Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Сабанчиева А.А., поданную на постановление судьи Никулинского районного суда г. Москвы от 09 апреля 2021 года, которым ООО "ССК Газрегион" признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей, УСТАНОВИЛ:
*** года инспектором ОИК УВМ МВД по Республике Крым составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "ССК "Газрегион" (далее также Общество).
Дело передано на рассмотрение в Никулинский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник Сабанчиев А.А. просит об отмене судебного акта и прекращении производства по делу, ссылаясь на приведенные в жалобе доводы, в том числе, наличие в Обществе сотрудника, в чьи должностные обязанности входит уведомление территориальных органов МВД о заключении трудового договора с иностранными гражданами, в связи с чем само Общество не может нести ответственности за неисполнение данной обязанности; суровость назначенного наказания, наличие оснований для снижения его размера; малозначительность правонарушения.
Законный представитель ООО "ССК Газрегион" в судебное заседание не явился, извещен о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по делу, о причинах своей неявки не сообщил, ходатайство об отложении судебного заседания не заявил.
Защитник Сабанчиев А.А. в судебном заседании жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника Сабанчиева А.А, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за не уведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Названные выше действия, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут административную ответственность, установленную ч. 4 ст.18.15 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 115-ФЗ от 25.07.2002) работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Приказом МВД России от 04.06.2019 N 363, действовавшим на момент совершения правонарушения, утверждены форма уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) и порядок представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (лицами без гражданства).
Как следует из материалов дела ** г. ООО "ССК "Газрегион" направлено в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации уведомление о заключении трудового договора с гражданкой Республики ** К. Т.С, где в строке 3.1 формы уведомления не указаны сведения, на основании которых осуществляется трудовая деятельность иностранным гражданином без разрешения на работу или патента; при заполнении строки 5 формы уведомления отсутствует дата подписания формы уведомления о заключении трудового договора с иностранным гражданином, что является нарушением требований п. 8 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ от 25.07.2002, п. 1.13 Приложения N 13 и п. 1.15 Приложения N 15 Приказа МВД России от 04.06.2019 N363.
Указанные действия ООО "ССК "Газрегион" квалифицированы по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина Общества подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; рапортом начальника ОВТМ УВМ МВД по Республике Крым о выявлении признаков правонарушения; уведомлением о заключении трудового договора с иностранным гражданином; трудовым договором; иными материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "ССК "Газрегион" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Ссылка в жалобе на наличие в ООО "ССК "Газрегион" сотрудника, в чьи должностные обязанности входит уведомление территориальных органов МВД о заключении трудового договора с иностранными гражданами, не освобождает Общество от административной ответственности по настоящему делу.
В силу чч. 1, 2 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В данном случае санкция ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ в качестве субъекта административной ответственности предусматривает юридическое лицо, в связи с чем ООО "ССК "Газрегион" обоснованно привлечено к административной ответственности по указанной норме.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о том, что ООО "ССК "Газрегион", имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела по существу.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Правоотношения в данном случае возникают в сфере государственной миграционной политики, направленной на сохранение национальной безопасности Российской Федерации, что указывает на высокую степень общественной опасности совершённого правонарушения.
В данном случае нарушение установленной формы и порядка заполнения уведомления о заключении трудового договора иностранным гражданином фактически означает неподачу такого уведомления, поскольку такое уведомление не может быть учтено федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции.
Таким образом, основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "ССК "Газрегион" отсутствуют.
Вопреки доводам жалобы, судьей районного суда при назначении Обществу наказания за совершенное им административное правонарушение были учтены имеющиеся по делу смягчающие ответственность обстоятельства, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, в связи с чем судьей было назначено наказание в виде административного штрафа в минимальном размере санкции ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Оснований для снижения размера административного штрафа, наложенного на ООО "ССК "Газрегион", и назначения Обществу наказания ниже низшего предела не имеется. Избранная мера административного наказания является справедливой и соразмерной содеянному, она соответствует характеру совершенного административного правонарушения и степени вины привлекаемого к административной ответственности лица.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела об административном правонарушении судьей районного суда допущено не было.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ.
Принцип презумпции невиновности судьей районного суда при рассмотрении дела не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Общества не усматривается.
Срок давности и порядок привлечения ООО "ССК "Газрегион" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30. 7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Никулинского районного суда г. Москвы от 09 апреля 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ в отношении ООО "ССК "Газрегион" оставить без изменения, жалобу защитника Сабанчиева А.А. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.