1-й Западный окружной военный суд в составе
председательствующего Лазарева Е.В, судей Ершова К.Г, Постникова В.Н.
при секретаре судебного заседания Шариковой Е.П.
рассмотрел в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Борисовой С.И. на решение Вологодского гарнизонного военного суда от 22 июня 2021 года по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части (...) "данные изъяты" Васильева Виктора Дмитриевича об оспаривании решения территориального отдела "данные изъяты" (далее - Территориальный отдел), связанного с исключением из списка на предоставление служебных жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Постникова В.Н, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
в административном исковом заявлении Васильев просил суд признать незаконным решение Территориального отдела от (дата) N (...) об исключении из списка на предоставление служебных жилых помещений.
Заявленные требования административный истец обосновывал тем, что проходит военную службу по контракту в "адрес" и проживает в квартире, предоставленной ему по договору коммерческого найма муниципальным образованием, а не "данные изъяты".
Решением Вологодского гарнизонного военного суда от 22 июня 2021 года заявленные Васильевым требования были удовлетворены: оспоренное решение признано незаконным и на административного ответчика возложена обязанность отменить его.
Кроме того, суд взыскал с "данные изъяты" в пользу Васильева понесенные им судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Свое решение суд первой инстанции обосновал тем, что административный истец надлежащим образом не был обеспечен жилым помещением по месту прохождения военной службы.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Борисова С.И, не соглашаясь с этим судебным актом, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению автора жалобы, вынесенное решение является незаконным, поскольку выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела, а также в связи с нарушением норм материального права.
Обосновывая жалобу, Борисова С.И, ссылаясь на нормативные правовые акты, регламентирующие жилищные правоотношения, указывает, что после заключения (дата) с муниципальным образованием договора найма жилого помещения в "адрес", административный истец получил право постоянного проживания в нем.
(дата), заключив с муниципальным образованием новый договор N (...) на занимаемую квартиру, Васильев добровольно отказался от постоянного пользования ей, создав таким образом условия для постановки вопроса о предоставлении служебного жилого помещения, что следует расценивать как злоупотребление правом.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный истец полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, поскольку у него имелись все основания состоять в списках на обеспечение служебным жилым помещением.
Рассмотрев административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, оценив имеющиеся в административном деле доказательства, окружной военный суд приходит к следующему.
Как установилсуд апелляционной инстанции, Васильев (дата) был назначен на воинскую должность в войсковой части (...) ("адрес") после получения профессионального образования в военной образовательной организации высшего образования и присвоения в связи с этим офицерского воинского звания.
Контракт о прохождении военной службы заключен по (дата).
С (дата) по (дата) Васильев был зарегистрирован по месту жительства в "адрес", с (дата) по (дата) - по адресу войсковой части (...) в "адрес", а по настоящее время - в "адрес".
В соответствии с постановлением главы Вологодского муниципального района от (дата) N (...) квартира по адресу: "адрес", по договору срочного найма от (дата) была предоставлена Васильеву сроком на 5 лет.
Постановлением администрации Вологодского муниципального района от (дата) N (...) жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 64, 8 кв.м включена в муниципальный жилищный фонд коммерческого использования и предоставлена по договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования от (дата) N (...) на 5 лет административному истцу и членам его семьи.
(дата) "данные изъяты" воинской части ходатайствовал перед администрацией муниципального образования о продлении с Васильевым договора коммерческого найма занимаемого им жилого помещения.
(дата) административный истец с муниципальным образованием Федотовское сельское поселение заключил договор найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования N (...) со сроком действия до (дата).
(дата) Васильев обратился с заявлением в отделение "данные изъяты" (далее - ЗРУЖО) о включении его с составом семьи в список военнослужащих на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы.
Уведомлением ЗРУЖО от (дата) N (...) до административного истца было доведено решение о включении его с составом семьи в список военнослужащих на предоставление служебных жилых помещений.
Дополнительным соглашением от (дата) договор найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования N (...) от (дата) продлен на 5 лет.
Решением Территориального отдела от (дата) N (...) административный истец был исключен из списка на предоставление служебного жилого помещения ("данные изъяты").
В соответствии с положениями абзацев 4 и 5 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Васильев относится к той категории военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, которые на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями.
Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах (абзац 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 15 указанного Федерального закона порядок предоставления служебных жилых помещений военнослужащим регламентируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В "данные изъяты" данный порядок, помимо главы 10 ЖК РФ, установлен также Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений (приложение N 2 к Приказу), утвержденной приказом Министра обороны от 30 сентября 2010 года N 1280 (далее - Инструкция).
В соответствии с правовыми нормами части 2 статьи 99, пункта 1 части 2 статьи 104 ЖК РФ, а также пункта 2 Инструкции, военнослужащий имеет право на получение служебного жилого помещения по месту военной службы при условии отсутствия у него в собственности, пользовании и владении жилых помещений в соответствующем населенном пункте.
Согласно разъяснениям абзаца 2 пункта 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд проверяет обоснованность оспариваемого решения, действия, бездействия лишь по тем обстоятельствам, которые являлись предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, не изменяя основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Принимая решение об исключении административного истца из списков на предоставление служебных жилых помещений, административный ответчик исходил из того, что Васильев по месту прохождения военной службы обеспечен жилым помещением ("данные изъяты").
Между тем указанный вывод основан на ошибочном толковании норм материального права.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления оказывают содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих - граждан и членов их семей.
Как усматривается из материалов административного дела, именно во исполнение требований абзаца 3 пункта 3 указанной статьи квартира в "адрес" и была предоставлена Васильеву органами местного самоуправления в (дата), вопреки доводам апелляционной жалобы, для временного, а не постоянного проживания в ней ("данные изъяты").
В (дата) квартира, в которой проживал административный истец, была отнесена к муниципальному жилищному фонду коммерческого использования и с этого времени предоставлялась ему по договорам коммерческого найма, к которым, исходя из разъяснений абзаца 2 пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", подлежат применению нормы гражданского, а не жилищного законодательства (л.д. 98 - 102, 73 - 78, 134 - 136).
При таких обстоятельствах факт регистрации административного истца и членов его семьи с (дата) в занимаемой ими квартире не свидетельствует об их праве постоянного пользования ей, поскольку в указанную квартиру они вселились не по основаниям, предусмотренным статьями 28 и 47 ЖК РСФСР, частями 1 и 2 статьи 31 и статьей 60 ЖК РФ, а на основании заключенных в соответствии с пунктом 1 статьи 671, пунктом 1 статьи 674 и пунктом 1 статьи 683 ГК РФ договоров.
Таким образом, окружной военный суд приходит к выводу, что занимаемая Васильевым с членами семьи по договору коммерческого найма квартира по месту прохождения им военной службы, не свидетельствует о его обеспеченности жилым помещением, а является временным местом жительства до получения от военного ведомства служебного жилого помещения по нормам, установленным законодательством.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, не усматривает окружной военный суд в действиях Васильева и какого - либо злоупотребления своим правом на обеспечение служебным жилым помещением.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а потому оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Вологодского гарнизонного военного суда от 22 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Васильева Виктора Дмитриевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Кассационный военный суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.