Центральный окружной военный суд в составе:
председательствующего Иванчикова Д.А.
судей: Клубкова Ю.В, Вагапова Р.К, при секретаре судебного заседания Немове А.А, рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-83/2021 по апелляционной жалобе начальника федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Оренбургской области" (далее - УФО МО РФ по Оренбургской области) Маркеловой И.В. на решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 13 июля 2021 г, которым частично удовлетворено исковое заявление военнослужащей войсковой части N "данные изъяты" Бочковой Екатерины Владимировны о компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Вагапова Р.К, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и поступивших на нее возражений, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Решением Омского гарнизонного военного суда от 21 января 2021 г, вступившему в законную силу 13 мая 2021 г, приказ командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N в части увольнения Бочковой с военной службы, а также приказ командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N в части исключения Бочковой из списков личного состава воинской части признаны незаконными, и на указанных воинских должностных лиц возложены обязанности по отмене названных приказов.
Полагая, что указанными незаконными действиями ей причинены нравственные страдания, Бочкова обратилась в Оренбургский гарнизонный военный суд с исковым заявлением о взыскании в ее пользу с войсковой части N через УФО МО РФ по Оренбургской области компенсации морального вреда в размере 50000 рублей.
Оренбургский гарнизонный военный суд решением от 13 июля 2021 г. частично удовлетворил требования иска, взыскав с УФО МО РФ по Оренбургской области в пользу Бочковой 5000 рублей в качестве компенсации морального вреда и судебные расходы по делу в размере 300 рублей, отказав в удовлетворении остальной части исковых требований.
Начальник УФО МО РФ по Оренбургской области Маркелова в апелляционной жалобе в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального и процессуального права просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование апелляционной жалобы отмечается, что обязанность по компенсации морального вреда необоснованно возложена на УФО МО РФ по Оренбургской области, поскольку данный финансовый орган не является причинителем вреда и не может быть надлежащим ответчиком по делу. Кроме того, каких-либо финансовых обязательств по возмещению денежной компенсации морального вреда за действия должностных лиц воинской части УФО МО РФ по Оренбургской области не имеет.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции всесторонне и объективно, а оспариваемое решение основано на правильном применении норм материального и процессуального права.
В силу п. 5 ст. 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" возмещение морального вреда и убытков, причинённых военнослужащим государственными органами и органами местного самоуправления, производится в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" в случае признания судом увольнения с военной службы необоснованным военнослужащий в соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" подлежит восстановлению на военной службе в прежней (или с его согласия - равной или не ниже) должности с возмещением всех причиненных убытков. Причиненный таким увольнением моральный вред подлежит возмещению по решению суда на основании волеизъявления военнослужащего.
Право гражданина на денежную компенсацию морального вреда (физических или нравственных страданий), причинённого действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, за счёт нарушителя предусмотрено ч. 1 ст. 151 ГК РФ.
В силу положений ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причинённых потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учётом фактических обстоятельств, при которых был причинён моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Исходя из установленного вступившим в законную силу решением Омского гарнизонного военного суда от 21 января 2021 г. факта нарушения командиром войсковой части N прав Бочковой, в результате ее необоснованного увольнения и проанализировав характер причинённых истцу в связи с этим нравственных страданий, с учётом разъяснений, данных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для денежной компенсации Бочковой морального вреда, причинённого незаконными действиями воинского должностного лица.
Определяя размер денежной компенсации морального вреда, суд, руководствуясь требованиями ст. 151 и 1101 ГК РФ, с учётом предусмотренных названными правовыми нормами обстоятельств применительно к настоящему делу, обоснованно уменьшил её сумму до 5000 рублей. Указанная сумма соответствует требованиям разумности и справедливости и соразмерна характеру и степени причинённого истцу морального вреда.
Возложение судом обязанности по выплате Бочковой денежной компенсации морального вреда на УФО МО РФ по Оренбургской области как довольствующий финансовый орган войсковой части N, вопреки мнению начальника названного учреждения, является правильным, поскольку соответствует требованиям ст. 1069 и 1071 ГК РФ, регламентирующим ответственность за вред, причинённый государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами этих органов, а также обязанность соответствующих финансовых органов выступать от имени казны при возмещении вреда за её счет.
Таким образом, не согласиться с правильным по существу решением гарнизонного военного суда у суда апелляционной инстанции оснований не имеется, а приведённые в апелляционной жалобе доводы не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность принятого решения.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 177, 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, Центральный окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 13 июля 2021 г. по исковому заявлению Бочковой Екатерины Владимировны о компенсации морального вреда оставить без изменения, а апелляционную жалобу начальника УФО МО РФ по Оренбургской области Маркеловой И.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Кассационный военный суд через Оренбургский гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня его принятия.
"Согласовано"
Судья Центрального окружного военного суда (ПСП) Р.К. Вагапов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.