Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ЖСК "Дарьин" - Петренко Е.А. на постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по городу Москве в СВАО города Москвы Тарасенко И.М. N *** от 30 июля 2020 г., решение судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 12 марта 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 14.4 КоАП РФ в отношении ЖСК "Дарьин", установил:
27 июля 2020 г. ведущим специалистом-экспертом ТО Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в СВАО г. Москвы в отношении ЖСК "Дарьин" возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.4 КоАП РФ.
Постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по городу Москве в Северо-Восточном АО города Москвы Тарасенко И.М. N *** от 30 июля 2020 года ЖСК "Дарьин" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.4 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с таким постановлением должностного лица административного органа, защитник по доверенности обжаловала его в Останкинский районный суд г. Москвы, решением которого от 12 марта 2021 г. данное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В настоящее время защитник ЖСК "Дарьин" по доверенности Петренко Е.А. в Московский городской суд подала жалобу на акты должностного лица и судьи районного суда, ссылаясь на то, что при вынесении оспариваемых постановления и решения ни должностным лицом административного органа, ни судьей районного суда не учтен тот факт, что ЖСК принимались все меры по соблюдению действующего законодательства, выявленные нарушения незамедлительно устранены.
В судебном заседании защитник ЖСК "Дарьин" по доверенности Петренко Е.А. вышеприведённые доводы своей жалобы поддержала в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в СВАО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника, оснований для отмены или изменения постановления судьи не нахожу ввиду следующего.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ предусмотрена за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных ст. 14.4.2 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, -от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Часть 2 предусматривает административную ответственность за повторное совершение данного административного правонарушения.
Пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 года N 18 разъяснено, что в Особенной части КоАП РФ административные правонарушения, выразившиеся в нарушении законодательства о защите прав потребителей, не выделены в отдельную главу, а потому при квалификации конкретного правонарушения следует выяснять, были ли им нарушены требования (правила), установленные нормами законодательства о защите прав потребителей.
Как следует из п. 69 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утверждённых постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г, в платежном документе указываются:
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
г(1)) размер повышающего коэффициента, предусмотренного пунктом 42 настоящих Правил, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, а также размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:
пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;
предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;
уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и настоящими Правилами;
иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;
з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;
к(1)) штриховые коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014 (при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, управляемом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также при непосредственном управлении многоквартирным домом решения об отказе от указания в платежном документе штриховых кодов, предусмотренных ГОСТ Р 56042-2014, такие штриховые коды в платежном документе не указываются);
л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, в ходе проведения административного расследования 27 июля 2020 года в 15 час. 00 мин. по адресу: г. Москва, ***, при изучении представленных ЖСК "Дарьин" и гр. Кудряшовой Н.В. документов (платежный документ для внесения платы за содержание и управление имуществом общего пользования и коммунальных услуг), было установлено правонарушение порядка предоставления коммунальных услуг собственникам жилья и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, выразившееся в непредставлении информации о размерах (тарифах) на каждый вид оплачиваемых коммунальных услуг, размере тарифов на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов, объеме каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом помещении и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, а так же объеме каждого вида коммунальных услуг, за исключением коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, произведенных исполнителем при отсутствии централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения, предоставленных за расчетный период в жилом помещении и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими правилами.
Так в платежных документах на имя гр. Кудряшовой Н.В. для внесения платы за содержание и управление имуществом общего пользования и коммунальных услуг за апрель, май, июнь 2020 года оплата сточных вод взимается по тарифу 1, 1 руб, единица измерения не указана, плата взимается с площади земельного участка (1833, 0000), оплата электроэнергии на объектах общего пользования взимается по тарифу 0, 57 руб, единица измерения не указана, плата взимается с площади земельного участка (1833, 0000), что является нарушением п. 69 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утверждённых постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011.
Действия ЖСК "Дарьин" квалифицированы по ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе, копией представления N 30-00101-02 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 30.07.2020; копией протокола об административном правонарушении от 27.07.2020; копией определения N 30-000091-АР о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 02.07.2020; заявлением потерпевшей от 10.12.2020 и иными документами.
Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, надлежащими должностными лицами, в рамках выполнения ими служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, в связи с чем не доверять им оснований не имеется, а поэтому правильно судьей районного суда положены в основу обжалуемого постановления, оценены в порядке ст. 26.11 КоАП РФ.
Вина ЖСК "Дарьин" во вмененном ему административном правонарушении доказана совокупностью представленных доказательств, которые свидетельствуют о наличии нарушений, посягающих на права потребителя, до которых должна доводиться информация о товарах, работах, услугах и об их изготовителях, исполнителях, продавцах, допущенных названным ГБУ при предоставлении населению ритуальных услуг.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в данном случае в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что ЖСК "Дарьин" приняты все зависящие от него меры по соблюдению приведенных выше положений действующего законодательства.
Никаких неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу ЖСК "Дарьин" в материалах дела не имеется. Презумпция невиновности, установленная ст. 1.5 КоАП РФ, не нарушена.
Утверждение заявителя о том, что при рассмотрении дела и жалобы судья не выполнил требования закона об объективном, полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела и нарушили принцип презумпции невиновности, не соответствуют действительности. Материалы дела свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судья районного суда всесторонне, полно и объективно исследовал все имеющиеся по делу доказательства, в том числе представленные заявителем, проверил их достоверность и допустимость. Оценив представленные доказательства в их совокупности, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ЖСК "Дарьин" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.4 КоАП РФ.
Выводы, по которым отвергнуты доводы заявителя, судьей мотивированы в обжалуемом акте, данная названным доказательствам оценка является надлежащей, а потому ставить ее под сомнение оснований не имеется. При рассмотрении дела об административном правонарушении все собранные по делу доказательства судья оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
При этом учитываю, что к целям и задачам производства по делам об административных правонарушениях не относится достижение благоприятного для привлекаемого к административной ответственности лица результата, отвечающего его ожиданиям, а является всестороннее, полное и объективное рассмотрение всех обстоятельств дела в их совокупности, разрешение его в соответствии с законом.
При рассмотрении дела данные требования закона выполнены надлежащим образом.
Последующее устранение ранее выявленных нарушений не является основанием для освобождения от административной ответственности.
Административное наказание в данном случае назначено в пределах санкции ч.1 ст. 14.4 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, характера деятельности юридического лица, допускающего нарушения законодательства о защите прав потребителей, является справедливым и соразмерным содеянному.
Учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела и характер совершенного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере защиты прав потребителей, вопреки доводам жалобы, оснований для освобождения заявителя от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения у судьи районного суда не имелось.
Постановление о привлечении ЖСК "Дарьин" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи, не имеется.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по городу Москве в СВАО города Москвы Тарасенко И.М. N *** от 30 июля 2020 г, решение судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 12 марта 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 14.4 КоАП РФ в отношении ЖСК "Дарьин" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
М.М. Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.