Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием Никифорова И.А., защитника А*** О.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Никифорова И.А. на решение судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 31 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.14 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г. Москвы), в отношении Никифорова ***, УСТАНОВИЛ:
постановлением N *** контролера отдела оформления и учёта нарушений ГКУ "АМПП" от 28 марта 2019 года Никифоров И.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.14 КоАП города Москвы, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.
Решением заместителя начальника отдела по рассмотрению жалоб ГКУ "АМПП" от 18 апреля 2019 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Никифоров И.А. - без удовлетворения.
Решением судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 3 июня 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Московского городского суда от 16 июля 2019 года, решение заместителя начальника отдела по рассмотрению жалоб ГКУ "АМПП" от 18 апреля 2019 года отменено, дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение в ГКУ "АМПП".
Решением заместителя начальника отдела по рассмотрению жалоб ГКУ "АМПП" от 10 июля 2019 года постановление N *** контролера отдела оформления и учета нарушений ГКУ "АМПП" от 28 марта 2019 года оставлено без изменения, жалоба Никифоров И.А. - без удовлетворения.
Решением судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 31 мая 2021 года постановление N *** контролёра отдела оформления и учёта нарушений ГКУ "АМПП" от 28 марта 2019 года и решение заместителя начальника отдела по рассмотрению жалоб ГКУ "АМПП" от 10 июля 2019 года отменены, производство по делу прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственностью.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, Никифоров И.А. ссылается на то, что решение заместителя начальника отдела по рассмотрению жалоб ГКУ "АМПП" от 10 июля 2019 года является незаконным, поскольку указанный акт вынесен до вступления в законную силу решения судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 3 июня 2019 года.
В судебном заседании Никифоров И.А. и защитник Андреев О.Б. поддержали жалобу по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав Никифорова И.А. и защитника А*** О.Б, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Административная ответственность по ч. 2 ст. 8.14 КоАП г. Москвы наступает за неуплату за размещение транспортного средства на платной городской парковке.
Согласно примечанию к указанной статье под городской парковкой следует понимать объект благоустройства города Москвы, представляющий собой специально обозначенное, обустроенное и оборудованное место, являющееся частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, находящихся в собственности города Москвы, и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению Правительства Москвы.
В силу п. 2.4 Правил пользования платными городскими парковками и размещения на них транспортных средств, а также порядка платы за размещение транспортных средств на платных городских парковках, утверждённых приказом Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы от 01.08.2019 N 61-02-343/9 "Об установлении размера платы за пользование платными городскими парковками и утверждении правил пользования платными городскими парковками и размещения на них транспортных средств, а также порядка платы за размещение транспортных средств на платных городских парковках" (далее - Правила), пользователь обязан в течение пяти минут с момента въезда на парковочное место начать парковочную сессию путём внесения платы за размещение транспортного средства на платной городской парковке одним из способов, указанных в пункте 2.3.1 настоящих Правил.
Невыполнение данного требования считается неоплатой размещения транспортного средства на платной городской парковке и влечёт административную ответственность по ч. 2 ст. 8.14 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
В ходе рассмотрения дела должностным лицом ГКУ "АМПП" установлено, что 26 марта 2019 года в 12 часов 21 минуту по адресу: город Москва, Волгоградский проспект, дом 26, строение 1 зафиксировано размещение транспортного средства "***" государственный регистрационный знак *** его собственником Никифоровым И.А. на платной городской парковке без осуществления оплаты, что является нарушением п. 2.4 Правил.
Действия Никифорова И.А. квалифицированы по ч. 2 ст. 8.14 КоАП г. Москвы.
В обоснование вывода о виновности Никифорова И.А. в совершении административного правонарушения положен фотоматериал, полученный с применением технического средства АПК "ПаркНет-М", заводской номер 00677, свидетельство о поверке N СП 1810072, действительной до 24 октября 2019 года включительно.
При рассмотрении жалобы Никифорова И.А. на постановление и решение должностных лиц ГКУ "АМПП" судья районного суда пришёл к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление и решение.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ).
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
На основании ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
Согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 КоАП РФ.
Порядок назначения административного наказания без составления протокола об административном правонарушении, предусмотренный ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, применяется в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершённых с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъёмки, видеозаписи, или средств фото- и киносъёмки, видеозаписи.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", статьей 2.6.1, частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ установлен особый порядок привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения при их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, либо работающими в автоматическом режиме средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (далее - технические средства, работающие в автоматическом режиме). В указанных случаях протокол об административном правонарушении не составляется, постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия собственника (владельца) транспортного средства и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 КоАП РФ.
При этом под автоматическим режимом следует понимать работу соответствующего технического средства без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, когда такое средство размещено в установленном порядке в стационарном положении либо на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве, осуществляет фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений, для выявления которых оно предназначено, независимо от усмотрения того или иного лица.
С учётом того, что событие административного правонарушения характеризуется в том числе местом и временем его совершения, материалы, формируемые техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, должны содержать указанную информацию.
При этом технические средства, работающие в автоматическом режиме, должны быть сертифицированы, в частности, в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с документами, регламентирующими порядок применения этих средств. В описании типа средства измерения должны быть определены метрологические характеристики, раскрыт алгоритм работы программного обеспечения по выявлению и фиксации административного правонарушения, определен перечень выявляемых правонарушений. В случае возникновения в ходе рассмотрения жалобы (протеста) на постановление о назначении административного наказания за правонарушение, выявленное и зафиксированное работающим в автоматическом режиме техническим средством, сомнений в корректности работы такого технического средства, в том числе в связи с доводами жалобы (протеста), судья вправе истребовать документы, содержащие указанные выше сведения.
С учетом этого, если правонарушение в области дорожного движения было зафиксировано с помощью технических средств, которые не работали в автоматическом режиме, либо с использованием других технических средств (например, телефона, видеокамеры, видеорегистратора), то в данном случае особый порядок привлечения к административной ответственности не применяется, а должностным лицом согласно части 1 статьи 28.6 КоАП РФ выносится постановление по делу об административном правонарушении, либо составляется протокол об административном правонарушении в отношении водителя транспортного средства на основании части 1 статьи 28.2 КоАП РФ, либо выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в порядке, предусмотренном статьей 28.7 КоАП РФ. Полученные с использованием названных технических средств материалы фото- и киносъемки, видеозаписи при составлении протокола об административном правонарушении могут быть приобщены к материалам дела в качестве доказательств совершения административного правонарушения, подлежащих оценке по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, на основании разъяснения, данного Верховным Судом Российской Федерации, в материалах дела об административном правонарушении в случае возникновения в ходе рассмотрения жалобы (протеста) на постановление о назначении административного наказания, вынесенное в порядке ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, сомнений в корректности работы технического средства, при помощи которого зафиксировано административное правонарушение, в частности, относительно его работы в автоматическом режиме, в том числе в связи с доводами жалобы (протеста), должны содержаться сертификат, подтверждающий отнесение технического средства к средствам измерения, действующее свидетельство о метрологической поверке, а также документы, регламентирующие порядок применения этого средства, описание типа средства измерения с раскрытым в нём алгоритмом работы программного обеспечения по выявлению и фиксации административного правонарушения, перечнем выявляемых правонарушений.
По запросу судьи районного суда к материалам дела ГКУ "АМПП" приобщены документы на техническое средство "ПаркНет-М", заводской номер 00677, свидетельство о поверке N СП 1810072 от 25 октября 2018 года, свидетельство об утверждении типа средств измерений RU. C.33.002.А N 67708, приложение к свидетельству N 67708 (описание типа средства измерений).
Между тем какие-либо объективные данные, свидетельствующие о том, что используемое для фиксации административного правонарушения техническое средство "ПаркНет-М" функционировало без какого-либо непосредственного воздействия на него человека и было размещено в установленном порядке в стационарном положении либо на движущемся по утверждённому маршруту транспортном средстве и осуществляло фиксацию в зоне обзора всех административных правонарушений, для выявления которых оно предназначено, независимо от усмотрения того или иного лица, отсутствовали.
При таких обстоятельствах вывод судьи районного суда, сделанный на основе исследованных материалов, о нарушении порядка привлечения Никифорова И.А. к административной ответственности, является правильным.
Довод заявителя о том, что решение заместителя начальника отдела по рассмотрению жалоб ГКУ "АМПП" от 10 июля 2019 года является незаконным, не может быть принято во внимание, поскольку решением судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 31 мая 2021 года указанное решение должностного лица ГКУ "АМПП" отменено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
решение судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 31 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.14 КоАП города Москвы, в отношении Никифорова *** оставить без изменения, жалобу Никифорова И.А. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.