Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора АО "Останкинский пивоваренный завод" Кузнецовой М.В. на постановление N *** заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по городу Москве от 29 октября 2020 года, решение заместителя руководителя Управления ФНС России по городу Москве от 11 декабря 2020 года и решение судьи Останкинского районного суда города Москвы от 19 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении генерального директора акционерного общества "Останкинский пивоваренный завод" Кузнецовой ***, УСТАНОВИЛ:
постановлением N *** заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по городу Москве от 29 октября 2020 года (далее также - Инспекция) генеральный директор Акционерного общества "Останкинский пивоваренный завод" (далее также - АО "ОПЗ", Общество) Кузнецова М.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Решением заместителя руководителя Управления ФНС России по городу Москве от 11 декабря 2020 года постановление N *** заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по городу Москве от 29 октября 2020 года оставлено без изменения, жалоба Кузнецовой М.В. - без удовлетворения
Решением судьи Останкинского районного суда города Москвы от 19 марта 2021 года постановление N *** заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по городу Москве от 29 октября 2020 года и решение заместителя руководителя Управления ФНС России по городу Москве от 11 декабря 2020 года оставлены без изменения, жалоба генерального директора АО "Останкинский пивоваренный завод" Кузнецовой М.В. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, генеральный директор АО "Останкинский пивоваренный завод" Кузнецова М.В. просит об отмене названных постановления и решения должностных лиц Инспекции и решения судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что валютное законодательство не обязывает нерезидентов обращаться в уполномоченные банки с целью открытия на территории РФ банковских счетов в валюте РФ для получения заработной платы в безналичной форме; в соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу; имеются основания для признания вменённого ей административного правонарушения малозначительным или применения ст. 4.1.1 КоАП РФ.
В судебное заседание генеральный директор АО "Останкинский пивоваренный завод" Кузнецова М.В. не явилась, была надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения жалобы, не представила ходатайство об отложении слушания, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в её отсутствие.
В судебном заседании представитель ИФНС России N 15 по городу Москве К*** Д.М. возражал против удовлетворения жалобы по изложенным в возражениях основаниям.
Изучив доводы жалобы и возражений, выслушав представителя ИФНС России N 15 по городу Москве К*** Д.М, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ наступает за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещённых валютным законодательством Российской Федерации или осуществлённых с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее также - органы и агенты валютного контроля) регулируются Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ).
В силу пп. "б" п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ валютной операцией является приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Данной нормой установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев осуществления юридическими лицами - резидентами расчетов с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации и наличной иностранной валюте без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Операции по выдаче Обществом денежных средств иностранным гражданам нерезидентам наличными денежными средствами, минуя счёт в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрен.
Согласно ст. 131 ТК РФ выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации.
В ст. 136 ТК РФ определено, что заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счёт в банке на условиях, определённых коллективным договором или трудовым договором.
В случае, если работник Общества является гражданином иностранного государства - нерезидентом, то реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм валютного законодательства.
Согласно материалам дела, генеральный директор АО "Останкинский пивоваренный завод" Кузнецова М.В. допустила совершение незаконной валютной операции, а именно: 30 октября 2018 года по адресу: город Москва, Огородный проезд, дом 20 на основании заключённого трудового договора с иностранным гражданином (нерезидентом) от 17 мая 2018 года N *** (табельный N ***) Д*** У.И. выплатила ему по расчетно-платёжной ведомости N*** денежные средства из кассы Общества в сумме 7 000 рублей, нарушив тем самым требования ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ.
Приведённые обстоятельства послужили основанием для привлечения генерального директора АО "Останкинский пивоваренный завод" Кузнецовой М.В. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина генерального директора АО "Останкинский пивоваренный завод" Кузнецовой М.В. в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении N *** от 23 октября 2020 года; копией платёжной ведомости от 30 октября 2018 года с приложением; копией трудового договора N19 от 17 мая 2018 года, заключённого между АО "Останкинский пивоваренный завод" и Д*** У.И.; копией выписки из ЕГРЮЛ, иными материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностные лица ИФНС РФ и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях генерального директора АО "Останкинский пивоваренный завод" Кузнецовой М.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что у АО "Останкинский пивоваренный завод" отсутствовала обязанность по выплате заработной платы иностранному гражданину Д*** У.И. через банковский счёт в уполномоченном банке, поскольку законодательство Российской Федерации не обязывает нерезидентов обращаться в уполномоченные банки с целью открытия на территории РФ банковских счетов в валюте РФ для получения заработной платы в безналичной форме, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
П рава и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены в ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 N 173-ФЗ, в соответствии с ч. 2 которой, если иное не предусмотрено Законом, расчёты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках, также предусмотрен в ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 N 173-ФЗ, в частности, юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Возможность осуществить такую валютную операцию, как выплату резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Установленные в ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 N 173-ФЗ требования об осуществлении расчётов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала за рубеж, противодействия незаконным и "сомнительным" финансовым операциям.
Требование валютного законодательства Российской Федерации о проведении расчетов при осуществлении валютных операций юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, в том числе в части порядка выплаты юридическими лицами - резидентами физическим лицам - нерезидентам заработной платы, не противоречит Трудовому кодексу Российской Федерации.
Согласно абзацу пятому ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Поскольку, в случае выплаты резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, работник является гражданином иностранного государства - нерезидентом, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Федерального закона от 10 декабря 2003 N 173-ФЗ.
В данном случае работодателем, осуществляющим валютную операцию, должны быть созданы необходимые условия для обеспечения требований Федерального закона от 10 декабря 2003 N 173-ФЗ.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 30 октября 2018 года генеральный директор АО "Останкинский пивоваренный завод" Кузнецова М.В, в нарушение ч.2 ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ допустила выплату по расчетно-платёжной ведомости N *** нерезиденту - иностранному гражданину Д*** У.И. денежные средства из кассы Общества в сумме 7 000 рублей, что образует в её действиях состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Равным образом ссылка заявителя о наличии оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ, признания вменённого генеральному директору АО "Останкинский пивоваренный завод" Кузнецовой М.В. административного правонарушения малозначительным, не влечёт удовлетворение жалобы
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела по существу.
Невыполнение генеральным директором Общества установленных требований представляет существенную угрозу общественным отношениям в области валютного регулирования, обеспечения реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Довод заявителя о наличии оснований для применения ст. 4.11 КоАП РФ не влечёт удовлетворение жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.11 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
На основании ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершённые административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно материалам дела, АО "Останкинский пивоваренный завод" включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем, анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.11 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на генерального директора АО "Останкинский пивоваренный завод" Кузнецову М.В. административного штрафа предупреждением.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностные лица административного органа и судья районного суда правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям генерального директора АО "Останкинский пивоваренный завод" Кузнецовой М.В, и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, и виновности Кузнецовой М.В. в его совершении.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности должностным лицом и судьёй районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу генерального директора АО "Останкинский пивоваренный завод" Кузнецовой М.В, не усматривается.
Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 15.25 РФ, назначено генеральному директору АО "Останкинский пивоваренный завод" Кузнецовой М.В. в соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления и решения должностных лиц и решения судьи районного суда, допущено не было.
Порядок и срок давности привлечения генерального директора АО "Останкинский пивоваренный завод" Кузнецовой М.В. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление N *** заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по городу Москве от 29 октября 2020 года, решение заместителя руководителя Управления ФНС России по городу Москве от 11 декабря 2020 года и решение судьи Останкинского районного суда города Москвы от 19 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении генерального директора акционерного общества "Останкинский пивоваренный завод" Кузнецовой *** оставить без изменения, жалобу генерального директора акционерного общества "Останкинский пивоваренный завод" Кузнецовой М.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.