговые расчеты свидетельствуют о том, что скорректированные стоимости объектов-аналогов находятся в пределах возможного коэффициента вариации, что подтверждает обоснованность подобранных аналогов и верность произведенных расчетов и примененных корректировок.
В сравнительном подходе при определении рыночной стоимости были использованы аналоги, цены предложений которых попадают в определенный диапазон, конструктивно и по местоположению сопоставимы с объектом экспертизы.
В заключении приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом.
Заключение судебной экспертизы подготовлено экспертом, имеющим соответствующее образование, и предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Доводы о том, что заключение судебной оценочной экспертизы не может достоверно подтвердить рыночную стоимость объектов оценки, не основаны на допустимых доказательствах, поскольку возражения относительно выводов судебной оценочной экспертизы подготовлены представителем административного ответчика, наличие специального образования в области оценочной деятельности у которого документами по делу не подтверждено.
Экспертом, проводившим судебную оценочную экспертизу, представлены обоснованные возражения на замечания представителя административного ответчика относительно соответствия полученной рыночной стоимости земельного участка условиям рынка, корректировки на вид прав, не согласиться с которыми у суда оснований не имеется, поскольку доказательств, подтверждающих, что допущенные, по мнению административного ответчика, нарушения, повлияли на итоговую стоимость исследуемого объекта недвижимости, не представлено, как и не представлено расчета рыночной стоимости с учетом этих замечаний.
Принимая во внимание, что административным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что допущенные, по его мнению, нарушения при проведении экспертизы повлияли на итоговую величину рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, суд считает, что позиция административного истца о неверном определении результатов рыночной стоимости объектов недвижимости в рамках экспертного исследования основана на субъективном толковании законодательства об оценочной деятельности и методологии проведения такой оценки.
Поскольку убедительных доводов и объективных доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорных объектов суду представлено не было, в связи с чем, а также в связи с отсутствием противоречий между исследовательской частью и выводами эксперта, не имелось установленных ч. 2 ст. 83 КАС РФ оснований для назначения повторной судебной оценочной экспертизы.
Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу, что правильность заключения судебной экспертизы сторонами не опровергнута, допустимых доказательств об иной рыночной стоимости объектов недвижимости, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность заключения, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному судом между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, не представлено, в связи с чем, устанавливает кадастровую стоимость на основании выводов судебной оценочной экспертизы.
В силу положений статьи 17 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой подачи заявления является 28 июня 2021 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке ст.13 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Руководствуясь статьями 248, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Егорова Алексея Юрьевича к Департаменту городского имущества адрес, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Государственному бюджетному учреждению адрес "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость соответствующую рыночной:
нежилого здания общей площадью 1 215, 3 кв.м с кадастровым номером 77:01:0003017:1015, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма по состоянию на 1 января 2018 года;
земельного участка общей площадью 612 кв.м с кадастровым номером 77:01:0003017:69, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма по состоянию на 1 января 2018 года;
земельного участка общей площадью 312 кв.м с кадастровым номером 77:01:0003017:3945, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма по состоянию на 1 января 2019 года.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости является 28 июня 2021 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Мотивированное решение изготовлено 13 октября 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.