Судья Московского городского суда Лашков А.Н., с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Вахитовой З.М. по доверенности фио на решение судьи Лефортовского районного суда Москвы от 30 июля 2021 года и постановление заместителя руководителя Департамента здравоохранения адрес от 08 апреля 2021 года N 4 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в отношении Вахитовой З.М., УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Департамента здравоохранения адрес от 08 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Лефортовского районного суда 30 июля 2021, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, Вахитова З.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере сумма
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица и решением судьи, защитник Вахитовой З.М. по доверенности Григорьев О.И. обратился в Московский городской суд с жалобой, по доводам которой просит изменить вынесенные акты, ссылаясь на суровость наказания.
В судебное заседание Вахитова З.М. не явилась, о наличии уважительных причин неявки не сообщила, о времени и месте рассмотрения жалобы извещалась надлежащим образом, об отложении рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном ст. 24.4 КоАП РФ, не просила.
Защитник Григорьев О.И. в судебное заседание явился, доводы жалобы поддержал.
Проверив материалы дела, выслушав защитника Вахитовой З.М, заключение прокурора фио, полагавшей, что состоявшиеся постановления отмене или изменению не подлежат, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ наступает за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Пунктом 1 ст. 424 ГК РФ установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей.
Отношения, возникающие в связи с обращением - разработкой, доклиническими исследованиями, клиническими исследованиями, экспертизой, государственной регистрацией, со стандартизацией и с контролем качества, производством, изготовлением, хранением, перевозкой, ввозом в Российскую Федерацию, вывозом из Российской Федерации, рекламой, отпуском, реализацией, передачей, применением, уничтожением лекарственных средств регулируются Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
Согласно ст. 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации при обращении лекарственных средств относится осуществление регионального государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
На основании ч. 3 ст. 63 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации размещают в сети "Интернет" или опубликовывают информацию о зарегистрированной предельной отпускной цене на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, об установленных в субъекте Российской Федерации размере предельной оптовой надбавки и (или) размере предельной розничной надбавки к установленным производителями лекарственных препаратов фактическим отпускным ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и об указанной в части 2 данной статьи сумме. Информация, предусмотренная данной частью, должна размещаться также в аптечных организациях в доступной для сведения всех заинтересованных лиц форме и обновляться по мере ее опубликования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года N 865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" предписано осуществлять государственное регулирование цен на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Названным постановлением Правительства Российской Федерации (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 года N 1541) также утверждены Правила формирования отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями (далее - Правила), согласно которым реализация лекарственных препаратов организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями осуществляется при наличии протокола согласования цен поставки лекарственных препаратов, составленного по форме согласно приложению, за исключением лекарственных препаратов, которые не были включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на дату их приобретения указанными организациями и индивидуальными предпринимателями; протокол согласования цен поставки лекарственных препаратов может быть создан в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных лиц поставщика и покупателя (п. 9 и 10).
Разъяснения по оформлению протокола согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, даны в письме Федеральной антимонопольной службы от 26 февраля 2016 года N АК\11825\16, согласно которым при реализации лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, которые закуплены после 01 марта 2016 года, организации розничной торговли заполняют графы 14-16 "Размер фактической розничной надбавки, установленной организацией розничной торговли" и "Фактическая отпускная цена, установленная организацией розничной торговли" протокола согласования цен, полученного при приобретении ими товара, или прикладывают к указанному протоколу согласования цен дополнительную страницу с информацией, указанной в графах 1-5 и графах 14-16 протокола согласования цен; на дополнительной странице протокола согласования цен указывается дата и ставится подпись уполномоченного лица организации розничной торговли лекарственными препаратами, заверенная печатью организации.
При отсутствии даты подписания, подписи и печати не представляется возможным определить, с какого момента и по какой цене реализовывался товар при поступлении аптечной организации от поставщика, что является грубым нарушением порядка ценообразования.
Исходя из анализа вышеизложенных норм и требований, перечисленные обязательные требования являются единым регулируемым законодательством правоотношением, которое начинается с реализации производителем лекарственно препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и заканчивается реализацией лекарственного препарата конечному потребителю, в связи с чем нарушения установленного порядка оформления протоколов согласования цен поставки лекарственных препаратов, в том числе дополнительных страниц к ним, являются нарушением порядка ценообразования лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, что снижает доступность лекарственной помощи гражданам и создает существенную угрозу жизни и здоровью людей, как особо охраняемому законом важнейшему приоритету государства.
Пунктом 1.5 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению в адрес регионального государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 18 ноября 2014 года N 669-ПП, установлены обязательные требования, выполнение которых подлежит проверке при осуществлении регионального государственного контроля, одним из таких требований является проверка соблюдения требований к наличию и порядку оформления протоколов согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также достоверности и полноты содержащейся в них информации.
На основании ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).
Как следует из материалов дела, 16 декабря 2020 года Лефортовской межрайонной прокуратурой адрес совместно с должностным лицом Департамента здравоохранения адрес проведена проверка исполнения ООО "Авицена Фарма N 9", осуществляющим фармацевтическую деятельность на основании выданной Департаментом здравоохранения адрес лицензии от 18 мая 2017 года N ЛО-77-02-008557, законодательства о ценообразовании при реализации лекарственных препаратов, в том числе включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в аптечном пункте по адресу: Москва, адрес, в ходе которой выявлено несоблюдение требований к оформлению дополнительных страниц к протоколам согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а именно: на дополнительных страницах к протоколам к универсальным передаточным документам от 31 октября 2020 года N сумма прописью/1 (поставщик ООО "Магнит фарма) и от 05 декабря 2020 года N ФК005366549 (поставщик ООО "Фармкомплект"), а также на дополнительной странице к протоколу к товарной накладной от 30 октября 2020 года N МСК01977706 (поставщик ООО "ФК ПУЛЬС") отсутствуют электронные цифровые подписи.
Кроме этого, при проведении проверки выявлено нарушение обязательного требования, установленного ч. 3 ст. 63 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", в части отсутствия в доступной для всех заинтересованных лиц форме и обновляемой по мере опубликования следующей информации: о зарегистрированной или перерегистрированной предельной отпускной цене производителя (на дату реализации лекарственного препарата производителем) на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; об установленных в адрес размере предельной оптовой надбавки и (или) размере предельной розничной надбавки к установленным производителями лекарственных препаратов фактическим отпускным ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; о размере предельной оптовой надбавки и (или) размере предельной розничной надбавки на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, установленных в адрес.
По данным фактам 11 февраля 2021 года первым заместителем Лефортовского межрайонного прокурора адрес в отношении должностного лица - фармацевта ООО "Авицена Фарма N 9" Вахитовой З.М. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела и вина Вахитовой З.М. в совершении административного правонарушения подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно постановлением первого заместителя Лефортовского межрайонного прокурора адрес от 11 февраля 2021 года, составленным с соблюдением требований, предусмотренных ст. 28.2 и 28.4 КоАП РФ; решением Лефортовского межрайонного прокурора адрес от 16 декабря 2020 года N 158 о проведении проверки в отношении ООО "Авицена Фарма N 9"; актом проверки от 16 декабря 2020 года; копией товарной накладной от 30 октября 2020 года N МСК01977706 и копией протокола согласования поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, к товарной накладной от 30 октября 2020 года N МСК01977706; копиями товарных чеков от 16 декабря 2020 года NN 161151, 2961, 6889, 161498, 168775 и 6979; копиями счетов-фактур от 31 октября 2020 года N сумма прописью/1 и от 05 декабря 2020 года N ФК005366549; копиями протоколов согласования поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, к товарным накладным от 31 октября 2020 года N сумма прописью/1 и от 05 декабря 2020 года N ФК005366549; информационным письмом генерального директора ООО "Авицена Фарма N 9" от 16 декабря 2020 года, согласно которому в аптечном пункте ООО "Авицена Фарма N 9", находящемся по адресу: Москва, адрес, д. 4, корп. 1, дополнительные страницы к протоколам к товарным накладным/универсальным передаточным документам хранятся исключительно в электронном виде и предоставляются по требованию; копией трудового договора от 01 октября 2019 года N 3, согласно которому Вахитова З.М. принята на работу в ООО "Авицена Фарма N 9" на должность фармацевта; копией приказа генерального директора ООО "Авицена Фарма N 9" от 31 декабря 2019 года N 1; копией доверенности от 31 декабря 2019 года; копией должностной инструкции
фармацевта ООО "Авицена Фарма N 9", утвержденной генеральным директором Общества 01 октября 2019 года, а также иными материалами дела, которым должностным лицом дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностными лицами и судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Никаких неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу заявителя, вопреки жалобе, материалы дела не содержат.
Оценка является правильной и сомнений не вызывает. Оснований для переоценки доказательств и фактических материалов дела не имеется.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными, и получившими надлежащую оценку в постановлении, а также в решениях при рассмотрении жалобы.
По существу, доводы жалобы повторяют доводы, являвшиеся предметом проверки в суде первой инстанции, отклоненные по убедительным мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте, с которыми нет никаких оснований не согласиться. Несогласие с оценкой доказательств и заявленных доводов не может служить поводом к отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Довод о суровости наказания и возможности назначения предупреждения вместо штрафа также отклоняется.
В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Оснований для признания правонарушения малозначительным судья районного суда обоснованно не нашел, так как в соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст.ст.4.1-.4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное ст.3.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст.2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу чч.2 и 3 ст.4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Вместе с тем, исходя из характера и степени общественной опасности правонарушения, а также обстоятельств совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, оснований для признания указанного деяния малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании ст.2.9 КоАП РФ не имеется. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии существенного нарушения охраняемых общественных отношений, в представленных материалах нет и в поданной жалобе не содержится.
Согласно ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии с ч.1 ст.4.1.1 являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает два условия, при одновременном наличии которых имеются основании для применения нормы ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ: а) внесение организации в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательств, б) отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.
Вместе с тем анализ взаимосвязанных положений ч.2 ст.3.4 и ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на Вахитову З.М. административного штрафа на предупреждение, исходя из характера административного правонарушения.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, избранная мера соответствует характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела.
Вопреки доводам жалобы, нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену решения судьи и постановления должностного лица, по делу не имеется.
Нарушений пп.1 и 3 ст.1.7 КоАП РФ не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, 6
РЕШИЛ:
Решение судьи Лефортовского районного суда Москвы от 30 июля 2021 года и постановление заместителя руководителя Департамента здравоохранения адрес от 08 апреля 2021 года N 4 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в отношении Вахитовой З.М. оставить без изменения, его жалобу без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Лашков А.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.