Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Гавриленко Е.В.
судей Кармацкой Я.В, Кузнецова М.В, при секретаре Зинченко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кочарова Марата Менглибаевича к Департаменту социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры о признании решения незаконным, о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившимся к данным категориям и достигшим возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории ХМАО-Югры, третье лицо: администрация города Сургута, по апелляционной жалобе Департамента социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 17 августа 2021 года, которым постановлено:
"исковые требования Кочарова Марата Менглибаевича к Департаменту социального развития ХМАО-Югры удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента социального развития ХМАО-Югры 22 апреля 2021 г. об отказе в принятии решения о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившимся к данным категориям и достигшим возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по новому месту жительства в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре.
Обязать Департамент социального развития ХМАО-Югры включить Кочарова Марата Менглибаевича в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившимся к данным категориям и достигшим возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Взыскать с Департамента социального развития ХМАО-Югры в пользу Кочарова Марата Менглибаевича судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300, 0 рублей".
Заслушав доклад судьи Гавриленко Е.В, судебная коллегия
установила:
Кочаров М.М. обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депсоцразвития Югры) о признании решения незаконным, о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившимся к данным категориям и достигшим возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории ХМАО-Югры, мотивируя требования тем, что относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением от 28.02.2017 был включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, имеющих право на обеспечение жильем по Кизлярскому району Республики Дагестан. В феврале 2021 года переехал на постоянное место жительства в г..Сургут ХМАО-Югры, с 19.02.2021 состоит в трудовых отношениях с ООО "ЮВиС". В апреле 2021 года обратился в Депсоцразвития Югры с заявлением об его исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Республике Дагестан по прежнему месту жительства и включении в список в ХМАО-Югре по новому месту жительства. Депсоцразвития Югры в удовлетворении заявления ему было отказано, со ссылкой на его включение в Список на территории Республики Дагестан, а также проживание по месту жительства на момент достижения совершеннолетия в Кизлярском районе. Указывает, что на момент переезда на новое место жительства не был обеспечен благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда. Полагает изменение места жительства влечет начало процедуры изменения места учета.
Просит признать незаконным решение Депсоцразвития Югры от 22.04.2021 об отказе в принятии решения о его включении в Список ХМАО-Югры детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; обязать Депсоцразвития Югры включить его в Список ХМАО-Югры детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенным жилым помещением на территории ХМАО-Югры на основании договора найма специализированного жилого помещения.
Истец Кочаров М.М, представитель третьего лица администрации г. Сургута в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили. Суд рассмотрел дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие сторон.
Представитель истца Давыдов В.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представитель ответчика Депсоцразвития Югры Годяцкий А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку истец не подтвердил факт его включения в Список Республики Дагестан.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик Депсоцразвития Югры, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального и материального права, просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает судом не установлено юридически значимое обстоятельство - был ли истец включен в Список в Республике Дагестан. Оспаривая вывод суда, указывает, что поскольку законодательством Республики Дагестан не определен состав полномочия "обеспечение жилой площадью", органы местного самоуправления не наделены полномочиями по формированию и ведению Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список), документы администрации муниципального района "Кизлярского района" не являются надлежащим доказательством по делу как выданные неуполномоченным органом. Сводный список с сайта Министерства образования и науки Республики Дагестан не может быть принят во внимание поскольку в соответствии с п. 13 постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397 решение о включении в Список оформляется распорядительным актом уполномоченного органа. В материалы дела не представлен акт исполнительного органа государственной власти Республики Дагестан о включении истца в Список, в связи с чем отсутствуют основания для возложения на Депсоцразвития Югры обязанности по исключению истца из Списка по прежнему месту жительства и включению в Список по ХМАО-Югре. Указывает, что истец вправе обратиться с заявлением о включении в список по ХМАО-Югре.
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сети "Интернет". Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях, относительно жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Кочаров М.М, (дата) года рождения, является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать (ФИО)1 решением Буйнакского районного суда Республики Дагестан от 22.11.2013 была признана "данные изъяты", в свидетельство о рождении сведения об отце внесены на основании заявления матери.
Постановлением главы администрации городского округа "город Дербент" Республики Дагестан N407 от 20.11.2012 "Об установлении опеки над несовершеннолетним Кочаровым Маратом Менглибаевичем" истцу был назначен опекун.
Решением комиссии по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье при администрации муниципального района "Кизлярский район" Республики Дагестан от 28.02.2017 истец был включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, имеющих право на обеспечение жильем по Кизлярскому району (л.д. 24-26).
Согласно справке ООО УК "Система" от 16.08.2021 истец проживает по адресу: (адрес).
На основании справки "данные изъяты"" N023-2021 от 04.03.2021 истец с 19.02.2021 работает в "данные изъяты" в должности "данные изъяты".
Кочаров М.М. достиг совершеннолетия (дата), благоустроенным жилым помещением не обеспечен до настоящего времени.
Истец 23.03.2021 обратился в Депсоцразвития Югры с заявлением об его исключении из Списка по Кизлярскому району Республики Дагестан, и включении в Список на получение жилья в г. Сургуте. Также обратился в Управление опеки и попечительства администрации г. Сургута по месту своего жительства с заявлением о включении его в Список.
Письмом Депсоцразвития Югры N 15-Исх-6450 от 22.04.2021 истцу было отказано во включении в Список автономного округа. Указано, что поскольку он включен в Список на территории Республики Дагестан, а также поскольку местом его жительства на момент достижения совершеннолетия являлся Кизлярский район, у органов исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обязательства по обеспечению истца жилым помещением, как гражданина, относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не возникли.
Указывая, на наличие у него права на включение в Список по ХМАО-Югре в связи с принадлежностью к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и проживанием на территории ХМАО-Югры, истец обратился в суд с вышеуказанным иском.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции проанализировав ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте РФ по новому месту жительства (утв. постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N 397; далее - Правила), Закон Республики Дагестан от 29.12.2004 N 58 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", постановление Правительства ХМАО-Югры от 21.01.2013 N 21 "Об отдельных вопросах обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных помещений в ХМАО-Югре", правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, пришел к выводу о том, что учет в качестве нуждающегося в жилом помещения в ином субъекте Российской Федерации не влияет на право истца на обеспечение жилым помещением в соответствии со ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Доводы жалобы сводятся к утверждению о том, что отсутствуют допустимые доказательства включения истца в Список на территории Республики Дагестан.
Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет (п. 1). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п. 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абз. 1 п. 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список (п. 3). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).
На основании ст. 5 Закона ХМАО - Югры от 09.06.2009 N 86-оз "О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным по обстоятельствам, установленным п. 2 настоящей статьи, органами опеки и попечительства в порядке, установленном Правительством автономного округа, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по месту жительства на территории автономного округа.
Право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - иные лица), до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 1).
Из содержания приведенных правовых норм следует, что обязанность по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицам данной категории возникает у органа исполнительной власти при наступлении указанных в статье юридических фактов.
При этом закон не устанавливает очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Таким образом, поскольку в Федеральном законе не содержится указания на срок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда гражданам данной категории, то предполагается немедленная реализация права после его возникновения.
В соответствии с положениями Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2004 г. N 58 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти Республики Дагестан дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя (ст. 2).
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном Правительством Республики Дагестан, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (п. 1 ст. 8). Уполномоченный Правительством Республики Дагестан орган исполнительной власти Республики Дагестан формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в части 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с частью 1 настоящей статьи (п. 3 ст. 8).
Как следует из ответа Врио первого заместителя министра образования и науки Республики Дагестан от 22.10.2021 N 06-12105/06-07/21 на запрос суда апелляционной инстанции в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, в соответствии с Законом Республики Дагестан от 04.12.2008 N 57 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" государственные полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. В соответствии с приказом Министерства от 13.04.2021 N 07-01-183/21 "Об утверждении Порядка и сроков направления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов сформированных списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями" Министерством формируется сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в разрезе муниципальных образований. Кочаров Марат Менглибаевич, (дата) года рождения, состоит в сводном Списке по Республике Дагестан (муниципальный район "Кизлярский район").
Таким образом, вопреки доводам жалобы, истец был включен в Список, уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан.
В рамках п. 3.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае: включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - заявление об исключении из списка) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот (далее - орган по новому месту жительства) обращаются их законные представители. Прием заявления об исключении из списка осуществляется органом местного самоуправления или уполномоченной организацией в случаях и в порядке, которые определяются законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится новое место жительства детей-сирот, детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот (п. 23).
Приведенные нормативные положения свидетельствуют о том, что изменение места жительства лица из числа указанных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ категорий граждан влечет начало (по заявлению указанных в Правилах лиц) процедуры изменения места учета такого лица. При этом, никаких ограничений, связанных с возрастом этого лица, ни Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, ни Правила не содержат.
Следовательно, то обстоятельство, что истец состоит в Списке по Кизлярскому району Республики Дагестан, и на день достижения совершеннолетнего возраста не проживал на территории ХМАО-Югры, не свидетельствует об отсутствии у истца права обратиться к уполномоченному органу о включении в Список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, и не влияет на его право на обеспечение жилым помещением по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.
Смена постоянного места жительства, а именно переезд из Республики Дагестан в ХМАО-Югру, не может являться основанием для лишения истца права на предоставление ему жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию в том числе лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.
Следовательно истец, как лицо из числа детей-сирот, включенное в Список в Кизлярском районе Республики Дагестан, имеет право на обеспечение жилым помещением на территории ХМАО-Югры.
Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене обжалуемого решения служить не могут, поскольку основаны на субъективном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и направлены на отличную от суда оценку фактических обстоятельств дела.
Таким образом, принимая во внимание, что судом первой инстанции требования процессуального закона выполнены, имеющие значение для рассмотрения заявленного спора обстоятельства и характер спорных правоотношений определены правильно, подлежащий применению к спорным правоотношениям закон определен и применен без каких-либо нарушений, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены, по изложенным в апелляционной жалобе доводам, судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда, не установлено.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда от 17 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Мотивированное определение изготовлено 29 октября 2021 года.
Председательствующий: Гавриленко Е.В.
Судьи: Кармацкая Я.В.
Кузнецов М.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.