Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Кабинета
Министров Республики Адыгея
от 17 ноября 2016 года N 211
Государственная программа
Республики Адыгея "Развитие экономики" на 2017 - 2020 годы
29 декабря 2016 г., 24 января, 28 апреля 2017 г.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 28 апреля 2017 г. N 72 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
государственной программы Республики Адыгея "Развитие экономики" на 2017 - 2020 годы
Ответственный исполнитель государственной программы Республики Адыгея "Развитие экономики" на 2017 - 2020 годы (далее - государственная программа) |
Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея |
Соисполнители государственной программы |
отсутствуют |
Участники государственной программы |
1) Комитет Республики Адыгея по делам национальностей, связям с соотечественниками и средствам массовой информации; 2) Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям |
Подпрограммы государственной программы |
1) подпрограмма "Реализация государственной политики в сфере экономического развития Республики Адыгея"; 2) подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства" |
Программно-целевые инструменты государственной программы (ведомственные целевые программы) |
отсутствуют |
Цель государственной программы |
создание условий для устойчивого роста экономики Республики Адыгея |
Задачи государственной программы |
1) создание условий для обеспечения развития экономики Республики Адыгея; 2) формирование инструментов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства |
Целевые показатели (индикаторы) государственной программы |
1) объем инвестиций в основной капитал, за исключением бюджетных средств; 2) увеличение доли вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте |
Этапы и сроки реализации государственной программы |
государственная программа реализуется в один этап, срок реализации государственной программы - 2017 - 2020 годы |
Ресурсное обеспечение государственной программы |
общий объем финансирования государственной программы с учетом прогнозной оценки привлечения средств федерального бюджета составляет 1596376,50 тысячи рублей, в том числе: 1) за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея - 461514,97 тысячи рублей, в том числе по годам: а) в 2017 году - 108862,97 тысячи рублей; б) в 2018 году - 107329,70 тысячи рублей; в) в 2019 году - 120829,70 тысячи рублей; г) в 2020 году - 124492,60 тысячи рублей; 2) за счет средств федерального бюджета (прогнозная оценка) - 1134861,53 тысячи рублей, в том числе по годам: а) в 2017 году - 209061,53 тысячи рублей; б) в 2018 году - 191200,00 тысячи рублей; в) в 2019 году - 391200,00 тысячи рублей; г) в 2020 году - 343400,00 тысячи рублей |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы |
содействие устойчивому социально-экономическому развитию Республики Адыгея и повышению ее конкурентоспособности |
I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, в том числе формулировки основных проблем и прогноз развития указанной сферы
Одним из основных направлений социально-экономического развития Республики Адыгея, обозначенных в Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года, утвержденной Законом Республики Адыгея от 23 ноября 2009 года N 300 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2009, N 11; 2011, N 8; 2012, N 4, 6; 2014, N 12) (далее Стратегия), является обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности предприятий.
Важнейшим условием устойчивого социально-экономического развития Республики Адыгея, повышения ее конкурентоспособности является создание четкой и согласованной системы стратегического планирования. Основным ориентиром развития Республики Адыгея является Стратегия. Взаимосвязь стратегического и бюджетного планирования через внедрение государственных программ Республики Адыгея способствует формированию эффективного управленческого механизма.
Ключевым показателем, отражающим уровень развития экономики Республики Адыгея, является валовой региональный продукт (далее - ВРП). В Республике Адыгея за период с 2011 года по 2014 год наблюдается устойчивый рост данного показателя, который увеличился с 56,8 до 77,9 миллиарда рублей. Уровень ВРП на душу населения, демонстрируя положительную динамику, вырос на 10,4%. Несмотря на ежегодный рост данного показателя, его сравнение со среднероссийским показателем и средним по Южному федеральному округу (далее - ЮФО) в 2014 году показывает отставание Республики Адыгея на 57,4% и 37,9% соответственно.
В структуре ВРП за 2014 год наибольшую долю занимает вид деятельности "оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" - 18,4%, "промышленная деятельность" 18,6%.
Потребительский рынок является одним из основных источников поступления денежных доходов в республиканский бюджет Республики Адыгея. В последние годы на потребительском рынке наблюдается рост товарооборота, рост торговой сети на всей территории Республики Адыгея.
Оборот розничной торговли Республики Адыгея за период 2011 - 2014 годы увеличился на 50%, составив в 2014 году 73,9 миллиарда рублей. В 2015 году оборот розничной торговли составил 72,8 миллиарда рублей, или 85,9% к 2014 году. Причиной сокращения розничного товарооборота явилось снижение покупательной способности населения и повышения индекса потребительских цен, который по итогам года составил 114,9% (январь-декабрь 2015 года к январю-декабрю 2014 года).
В современных условиях в развитии торговой отрасли Республики Адыгея имеет место ряд проблем. Высокий уровень инфляции на фоне ограниченной покупательской способности, недостаточная степень развития инфраструктуры, наличие административных барьеров в отрасли вызывают необходимость принятия комплекса мер по поддержанию уровня благосостояния населения, повышению его удовлетворенности приобретаемыми товарами и эффективности функционирования организаций торговли.
Планомерное социально-экономическое развитие Республики Адыгея невозможно без создания эффективной энергетической базы.
Электроэнергетическая отрасль Республики Адыгея характеризуется рядом особенностей, основными из которых являются единство технологического процесса производства и потребления электроэнергии, подчиненность общему режиму работы всей Единой энергетической системы России, особые требования к месту размещения электростанций, длительность процессов проектирования и сооружения энергообъектов, их высокая капиталоемкость.
Это определяет особые требования к прогнозированию развития генерации и электросетевой инфраструктуры для недопущения дефицитов мощности и электроэнергии из-за невозможности или задержки по времени сооружения требующихся по балансу новых электростанций и линий электропередачи на территории Республики Адыгея.
Основными целями разработки схем и программ развития электроэнергетики являются развитие сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей, обеспечение удовлетворения долгосрочного и среднесрочного спроса на электрическую энергию и мощность, формирование стабильных и благоприятных условий для привлечения инвестиций в строительство объектов электроэнергетики.
Одной из задач социально-экономического развития Республики Адыгея, обозначенных в Стратегии, является поддержка и развитие предпринимательской инициативы. Основываясь на Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 1083 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 24) (далее Стратегия развития малого и среднего предпринимательства), будет решаться задача по снятию имеющихся ограничений в развитии сферы малого и среднего предпринимательства, по совершенствованию условий ведения бизнеса, полноценному запуску всех инструментов и мер государственной поддержки. Для решения этой задачи предусматривается формирование эффективной инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, расширение участия малых и средних предприятий в закупках товаров, работ, услуг юридических лиц, повышение уровня информированности и популяризация предпринимательской деятельности, осуществление финансово-кредитной и имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства, поддержка экспортной деятельности, подготовка кадров, обучение основам предпринимательской деятельности, взаимодействие с органами местного самоуправления.
Малое и среднее предпринимательство Республики Адыгея включает более 5 тысяч малых и средних предприятий и 15,3 тысячи индивидуальных предпринимателей, где трудится более 40 тысяч человек.
В направлении инвестиционной деятельности в активной работе сегодня находятся более 60 проектов с общим объемом заявленных инвестиций 70 миллиардов рублей.
С 2011 по 2015 год в экономику вложено 86,9 миллиарда рублей инвестиций. По итогам 2015 года объем инвестиций в основной капитал оценочно составил 15,5 миллиарда рублей, или 77,9% (в сопоставимых ценах) к 2014 году. Снижение связанно с кризисными явлениями в экономике.
В настоящее время на уровне Российской Федерации развитие сферы малого и среднего предпринимательства воспринимается как один из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой стороны, социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости.
Инвестиционная политика в Республике Адыгея направлена на всестороннее привлечение инвестиций в экономику Республики Адыгея, их концентрацию на перспективных направлениях инвестиционной деятельности и эффективное целевое использование, а также на предоставление мер государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности.
В результате реализации государственной программы прогнозируется увеличение инвестиций в экономику Республики Адыгея, повышение производительности труда.
II. Приоритеты и цели государственной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития, цели, задачи государственной программы, целевые показатели (индикаторы) государственной программы, описание ожидаемых конечных результатов реализации государственной программы
Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы определены в следующих документах:
1) Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19);
2) государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18; 2015, N 28, 35, 37, 47; 2016, N 2, 24, 27, 33);
3) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 47; 2009, N 33);
4) Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N 1715-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48);
5) Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2011 года N 1538-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 38; 2015, N 2);
6) Стратегия развития малого и среднего предпринимательства;
7) Стратегия.
С учетом вышеуказанных нормативных правовых актов сформулирована цель государственной программы - создание условий для устойчивого роста экономики Республики Адыгея.
Задачами государственной программы являются:
1) создание условий для обеспечения развития экономики Республики Адыгея;
2) формирование инструментов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Сведения о целевых показателях (индикаторах) государственной программы приведены в приложении N 1 к государственной программе.
Значения целевых показателей (индикаторов) государственной программы определяются на основании данных государственного статистического наблюдения, за исключением следующих целевых показателей (индикаторов) государственной программы, основанных на ведомственной отчетности, не требующих расчета и выраженных в абсолютных значениях:
1) количество разработанных и утвержденных документов стратегического планирования;
2) количество заключенных инвестиционных соглашений и соглашений о намерениях;
3) количество новых потребителей, присоединенных к электрическим сетям.
Основным ожидаемым результатом реализации государственной программы является содействие устойчивому социально-экономическому развитию Республики Адыгея и повышению ее конкурентоспособности.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 28 апреля 2017 г. N 72 в раздел III настоящего приложения внесены изменения
III. Перечень и характеристика основных мероприятий государственной программы
В рамках государственной программы реализуются следующие основные мероприятия.
1. Подпрограмма "Реализация государственной политики в сфере экономического развития Республики Адыгея" включает следующие основные мероприятия:
1) основное мероприятие "Развитие системы стратегического планирования".
В рамках реализации мероприятия планируется заключение соглашения с Торгово-промышленной палатой Республики Адыгея о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение исследований и разработок в целях содействия социально-экономическому развитию Республики Адыгея. Результаты исследований будут использованы при разработке стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года и плана мероприятий по ее реализации.
Данное основное мероприятие предусматривает также участие в форумах, семинарах и других мероприятиях по направлению развития государственного стратегического планирования;
2) основное мероприятие "Создание условий для формирования эффективной энергетической инфраструктуры Республики Адыгея".
В рамках данного мероприятия планируется разработка схем и программ развития электроэнергетики, сформированных с учетом потребности экономики Республики Адыгея, для удовлетворения долгосрочного и среднесрочного спроса на электрическую энергию и мощность, формирования стабильных и благоприятных условий для привлечения инвестиций в Республику Адыгея;
3) основное мероприятие "Формирование позитивного имиджа Республики Адыгея".
Мероприятие будет реализовано путем обеспечения информационного сотрудничества со средствами массовой информации, сопровождения инвестиционного Интернет-портала Республики Адыгея, а также организации участия в выставочно-конгрессных мероприятиях, в том числе предоставление субсидий Торгово-промышленной палате Республики Адыгея на организацию участия в выставках и форумах;
4) основное мероприятие "Развитие торговой деятельности".
Основное мероприятие реализуется путем содействия товаропроизводителям Республики Адыгея в продвижении продукции товаропроизводителей Республики Адыгея на потребительский рынок Республики Адыгея;
5) основное мероприятие "Реализация полномочий Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея".
Данное мероприятие предусматривает обеспечение деятельности Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея и участие Республики Адыгея в работе Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Южного федерального округа "Юг".
2. Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства" включает следующие основные мероприятия:
1) основное мероприятие "Создание, развитие и обеспечение деятельности инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства".
Мероприятие подразумевает создание инфраструктуры поддержки и развитие процессов бизнес-инкубирования, формирование перечня государственного имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) с ежегодным дополнением таких перечней государственным имуществом для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, создание АгроБизнесИнкубатора, промышленного парка, развитие инфраструктуры поддержки экспортного ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства на базе микрокредитной компании "Фонд поддержки предпринимательства Республики Адыгея" (далее - МКК "ФППРА"), развитие многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в части предоставления государственных и муниципальных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства при участии государственного бюджетного учреждения Республики Адыгея "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг".
Мероприятие по созданию АгроБизнесИнкубатора осуществляется путем предоставления субсидий автономному учреждению Республики Адыгея "Республиканский бизнес-инкубатор" (далее - АУ РА "РБИ") на осуществление капитальных вложений в объект капитального строительства государственной собственности Республики Адыгея, в том числе на разработку проектной документации на объект капитального строительства, проведение инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, проведение строительного контроля;
2) основное мероприятие "Обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к источникам финансирования".
Мероприятие предусматривает развитие микрофинансирования путем предоставления субсидий МКК "ФППРА" на обеспечение его деятельности, направленной на предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства микрозаймов, а также развитие гарантийной системы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) основное мероприятие "Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства".
Мероприятие предусматривает предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства из республиканского бюджета Республики Адыгея в соответствии с требованиями части 2 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, 43; 2008, N 30; 2009, N 31, 52; 2010, N 28; 2011, N 27, N 50; 2013, N 27, N 30, N 52; 2015, N 27; 2016, N 1, 27) и реализуется посредством субсидирования части затрат на уплату первого взноса при заключении договора лизинга, субсидирования части затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей по договору (договорам) лизинга, субсидирования части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях модернизации производства, компенсации части затрат субъектов молодежного и социального предпринимательства, связанных с началом ведения бизнеса;
4) основное мероприятие "Расширение информационной поддержки, популяризация предпринимательства и развитие механизмов подготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства".
Основное мероприятие предусматривает организацию разработки и издания информационных и методических материалов по вопросам малого и среднего предпринимательства, организацию подготовки и переподготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства и специалистов организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, проведение мониторинга развития малого и среднего предпринимательства путем предоставления субсидий на иные цели АУРА "РБИ".
В рамках данного мероприятия предусмотрена организация и проведение выставок-ярмарок, коллективных стендов малых и средних предприятий на выставочных мероприятиях, участие в специализированных выставках, конференциях, форумах, организация семинаров, совещаний, конференций по вопросам развития малого и среднего предпринимательства. Финансирование организации указанных мероприятий будет осуществляться путем предоставления субсидий МКК "ФППРА".
В рамках основного мероприятия также предусмотрена организация теле- и радиопередач о развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Адыгея и популяризации молодежного предпринимательства.
Перечень основных мероприятий государственной программы приведен в приложении N 2 к государственной программе.
Сроки реализации основных мероприятий государственной программы и ожидаемые результаты, а также сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с целевыми показателями (индикаторами) государственной программы приведены в перечне основных мероприятий государственной программы.
IV. Сроки и этапы реализации государственной программы
Срок реализации государственной программы - 2017 - 2020 годы, государственная программа реализуется в один этап.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 28 апреля 2017 г. N 72 в раздел V настоящего приложения внесены изменения
V. Информация о финансовом обеспечении государственной программы
Общий объем финансирования государственной программы с учетом прогнозной оценки привлечения средств федерального бюджета составляет 1596376,50 тысячи рублей, в том числе:
1) за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея - 461514,97 тысячи рублей, в том числе по годам:
а) в 2017 году - 108862,97 тысячи рублей;
б) в 2018 году - 107329,70 тысячи рублей;
в) в 2019 году - 120829,70 тысячи рублей;
г) в 2020 году - 124492,60 тысячи рублей;
2) за счет средств федерального бюджета (прогнозная оценка) 1134861,53 тысячи рублей, в том числе по годам:
а) в 2017 году - 209061,53 тысячи рублей;
б) в 2018 году - 191200,00 тысячи рублей;
в) в 2019 году - 391200,00 тысячи рублей;
г) в 2020 году - 343400,00 тысячи рублей.
Ресурсное обеспечение государственной программы за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея приведено в приложении N 3 к государственной программе.
Прогнозная (справочная) оценка привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на реализацию целей государственной программы приведена в приложении N 4 к государственной программе.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 28 апреля 2017 г. N 72 в раздел VI настоящего приложения внесены изменения
VI. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками
Успешная реализация государственной программы во многом зависит от своевременной оценки рисков, то есть неблагоприятных ситуаций и последствий, которые могут возникнуть в ходе ее осуществления и препятствовать достижению запланированных результатов.
Предусмотрены следующие риски реализации государственной программы:
1) макроэкономические, связанные с ухудшением ситуации в экономике Республики Адыгея, Российской Федерации и в мировой экономике. Вследствие данного риска может произойти существенное изменение экономических параметров по сравнению с теми, которые были заложены при формировании государственной программы;
2) законодательные, связанные с изменением федерального законодательства;
3) финансовые, связанные с финансированием государственной программы в неполном объеме. Данные риски могут возникнуть по причине сокращения объемов финансирования государственной программы;
4) организационные риски, связанные с возникновением проблем в реализации государственной программы в результате принятия ошибочных управленческих решений, а также с организационной инертностью исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея, АУ РА "РБИ", МКК "ФППРА", при реализации отдельных основных мероприятий государственной программы.
В целях управления указанными рисками в процессе реализации государственной программы предусматривается:
1) принятие мер по координации деятельности участников государственной программы, в числе которых:
а) проведение совещаний;
б) методическое сопровождение;
2) проведение мониторинга документов долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования, а также осуществление контроля за сроками реализации основных мероприятий государственной программы и освоением средств, предусмотренных на ее реализацию;
3) обеспечение сбалансированного распределения финансовых средств по основным мероприятиям государственной программы с учетом ожидаемых конечных результатов от реализации мероприятий.
Управление рисками реализации государственной программы будет осуществляться на основе федерального законодательства и законодательства Республики Адыгея.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 января 2017 г. N 7 в паспорт подпрограммы "Реализация государственной политики в сфере экономического развития Республики Адыгея" настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
подпрограммы "Реализация государственной политики в сфере экономического развития Республики Адыгея"
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 28 апреля 2017 г. N 72 в паспорт подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" внесены изменения
Паспорт
подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.