Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
образования и науки
Республики Адыгея
от 8 июня 2016 г. N 817
Примерное положение
о музее образовательной организации Республики Адыгея
1. Общие положения
1.1. Музей образовательной организации в Республике Адыгея - структурное подразделение образовательной организации, созданное для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций.
1.2. Музей осуществляет свою работу в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", Примерным положением о музее образовательного учреждения (школьном музее) (Приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003 N 28-51-181/16) и настоящим Положением.
1.3. Музей организуется в целях:
- гражданско-патриотического воспитания обучающихся;
- расширения образовательного пространства, совершенствования обучения средствами дополнительного образования;
- формирования исторического сознания обучающихся и расширения их кругозора;
- развития познавательных интересов и способностей детей и молодежи;
- развития социальной активности и творческой инициативы обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и презентации предметов материальной культуры, источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность;
- овладения практическими навыками поисковой, проектной и исследовательской деятельности;
- активного освоения обучающимися окружающей природной и историко-культурной среды;
- развития детского и молодежного самоуправления.
1.4. Профиль и функции музея определяются задачами образовательной организации.
2. Основные понятия
2.1. Профиль музея - специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, видом практической деятельности, областью науки или искусства, а также с историей, интересами и задачами каждой конкретной образовательной организации.
2.2. Профиль музея может быть: краеведческим (природа, история и культура родного края), историческим (военно-историческим, археологическим, этнографическим, истории конкретного объекта или явления, школы, населенного пункта и др.), естественно-научным (географическим, геологическим, зоологическим, ботаническим, экологическим и др.), литературным, художественным, музыкальным, театральным, педагогическим, культурологическим, научно-техническим, сельскохозяйственным, спортивным, мемориальным, детского творчества, международных связей, комплексным.
2.3. Комплектование музейных фондов - базовое направление музейной деятельности. Включает в себя комплекс мероприятий по разработке и реализации конкретных программ по выявлению и сбору предметов музейного значения, учету и научному описанию музейных предметов.
2.4. Предмет музейного значения - движимый памятник природы, истории, культуры, находящийся в среде своего бытования.
2.5. Музейный предмет - памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей, оформленный соответствующим Актом поступления и записанный в Книгу поступлений (инвентарную книгу).
2.6. Экспонат - музейный предмет, выставленный на обозрение в экспозиции, выставке музея.
2.7. Экспозиция - выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).
2.8. Выставка - экспозиция, имеющая, как правило, временный характер или периодически меняющийся состав экспонатов.
2.9. Книга поступлений (Инвентарная книга) - основной документ учета музейных предметов.
3. Организация музея
3.1. Организация музея в государственной образовательной организации происходит по инициативе педагогов и обучающихся с привлечением родителей, ветеранов, общественности и, как правило, является результатом краеведческой, туристской и проектно-исследовательской деятельности, и отражает реальные потребности образовательного процесса.
3.2. Музей создается приказом руководителя государственной образовательной организации. Деятельность музея регламентируется внутренним Положением, составленным на основе настоящего Примерного положения, утверждаемым руководителем государственного образовательного учреждения.
3.3. Обязательными условиями для открытия музея являются:
- наличие музейного актива, состоящего из обучающихся, педагогов, родителей, выпускников, ветеранов;
- наличие музейных предметов, собранных и зарегистрированных в инвентарной книге (книге поступлений) в количестве не менее 100 предметов основного фонда.
- наличие помещения и оборудования для хранения и экспонирования музейных предметов.
4. Функции и основные направления деятельности
4.1. Основными функциями музея являются:
- создание условий для социализации обучающихся путем совершенствования воспитательной, образовательной и культурно-просветительной деятельности образовательной организации музейными средствами и методами;
- организация исследовательской деятельности обучающихся, ориентированная на формирование научных, творческих инициатив и реализующаяся в ходе проектной, поисковой и аналитической работы;
- осуществление массово-организационной, культурно-просветительной, методической, информационной, издательской деятельности;
- документирование процессов и явлений, соответствующих профилю и основной теме музея в их историческом развитии, через комплектование фондов музейных предметов, их учетную и научную обработку;
- постоянное развитие экспозиционно-выставочной работы;
- освоение обучающимися культурно-исторического пространства Республики Адыгея и Краснодарского края.
4.2. Основными направлениями деятельности музея являются:
- комплектование, учет, хранение и описание фондов музейных предметов;
- экспозиционно-выставочная работа;
- образовательно-воспитательная и культурно-просветительная работа.
5. Учет и обеспечение сохранности фондов
5.1. Все собранные музейные предметы, коллекции, материалы составляют основной, научно-вспомогательный, обменный, библиотечный фонды музея и фонд временного хранения.
5.2. Все поступающие в музей предметы музейного значения подлежат актированию вне зависимости от способа получения (дар, покупка, находка, обмен и т.п.), постоянной или временной формы хранения (Приложение 1).
5.3. Выдача музейных предметов из фондов музея (возврат, обмен, передача на время, а также списание в связи с утратой музейных свойств) также производятся путем актирования (Приложение 2).
5.4. Все предметы, отнесенные к Основному фонду, подлежат обязательной записи в Книге поступлений (Инвентарной книге) (Приложение 3). Книга поступлений (Инвентарная книга) музейных предметов хранится постоянно в образовательной организации.
5.5. Все предметы основного фонда, зарегистрированные в инвентарной книге, подлежат вторичному учету с заполнением Инвентарных карточек на каждый музейный предмет (Приложение 4).
5.6. Фонды временного хранения, обменный, библиотечный, научно-вспомогательный (копии, макеты, диаграммы и т.п.) учитываются в отдельных книгах учета по каждому из них.
5.7. Не экспонируемые в данный момент музейные предметы и архивные материалы хранятся в фондохранилищах, имеющих ограниченный режим доступа, или в экспозиционных помещениях, но в шкафах, обеспеченных запирающими устройствами.
5.8. Обеспечение сохранности экспонируемых материалов достигается применением специального выставочного оборудования, но с обязательным учетом интерактивности этого типа музеев.
5.9. Ответственность за сохранность всех фондов музея несет руководитель образовательной организации.
5.10. Хранение в музеях взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.
5.11. Хранение огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов, а также находок с мест боевых действий возможно лишь после получения на них актов экспертизы органов МВД, МЧС или Министерства обороны и осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея.
5.12. В случае прекращения деятельности музея вопрос о передаче его фондов в другую образовательную организацию решается руководителем образовательной организации по согласованию с Государственным образовательным учреждением дополнительного образования Республики Адыгея "Центр дополнительного образования детей Республики Адыгея" и управлением государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Республики Адыгея. Без решения вопроса о передаче фондов, закрепленного соответствующим актом, прекращение деятельности музея не допускается.
6. Содержание работы
6.1. Работа музея планируется и осуществляется в соответствии с общими и конкретными образовательно-воспитательными задачами образовательной организации, в структуре которого функционирует музей.
6.2. Ежегодное и перспективное планирование ведется по всем основным направлениям музейной деятельности - комплектованию, учету, хранению и описанию фондов музейных предметов, экспозиционно-выставочной работе, образовательно-воспитательной и культурно-просветительной работе.
6.3. Координацию организационно-методической деятельности музеев и методическое обеспечение работы музеев различных профилей осуществляет Государственное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Адыгея "Центр дополнительного образования детей Республики Адыгея".
6.4. В соответствии с планом работы руководитель музея формирует секции, отделы, рабочие группы по каждому направлению, которые осуществляют:
- систематическое, постоянное комплектование, изучение и обработку фондов музея, осуществляя проектную, экспедиционную, поисковую и исследовательскую работу, организуя устойчивые связи с различными административными, общественными организациями, научными и культурно-просветительными учреждениями;
- создание и совершенствование стационарных экспозиций, организацию тематических выставок, как в самой образовательной организации, так и за ее пределами, в том числе в сотрудничестве с другими музеями;
- презентации музея в процессе участия в различных смотрах и конкурсах;
- образовательно-воспитательную и культурно-просветительную работу музейными средствами путем подготовки и проведения экскурсий, лекций и массовых мероприятий для обучающихся своего и других образовательных организаций, родителей и ветеранской общественности, а также населения своего микрорайона, округа;
- освоение природной и историко-культурной окружающей среды обучающимися своей образовательной организацией путем организации походов, экспедиций, экскурсий по Республике Адыгея и Краснодарскому краю, посещения музеев, театров, выставочных залов, памятных мест;
- популяризацию итогов всех направлений своей деятельности через средства массовой информации и Интернет;
- организацию систематического обучения основам теории и практики и музейного дела, обмена опытом с целью повышения эффективности функционирования музея в образовательной организации.
7. Руководство деятельностью Музея
7.1. Общее руководство и ответственность за деятельность музея несет руководитель образовательной организации.
7.2. Непосредственное руководство практической работой Музея осуществляет его руководитель, назначенный приказом руководителя образовательной организации.
7.3. Перспективное планирование и текущую работу организует Совет музея, избираемый из числа актива музея на общем собрании. Актив музея формируется из представителей ученической, педагогической, родительской и ветеранской общественности.
7.4. В целях оказания помощи музею может быть организован совет содействия или попечительский совет из представителей государственных музеев, специалистов профильных для данного Музея наук, музееведов и т.п.
7.5. Деятельность музея и эффективность его использования в образовательно-воспитательном процессе обсуждается на педагогическом совете образовательной организации не реже одного раза в год.
8. Учет и регистрация музеев
8.1. Вновь созданные музеи образовательных организаций подлежат учету и регистрации после их открытия.
8.2. Функции по учету и регистрации музеев образовательных организаций, контролю за качеством их работы возлагаются на ГОУ ДО РА "Центр дополнительного образования детей Республики Адыгея".
9. Прекращение деятельности музея
9.1. Вопрос о прекращении деятельности музея, а также о судьбе его музейных собраний решается руководителем образовательной организации по согласованию с Управлением государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Республики Адыгея.
9.2. Собрания музейных предметов, хранившихся и взятых на учет в музее, вместе со всей учетной и научной документацией актируются и опечатываются. Соответствующие протоколы вступают в силу только после их утверждения в Министерстве образования и науки Республики Адыгея.
9.3. Способ дальнейшего хранения и использования собраний музейных предметов определяется создаваемой для этого экспертной комиссией.
9.4. Копии документации о прекращении деятельности музея должны быть передан в ГОУ ДО РА "Центр дополнительного образования детей Республики Адыгея".
<< Назад |
Приложение >> N 1. Акт приемки |
|
Содержание Приказ Министерства образования и науки Республики Адыгея от 8 июня 2016 г. N 817 "О совершенствовании системы развития... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.