Прокуратурой республики проведен правовой анализ Закона Республики Адыгея от 12 августа 2002 года N 89 "О выборах главы муниципального образования" (в редакции Закона Республики Адыгея от 6 августа 2015 года N 453) (далее - Закон), по результатам которого выявлены нормы, вступившие в противоречие с федеральным законодательством.
Так, статья 7 Закона, с учетом последних внесенных изменений, предусматривает возможность голосовать против всех кандидатов в ходе выборов. Вместе с тем, указанные изменения не нашли своего дальнейшего отражения в тексте Закона. Словосочетание "голосовать против всех кандидатов" употребляется только в статье 7 Закона.
Согласно действующей редакции пункта 16 статьи 17 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) при исключении гражданина Российской Федерации из списка избирателей, участников референдума после его подписания председателями и секретарями соответствующих комиссий и заверения его печатями этих комиссий, в базе данных ГАС "Выборы" указывается дата исключения гражданина Российской Федерации из списка, а также причина такого исключения.
Однако часть 14 статьи 14 Закона в противоречие данной норме содержит указание о необходимости включения в базу данных ГАС "Выборы" дополнительных сведений при исключении гражданина Российской Федерации из списка избирателей.
Из части 4 статьи 15 Закона следует исключить положения, касающиеся главы местной администрации, в связи с тем, что положения рассматриваемого Закона регулируют выборы главы муниципального образования сельского поселения (изменения в указанной части были внесены Законом Республики Адыгея от 31 марта 2015 года N 393);
Пункт 4 части 1.1 статьи 23 Закона противоречит подпункту "д" пункта 1 статьи 29 Федерального закона, согласно которой членами комиссии с правом решающего голоса не могут быть выборные должностные лица, а также главы местных администраций, в то время как в Законе это указано.
Часть 2 статьи 25 Закона необходимо привести в соответствие с действующей редакцией пункта 2 статьи 30 Федерального закона, дополненной указанием об ограничении опубликования ряда персональных данных кандидатов.
Пункт 6 части 9 статьи 25 Закона не соответствует действующей редакции подпункта "е" пункта 9 статьи 30 Федерального закона, предусматривающей право наблюдателей получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии протоколов соответствующих комиссий.
Часть 10 статьи 34 Закона необходимо изложить в соответствии с действующей редакцией части 4 статьи 38 Федерального закона.
Часть 1 статьи 35 Закона следует дополнить положениями, касающимися обязанности избирательной комиссии муниципального образования проверить соответствие порядка выдвижения кандидата в соответствии с действующей редакцией пункта 18 статьи 38 Федерального закона.
С целью приведения в соответствие с действующей редакцией пункта 5 статьи 45 Федерального закона в части 5 статьи 42 Закона слова "таким сообщениям" необходимо заменить словами "для таких сообщений".
Положения части 2 статьи 43 Закона необходимо привести в соответствие с действующей редакцией пункта 2 статьи 46 Федерального закона.
Пункт 4 части 9 статьи 45 Закона необходимо признать утратившим силу, в связи с признанием утратившей силу аналогичной нормы подпункта "г" пункта 9 статьи 48 Федерального закона.
Часть 8 статьи 60 Закона целесообразно дополнить положениями пункта 10 статьи 63 Федерального закона, в части, касающейся возможности принятия комиссией решения об изготовлении бюллетеней на русском языке и на государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации, а в необходимых случаях - на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания.
Статью 62 Закона целесообразно дополнить положениями, касающимися возможности проведения электронного голосования, предусмотренного пунктом 15 статьи 64 Федерального закона.
По аналогии с положениями пункта 2 статьи 66 Федерального закона, положения части 2 статьи 63 Закона целесообразно дополнить случаями, предусмотренными статьей 62.1 Закона, с целью исключения возможности ущемления законных прав и интересов граждан, которые в день голосования по уважительной причине будут отсутствовать по месту своего жительства и не смогут прибыть в помещение для голосования.
Статья 68 Закона содержит термин "несостоявшимися". Указанный термин употребляется один раз, в части 1 статьи 68 Закона. Таким образом, отсутствие в тексте Закона положений, определяющих случаи, когда избирательной комиссией муниципального образования выборы признаются несостоявшимися, а также отсутствие отсылочных норм на федеральные нормативные правовые акты приводит к возникновению пробела в правовом регулировании отношений, связанных с признанием выборов несостоявшимися.
В часть 2 статьи 72 Закона целесообразно внести изменения, касающиеся сроков хранения, руководствуясь действующей редакцией пункта 4 статьи 81 Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", а также части 4 статьи 95 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Часть 3 статьи 76 Закона необходимо признать утратившей силу в связи с изменениями федерального законодательства, а именно связи с изменениями статьи 77 Федерального закона.
Таким образом, несоответствие рассматриваемого Закона отдельным положениям Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" приводит к нарушению основных конституционных прав граждан на участие в выборах, проводимых на территории субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", требую:
1. Привести в соответствие с федеральным законодательством Закон Республики Адыгея от 12 августа 2002 года N 89 "О выборах главы муниципального образования".
2. Настоящий протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея.
3. О результатах его рассмотрения и принятых мерах прошу незамедлительно сообщить в письменной форме в прокуратуру Республики Адыгея.
Заместитель прокурора республики, |
И.Я. Чич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест Прокурора Республики Адыгея от 25 октября 2015 г. N 07-10-2015 на Закон Республики Адыгея от 12.10.2002 N 89 "О выборах главы муниципального образования"
Текст протеста официально опубликован не был