Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе начальника Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Департамента культурного наследия г.Москвы Добрянина С.В. на постановление судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 21 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении ООО "Янтарь", установил:
09 апреля 2021 года главным инспектором отдела административных расследований Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Департамента культурного наследия г.Москвы в отношении ООО "Янтарь" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.
Данный протокол об административном правонарушении с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передан в Замоскворецкий районный суд г.Москвы, постановлением судьи которого производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении ООО "Янтарь" прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В настоящее время в Московский городской суд указанный судебный акт обжалует начальник Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Департамента культурного наследия г.Москвы Добрянин С.В. по доводам поданной жалобы, согласно которым, правовых оснований для прекращения производства по делу у судьи районного суда не имелось, так как совокупности представленных в материалы дела доказательств достаточно для квалификации действий общества по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ; при рассмотрении настоящего дела судьей суда первой инстанции не дана надлежащая правовая оценка представленным административным органом сведениям и документам, тому обстоятельству, что доработанный раздел проектной документации, обосновывающий меры по обеспечению сохранности объектов культурного (археологического) наследия при проведении земляных, строительных работ по объекту "Реконструкция разводящей тепловой сети по адресу: г.Москва, ул.... " на согласование в Мосгорнаследие поступил лишь 09 марта 2021 года, то есть после выявления административного правонарушения и выдачи 02 марта 2021 года предписания N... о приостановке всех работ, проведение которых может ухудшить состояние объектов культурного наследия; выводы судьи районного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель ООО "Янтарь", будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращался, явку защитника не обеспечил, в связи с чем, с учетом положений ст.25.4 КоАП РФ, препятствий к рассмотрению дела в его отсутствие не имеется.
Представитель Департамента культурного наследия г.Москвы по доверенности Самашов П.Е. в полном объеме поддержал изложенные в жалобе доводы, настаивал на их удовлетворении.
Проверив материалы дела, изучив доводы поданной жалобы, выслушав объяснения представителя административного органа, имеются основания для отмены оспариваемого решения судьи районного суда в связи со следующим.
Частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ установлено, что нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
На основании ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", в соответствии с п. 1 ст. 5.1 которого, особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.
В силу п.2 ст.36 вышеназванного Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
Исходя из п.3 ст.36 того же Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Пунктом 1 и абз.3 пункта 6 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" определено, что работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания по проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ; к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности; работы по консервации работы по консервации и реставрации объектов культурного наследия, включенных в реестр, или выявленных объектов культурного наследия проводятся физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.
Статьей 27 Закона г.Москвы от 14 июля 2000 года N26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" определено, что производство земляных, строительных, дорожных и других работ на землях, примыкающих к недвижимым памятникам истории и культуры, в том числе объектам археологического наследия, осуществляется по согласованию с уполномоченным органом в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы; проекты земляных, дорожных, строительных и других работ должны предусматривать мероприятия по выявлению, исследованию и фиксации недвижимых объектов, археологическим исследованиям, обеспечению сохранности недвижимых памятников истории и культуры в зоне предполагаемых работ и могут быть реализованы только после положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы; мероприятия по обеспечению сохранности памятников, расположенных в зоне строительных, дорожных и других работ, выполняются юридическими лицами и гражданами, имеющими соответствующую лицензию, по разрешению уполномоченного органа и под его контролем; финансирование мероприятий, указанных в части 3 настоящей статьи, производится за счет средств юридических лиц, граждан, их объединений, являющихся заказчиками осуществляемых работ.
Приказом Мосгорнаследия от 18 апреля 2016 года N241 "О разделах проектной документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия и проектах обеспечения сохранности объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, подлежащих разработке при проведении земляных и иных работ" утвержден перечень работ, требующих разработки разделов проектной документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия либо проекта обеспечения сохранности объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в границах территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия (за исключением работ, для проведения которых требуется получение разрешения на строительство, ордера (разрешения) на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве), и структуру проектной документации, в том числе исходно-разрешительной документации, представляемой заявителем для согласования указанных разделов и проекта в зависимости от вида работ, согласно приложению к настоящему приказу.
В соответствии с пунктами 6, 17, 20 указанного Перечня, при проведении ремонта (реконструкции) инженерных коммуникаций и сооружений, иных работ, предусматривающих проведение земляных работ с заглублением менее 0, 5 м, с устройством насыпей и т.д, капитальный ремонт зданий и сооружений и\или работы по фасадам и кровле, не являющихся объектами культурного наследия, необходимо разработать и согласовать с Мосгорнаследием документацию с разделом об обеспечении сохранности объекта культурного наследия.
В рамках полномочий, предусмотренных постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N154-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте культурного наследия города Москвы", Мосгорнаследие в установленном порядке применяет предусмотренные федеральным законодательством и законодательством адрес меры ограничительного, предупредительного, профилактического и иного характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений физическими или юридическими лицами требований государственной охраны, сохранения, использования и популяризации недвижимого культурного наследия.
Возбуждая 09 апреля 2021 года дело об административном правонарушении по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ в отношении ООО "Янтарь", должностное лицо Департамента культурного наследия города Москвы исходил из того, что при осмотре 27 февраля 2021 года дворовой территории по адресу: г.Москва, ул..., которая расположена в непосредственной близости с объектом культурного наследия регионального значения "
... в связи с чем, с учетом перечня документов, предоставляемых для оформления аварийного ордера с целью проведения аварийного ремонта инженерных коммуникаций и сооружений, предоставление согласования с Мосгорнаследием проектной документации с разделом об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия, включающий оценку воздействия проводимых работ на данные объекты, не требуется.
Такие выводы судьи районного суда признать законными и обоснованными нельзя, поскольку они сделаны без надлежащей проверки всех фактических обстоятельств по делу, без соответствующей правовой оценки представленных в материалы дела доказательств.
Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
По смыслу статьи 26.1 КоАП РФ, выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно частей 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
На основании части 3 статьи 26.2 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении, на что также указано и в пункте 18 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Статьей 26.11 КоАП РФ определено, что судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в целях проверки законности и обоснованности вынесенного решения, судья, рассматривающий жалобу вправе самостоятельно истребовать дополнительные материалы для проверки обоснованности приведенных в жалобе доводов.
По смыслу приведенных выше норм в их взаимосвязи, оцениваемых в контексте положений статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Заключена в городе Рим, 04 ноября 1950 года), гарантирующей каждому право на справедливое судебное разбирательство, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, в том числе жалобу на постановление по такому делу, должен соблюдать принцип непосредственного исследования доказательств.
Как следует из материалов рассматриваемого дела, из представленных должностным лицом административного органа доказательств, в том числе из акта осмотра от 01 марта 2021 года N... с фотоматериалом к нему, заключенного между заказчиком ПАО "МОЭК" и подрядчиком ООО "Янтарь" договора подряда от 30 ноября 2020 года N.., предметом которого является "Реконструкция разводящей тепловой сети по адресу: г..Москва, ул.... ", из телефонограммы от 25 февраля 2021 года N.., выданного ОАТИ г..Москвы аварийного ордера от 03 марта 2021 года N.., а также информационного щита и акта поиска утечек от 25 февраля 2021 года, служебных записок должностных лиц Управления сохранения объектов археологического наследия от 01 апреля 2021 года N... с приложениями к нему и Управления рассмотрения документации Мосгорнаследия, ответа ОАТИ г..Москвы с приложенным к нему актом аварийно-восстановительного ремонта от 25 февраля 2021 года, ответа ПАО "МОЭК", ООО "Янтарь", будучи подрядной организацией, на момент обследования производило земляные работы с помощью экскаваторной техники на дворовой территории по адресу: г..Москва, ул..., и ул...,.., между тремя вышеприведенными объектами культурного и археологического наследия, принятыми под охрану государства и Мосгорнаследия, в ходе которых было снято асфальтовое покрытие, разрыта траншея длинной примерно 10 м, шириной 1, 5 м, глубиной 0, 7 м.; в соответствии с письмом ПАО "МОЭК" от 02 апреля 2021 года N.., ООО "Янтарь" проводит работы по перекладке существующей разводящей тепловой сети по адресу: г..Москва, ул..., на основании договора подряда от 30 ноября 2020 года N.., заключенного между с заказчиком ПАО "МОЭК"; согласно телефонограмме и аварийного ордера, а также информационного щита и акта поиска утечек, заявленным адресом аварии, является: г..Москва, ул..., на расстоянии трех метров от стр.3, для устранения которой необходимо произвести раскопку котлована размером 3 м. х 3м.; место проведения земляных работ, выявленных в ходе осмотра дворовой
территории по указанному выше адресу, не совпадает с местом проведения аварийных работ, заявленных в телефонограмме и указанных в аварийном ордере, отличаются размер и форма, необходимых для проведения ремонта теплотрассы разрытий, в связи с чем имелась необходимость установить, данные земляные работы, в ходе которых осуществлен демонтаж асфальтового покрытия, разрыта траншея длинной примерно 10 м, шириной 1, 5 м, глубиной 0, 7 м, подрядчиком проводились в соответствии с адресом, указанным в телефонограмме и аварийном ордере, и были необходимы лишь для устранения выявленной протечки в теплотрассе, для устранения которой указано на необходимость раскопки лишь котлована размером 3 м. х 3м, или данные работы проводились во исполнение условий договора подряда от 30 ноября 2020 года N... с ПАО "МОЭК" и носили плановый характер, вследствие чего у подрядчика имелась обязанность получить согласованный с органом охраны объектов культурного наследия раздела об обеспечении сохранности объектов культурного наследия, включающего оценку воздействия на объекты проводимых работ.
Вместе с тем, данные обстоятельства, приведенные в вышеперечисленных доказательствах Мосгорнаследия сведения, а также позиция органа охраны объектов культурного наследия при рассмотрении настоящего дела судьей районного суда проверены не были, должной оценки в обжалуемом постановлении не получили, также в установленном порядке судьей не исследованы доказательства, которые являлись основанием для привлечения подрядчика ООО "Янтарь" к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в оспариваемом судебном акте ссылок на них не имеется, правовой оценки не приведено, не предприняты все возможные меры к истребованию дополнительных доказательств, в том числе, в случае необходимости в виде свидетельских показаний, направленные на полное, объективное и всестороннее выяснение обстоятельств дела.
В связи с изложенным, выводы судьи районного суда об отсутствии в действиях привлекаемого к административной ответственности юридического лица объективной стороны состава инкриминируемого административного правонарушения являются преждевременными.
На основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
Указанные нарушения являются существенными, поскольку не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении указанного общества, вследствие чего оспариваемое постановление судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 21 июня 2021 года не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения в области охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации составляет 1 год.
Учитывая, что правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, является длящимся, днем обнаружения правонарушения в рамках рассматриваемого дела является 27 февраля 2021 года, в связи с чем срок давности привлечения к административной ответственности истекает 27 февраля 2022 года, и который на момент рассмотрения жалобы судом второй инстанции не истек, настоящее дело надлежит направить на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела судье районного суда следует учесть вышеизложенное, принять соответствующие меры для выполнения требований статей 24.1. 26.1 КоАП РФ, затребовать в случае необходимости дополнительные доказательства, проверить и дать надлежащую правовую оценку представленным доказательствам в их совокупности и взаимосвязи, и вынести обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ, известив в установленном порядке участников процесса о месте и времени слушания дела, с изложением обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, описанием события административного правонарушения, мотивов принятого судебного акта, со ссылками на доказательства, которые подтверждают установленные обстоятельства дела, на нормы закона и на правовые нормативные акты, нарушение которых вменяется привлекаемому к административной ответственности лицу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу начальника Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Департамента культурного наследия г.Москвы Добрянина С.В. удовлетворить.
Постановление судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 21 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении ООО "Янтарь" отменить, дело направить в Замоскворецкий районный суд г.Москвы на новое рассмотрение.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.