Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Казакова М.Ю, при помощнике Футерко И.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2151/2021 по административному исковому заявлению ООО "ДжетАэроКонцепт" к ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования", ФГБУ "ФКП Россреестра", Управлению Росреестра по Москве о признании действий незаконными, возложении обязанности по восстановлению нарушенных прав, УСТАНОВИЛ:
ООО "ДжетАэроКонцепт" обратилось с административным иском в Московский городской суд, ссылаясь на то, что обществу на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 77:20:0020441:1236, общей площадью 1 429, 2 кв. метров, расположенное по адресу: адрес. Решением Московского городского суда от 20 октября 2020 года, по делу N 3а-4135/20, вступившим в законную силу 2 февраля 2021 года, установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:20:0020441:1236 в размере 59 620 758 рублей, по состоянию на 1 января 2019 года.
12 июля 2021 года административным истцом получена выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости, содержащая информацию о том, что актом об утверждении кадастровой стоимости N АОКС - 77/2021/000041 от 17.02.2021 года кадастровая стоимость названного объекта недвижимости установлена по состоянию на 26 января 2021 года в размере 78 700 827, 42 рублей.
Административный истец считает действия ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по пересчёту кадастровой стоимости в отношении спорного объекта недвижимости по состоянию на 26 января 2021 года незаконными, нарушающими права и интересы административного истца, поскольку по административному иску ООО "ДжетАэроКонцепт" рыночная стоимость спорного объекта недвижимости установлена по состоянию на 01.01.2019 года вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 20.10.2020 г.
По мнению административного истца, основания изменения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в период между датами государственной кадастровой оценки отсутствовали.
С учетом уточненных исковых требований ООО "ДжетАэроКонцепт" просит:
- Признать незаконными действия ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:20:0020441:1236, по состоянию на 26 января 2021 года в размере 78 700 827, 42 рублей;
- Обязать ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" аннулировать акт об определении кадастровой стоимости N АОКС-77/2021/000041 от 17 февраля 2021 года в части определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:20:0020441:1236;
- Признать незаконными действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по формированию и направлению в ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:20:0020441:1236, послуживших основание для определения кадастровой стоимости по состоянию на 26 января 2021 года;
- Признать незаконными действия Управления Росреестра по Москве по внесению 1 марта 2021 года в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости на основании акта об утверждении кадастровой стоимости N АОКС-77/2021/000041 от 17 февраля 2021 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:20:0020441:1236 по состоянию на 26 января 2021 года в размере 78 700 827, 42 рублей;
- Обязать Управление Росреестра по Москве исключить из ЕГРН данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:20:0020441:1236 в размере 78 700 827, 42 рублей, определенной по состоянию на 26 января 2021 года и внесенной в ЕГРН 1 марта 2021 года на основании акта об утверждении кадастровой стоимости N АОКС-77/2021/000041 от 17 февраля 2021 года, оставив в ЕГРН в качестве актуальных сведений о кадастровой стоимости, установленной решением Московского городского суда от 20 октября 2020 года по делу N 3а-4135/2020 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:20:0020441:1236 в размере 59 620 758 рублей.
Представитель административного истца по доверенности в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержал.
Представители административных ответчиков ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования", ФГБУ "ФКП Росреестра" против удовлетворения административного иска возражали по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.
Представитель заинтересованного лица - Департамента городского имущества города Москвы, считал требования административного истца не обоснованными, просил в их удовлетворении отказать.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Москве в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что обществу с ограниченной ответственностью "ДжетАэроКонцепт" на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 77:20:0020441:1236, общей площадью 1 429, 2 кв. метров, расположенное по адресу: адрес.
21.01.2019 г. Управление Росреестра по Москве письмом N 51-1300/2019 в адрес ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" направлены сведения об объектах недвижимости, в отношении которых в единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) внесены изменения с 01.01.2018 по 31.12.2018.
При определении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:20:0020441:1236 по состоянию на 01.01.2019 г. использовался ценообразующий фактор "Материал стен" со значением "Железобетонные, Монолитные, Из мелких бетонных блоков".
С учетом указанной информации кадастровая стоимость спорного объекта капитального строительства по состоянию на 1 января 2019 года была установлена актом ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" N Г-1 от 21.02.2019 г. в размере 74 184 769 рублей 80 копеек.
Решением Московского городского суда от 20.10.2020 г. по делу N 3а-4135/2020 удовлетворён административный иск ООО "ДжетАэроКонцепт" об установлении кадастровой стоимости в отношении спорного объекта недвижимости, в размере, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01.01.2019 г, а именно в отношении объекта с кадастровым номером 77:20:0020441:1236 - 59 620 758, 00 руб.
Указанная стоимость Управлением Росреестра по г. Москве внесена в ЕГРН 14 апреля 2021 года.
08.02.2021 г. филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве письмом от 2.15/0020-ГБУ в адрес ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" направлены сведения об объектах недвижимости, в отношении которых по состоянию на 26.01.2021 осуществлены учетно-регистрационные действия.
В отношении спорного объекта в данном письме приводились сведения о ценообразующем факторе "Материал стен" со значением "Монолитные".
При определении кадастровой стоимости по состоянию на 26.01.2021 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:20:0020441:1236 использовался указанный ценообразующий фактор.
С учетом названных обстоятельств, кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:20:0020441:1236 по состоянию на 26.01.2021 определена в размере 78 700 827 руб. 42 коп. актом об утверждении кадастровой стоимости от 17.02.2021 г. N АОКС-77/2021/000041, составленным ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования".
Данные сведения о кадастровой стоимости внесены Управлением Росреестра по г. Москве в ЕГРН 1 марта 2021 года.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации регулируют положения Федерального закона от 03.07.2016 N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ).
С 1 января 2017 года отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость, являются предметом регулирования Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В части 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ перечислены характеристики объекта недвижимости, относящиеся к основным сведениям об объекте недвижимости.
Частью 3 статьи 8 Закона N 218-ФЗ к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах, и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 Закона N 218-ФЗ вносятся в уведомительном порядке.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с:
1) созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 19 настоящего Федерального закона;
2) образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 - 10 части 5 настоящей статьи;
3) прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
4) образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 настоящей статьи.
Учет части объекта недвижимости, не являющейся самостоятельным объектом недвижимости (описание части объекта недвижимости), осуществляется в целях внесения сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости.
В соответствии с пунктами 4, 5 ст. 11 Закона N 237-ФЗ очередная государственная кадастровая оценка проводится через четыре года с года проведения последней государственной кадастровой оценки соответствующих видов объектов недвижимости, указанных в части 1 настоящей статьи, в городах федерального значения в случае принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения - через два года.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации
В соответствии со ст. 16 Закона N 237-ФЗ
Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Подведомственное органу регистрации прав федеральное государственное бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости формирует и направляет в бюджетное учреждение такие сведения в соответствии с порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости.
Определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня поступления в бюджетное учреждение сведений об объекте недвижимости, направленных подведомственным органу регистрации прав федеральным государственным бюджетным учреждением, за исключением случая определения кадастровой стоимости в соответствии с частью 5 настоящей статьи.
По результатам определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости в форме электронного документа, включающий в том числе систематизированные сведения об определении кадастровой стоимости.
Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, размещает акт об определении кадастровой стоимости на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направляет данный акт в орган регистрации прав для внесения сведений о кадастровой стоимости, указанных в данном акте, в Единый государственный реестр недвижимости, а также включения сведений о кадастровой стоимости, перечень которых определяется федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, при установлении порядка ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, в фонд данных государственной кадастровой оценки.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.09.2018 г. N514 утверждён Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтённых объектах недвижимости или внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (далее - Порядок).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Порядка, настоящий Порядок устанавливает правила определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случаях:
а) осуществления государственного кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости;
б) внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) о ранее учтенном объекте недвижимости;
в) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением сведений:
о значении площади (в отношении земельного участка, здания, помещения, машино-места);
о проектируемом значении основной характеристики (в отношении объекта незавершенного строительства);
о степени готовности (в отношении объекта незавершенного строительства);
о категории земель (в отношении земельного участка);
о виде разрешенного использования (в отношении земельного участка);
о назначении, проектируемом назначении (в отношении здания, помещения, объекта незавершенного строительства);
об основной характеристике (в отношении объекта незавершенного строительства);
о кадастровой стоимости объектов недвижимости, входящих в состав единого недвижимого комплекса (в отношении единого недвижимого комплекса).
В соответствии со ст. 21 ФЗ от 03.07.2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются:
1) несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке;
2) описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости.
Из представленных административным истцом выписки из ЕГРН об объекте недвижимости - сведения о характеристиках объекта недвижимости от 5 мая 2021 года, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 14 марта 2018 года усматривается, что материал стен спорного здания с 2018 года не изменялся. Согласно представленным документам материал стен здания - железобетонные, монолитные, из мелких бетонных блоков.
Документов, свидетельствующих об изменении материалов стен здания после утверждения его кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2019 года административными ответчиками не представлено.
При таких обстоятельствах информация об изменении материалов стен объекта, предоставленная ФГБУ "ФКП Росреестра" в ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" как основание для пересмотра кадастровой стоимости по состоянию на 26.01.2021 г, суд не может признать достоверной.
Учитывая, что ФГБУ "ФКП Росреестра" в письме от 08.02.2021 N 2.15/0020-ГБУ сформированы и направлены в ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" недостоверные сведения в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:20:0020441:1236, послужившие основание для определения кадастровой стоимости по состоянию на 26 января 2021 года, данные действия ФГБУ "ФКП Росреестра" суд признает незаконными.
Принимая во внимание, что материал стен объекта с кадастровым номером 77:20:0020441:1236 не изменялся, как и другие качественные и количественные характеристики, у ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" отсутствовали законные основания для пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости по указанному основанию по состоянию на 26.01.2021 года.
При таких обстоятельствах следует признать незаконными действия ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:20:0020441:1236, по состоянию на 26 января 2021 года, в размере 78 700 827, 42 рублей.
В порядке восстановления нарушенных прав административного истца суд считает необходимым возложить на ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" обязанность аннулировать акт об определении кадастровой стоимости N АОКС-77/2021/000041 от 17 февраля 2021 года в части определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:20:0020441:1236.
Поскольку действия Управления Росреестра по Москве по внесению 1 марта 2021 года в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:20:0020441:1236 по состоянию на 26 января 2021 года в размере 78 700 827, 42 рублей совершены на основании, признанного судом незаконным, акта об утверждении кадастровой стоимости N АОКС-77/2021/000041 от 17 февраля 2021 года, такие действия также следует признать незаконными и в порядке восстановления нарушенного права административного истца на Управление Росреестра по Москве суд возлагает обязанность по исключению из ЕГРН данных о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:20:0020441:1236 в размере 78 700 827, 42 рублей, определенной по состоянию на 26 января 2021 года и внесенной в ЕГРН 1 марта 2021 года на основании акта об утверждении кадастровой стоимости N АОКС-77/2021/000041 от 17 февраля 2021 года. В ЕГРН надлежит оставить в качестве актуальных сведений о кадастровой стоимости - стоимость, установленную решением Московского городского суда от 20 октября 2020 года по делу N 3а-4135/2020 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:20:0020441:1236 в размере 59 620 758 рублей.
При таких обстоятельствах у суда имеются основания для удовлетворения административных исковых требований ООО "ДжетАэроКонцепт" в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ООО "ДжетАэроКонцепт" удовлетворить.
Признать незаконными действия ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:20:0020441:1236, по состоянию на 26 января 2021 года в размере 78 700 827, 42 рублей.
Обязать ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" аннулировать акт об определении кадастровой стоимости N АОКС-77/2021/000041 от 17 февраля 2021 года в части определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:20:0020441:1236.
Признать незаконными действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по формированию и направлению в ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:20:0020441:1236, послуживших основание для определения кадастровой стоимости по состоянию на 26 января 2021 года.
Признать незаконными действия Управления Росреестра по Москве по внесению 1 марта 2021 года в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости на основании акта об утверждении кадастровой стоимости N АОКС-77/2021/000041 от 17 февраля 2021 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:20:0020441:1236 по состоянию на 26 января 2021 года в размере 78 700 827, 42 рублей.
Обязать Управление Росреестра по Москве исключить из ЕГРН данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:20:0020441:1236 в размере 78 700 827, 42 рублей, определенной по состоянию на 26 января 2021 года и внесенной в ЕГРН 1 марта 2021 года на основании акта об утверждении кадастровой стоимости N АОКС-77/2021/000041 от 17 февраля 2021 года, оставив в ЕГРН в качестве актуальных сведений о кадастровой стоимости, установленной решением Московского городского суда от 20 октября 2020 года по делу N 3а-4135/2020 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:20:0020441:1236 в размере 59 620 758 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда М.Ю. Казаков
Решение изготовлено в окончательной форме 15 октября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.