Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Данилова А.В, судей: Ковалева А.А, Максименко И.В, с участием прокурора Чукоминой О.Ю, при секретаре Щербина О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Сургута в интересах (ФИО)1 к Администрации города Сургута о представлении жилого помещения, по апелляционной жалобе Администрации города Сургута на решение Сургутского городского суда от 16 июля 2021 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора г. Сургута в интересах (ФИО)1 к администрации г. Сургута о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию города Сургута предоставить (ФИО)1, (дата) года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений".
Заслушав доклад судьи Данилова А.В, объяснение прокурора Чукоминой О.Ю, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Сургута обратился в суд с иском в интересах (ФИО)1 к администрации г. Сургута о предоставлении жилого помещения.
В обоснование требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой города проверки исполнения законодательства об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что (ФИО)1, (дата) года рождения, являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, за которыми не закреплено жилое помещение, постановлением Администрацией г. Сургута от 12.03.2018 года (номер) включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
(дата) (ФИО)1 достиг совершеннолетнего возраста, однако, жилым помещением до настоящего времени не обеспечен.
В связи с изложенным, прокурор города Сургута просил суд обязать администрацию города Сургута предоставить (ФИО)1, (дата) года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В судебном заседании помощник прокурора (ФИО)6 на требованиях настаивал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации города Сургута в суд не явился, извещен о дате и времени судебного заседания, просил рассмотреть дело без его участия, в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях. Из доводов отзыва следует, что Постановлением Администрации города Сургута от 12.03.2018 года (номер) "О включении несовершеннолетнего (ФИО)1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений" (ФИО)1 был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Администрацией г..Сургута осуществлены мероприятия по приобретению квартир в 2020 году для обеспечения жильем указанной категории граждан, заключены муниципальные контракты на приобретение 122 однокомнатных квартир для детей-сирот, в том числе: 233 792, 10 тыс. руб. - субвенция ХМАО, 21 895, 10 тыс. руб. за счет средств местного бюджета, на 2021 год было предусмотрено 352 973, 00 руб. на приобретение 122 однокомнатных квартир, в том числе: 258 846, 90 руб. - субвенция ХМАО, 94 126, 10 руб. - за счет средств местного бюджета. За период с 01.01.2020 года по 14.12.2020 года проведено 414 электронных аукционов, 362 из которых признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок от участников. По итогам 21 аукциона в июне 2020 года заключен 21 муниципальный контракт на приобретение 21 однокомнатной квартиры путем участия в долевом строительстве жилого дома в п.
Дорожный, дом введен в эксплуатацию 05.10.2020 года. В настоящее время произведена приемка жилых помещений, зарегистрировано право муниципальной собственности и заключены договоры найма специализированного жилого помещения. По итогам 31 аукциона, проведенного в октябре 2020 года, заключен муниципальный контракт на приобретение 31 однокомнатной квартиры, которые будут созданы в будущем. Срок передачи жилых помещений, согласно документации - 01.08.2021 года. При этом, с 17.12.2020 года по 31.12.2020 года Администрацией города было проведено 60 электронных аукционов, которые признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок от участников. По завершению административных процедур (ФИО)1 будет предоставлено жилое помещение специализированное жилищное фонда. Администрация города полагает, что требования прокурора города подменяют собой порядок, установленный Федеральным законом N 159-ФЗ, Законом 86-оз, Постановлением Правительства N 559-п, а также порядок, предусмотренный Федеральным законом N 44-ФЗ, Федеральным законом N 218-ФЗ, что нарушает принцип, установленный статьями 10 и 12 Конституции РФ, о самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления. При таких обстоятельствах, полагает, что права истца не нарушены, оснований для удовлетворения требований не имеется.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе администрация г..Сургута просит решение суда отменить, постановить по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обосновании доводов апелляционной жалобы указывает, что суд неправильно применил нормы материального права, неправильно истолковал закон, не применил закон, подлежащий применению. Федеральным законом от 21.12.1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (абз. 1 п. 1 ст. 8) установлена исключительная компетенция субъекта Российской Федерации по установлению порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. С момента поступления субвенций в бюджет муниципального образования, органы местного самоуправления приобретают жилые помещения с последующим оформлением их в муниципальный специализированный жилищный фонд, предназначенный для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в порядке, установленном федеральными законами от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Выводы суда, о том, что отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как и признание проводимых аукционов несостоявшимися, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения считает ошибочными, поскольку требования к проведению процедур закупки квартир для указанной категории граждан установлены федеральным законодательством и не зависят от волеизъявления Администрации города, денежные средства на приобретение указанных жилых помещений запланированы в бюджете города. Поскольку в федеральном законе не содержится указание на срок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда гражданам данной категории, администрация не считает, что необходимо обеспечить возможность реализации такого права непосредственно после его возникновения. В целях исполнения обязанности по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, органам местного самоуправления необходимо совершить комплекс мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам.
Постановлением администрации города Сургута от 12.03.2018 года (номер) (ФИО)1 был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений" был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Администрация города Сургута не отказывала (ФИО)1 в обеспечении жилым помещением, а предпринимает для этого все меры. За период с 01.01.2020 года по 14.12.2020 года проведено 414 электронных аукционов, 362 из которых признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок от участников. По итогам 21 аукциона в июне 2020 года заключен 21 муниципальный контракт на приобретение 21 однокомнатной квартиры путем участия в долевом строительстве жилого дома в п. Дорожный. Дом введен в эксплуатацию 05.10.2020 года. В настоящее время произведена приемка жилых помещений, зарегистрировано право муниципальной собственности и заключены договоры найма специализированного жилого помещения. По итогам 31 аукциона, проведенного в октябре 2020 года, заключен муниципальный контракт на приобретение 31 однокомнатной квартиры, которые будут созданы в будущем. Срок передачи жилых помещений, согласно документации 01.08.2021 г..С 17.12.2020 г..по 31.12.2020 г..было проведено 60 электронных аукционов, которые признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок от участников. С 01.01.2021 г..по 30.06.2021 г..было проведено 507 электронных аукционов, которые признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок от участников.
По завершению административных процедур (ФИО)1 будет предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда. Оспариваемое решение суда фактически обязывает администрацию предоставить истцу жилое помещение вне очереди. Полагает, что оспариваемое решение суда о возложении обязанности предоставить истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда фактически обязывает администрацию предоставить истцу жилое помещение вне очереди, что повлечет нарушение прав таких же детей-сирот, которые поставлены на учет ранее. Считает, что требования прокурора подменяют собой порядок, установленный Федеральным законом N 159-ФЗ, Законом N 86-оз, а также порядок, предусмотренный Федеральным законом N 44-ФЗ, Федеральным законом N 218-ФЗ, что нарушает принцип, установленный ст. 10 и 12 Конституции РФ о самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. В обоснование возражений указывает, что федеральным законом от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", законом ХМАО-Югры N86-ФЗ от 09.06.2009 года "О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в ХМАО-Югре", не установлены сроки предоставления жилого помещения, а также какой-либо очередности в качестве условия представления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан, формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещения осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения должно быть предоставлено лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по достижении ими 18 лет. Предполагается немедленная реализация права после его возникновения. (ФИО)1 жилым помещением не обеспечен, что свидетельствуют о нарушении администрацией г..Сургута его жилищного права.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенции), выделяемого для цели обеспечения жильем указанной категории лиц. Полагает, что отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения. Осуществление конституционных прав граждан на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от условий финансирования уполномоченного органа и установленного порядка Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ. Услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения прокурора Чукоминой О.Ю, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы и возражений в соответствии с п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, (ФИО)1 (дата) года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот, пользуется социальными гарантиями по ФЗ N159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Постановлением администрации г. Сургута (номер) от 12.03.2018 года (ФИО)1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории муниципального образования городской округ город Сургут.
01.01.2020 г. (ФИО)1 достиг совершеннолетнего возраста, однако, жилым помещением до настоящего времени не обеспечен, собственного жилья не имеет, нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения не является.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
Аналогичные условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений предусмотрены ст. 5 Закона ХМАО - Югры от 09 июня 2009 года N86-оз "О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 5 названного закона право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что обязанность по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицам данной категории возникает у органа исполнительной власти при наступлении указанных в статье юридических фактов.
При этом закон не устанавливает очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Таким образом, поскольку в Федеральном законе не содержится указания на срок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда гражданам данной категории, то предполагается немедленная реализация права после его возникновения.
Судом установлено, и подтверждено материалами дела, что до настоящего времени (ФИО)1 жилым помещением не обеспечен.
Администрация города Сургута не оспаривает право (ФИО)1 на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Возражение против заявленного требования, основано на наличии очередности на получение жилья среди детей-сирот, а срок предоставления такого жилья ставится в зависимость от поступления субвенций из бюджета ХМАО-Югры и исполнения застройщиками своих обязательств.
Вместе с тем, свое право на обеспечение жилья (ФИО)1 не реализовал.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о нарушении администрацией г. Сургута жилищного права (ФИО)1, в связи с чем, доводы жалобы являются несостоятельными.
Учитывая, что истец (ФИО)1 относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, состоит в списках, нуждающихся в обеспечении жильем в г. Сургуте, жилья на праве собственности не имеет, до настоящего времени, жилое помещение специализированного жилищного фонда истцу не предоставлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для предоставления ему жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Доводы апелляционной жалобы о какой-либо очередности, принимаемых мерах по приобретению жилого помещения для истца, не являются основанием для отмены решения суда, поскольку принимаемые меры не свидетельствуют об исполнении установленной законом обязанности по предоставлению жилья, сам факт необеспечения жилым помещением истца является подтверждением нарушения его жилищного права. Как указано выше, обязанность по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицам данной категории возникает у органа исполнительной власти при наступлении указанных в статье юридических фактов. При этом закон не устанавливает очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан. Предполагается немедленная реализация права после его возникновения.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения суда по изложенным в апелляционной жалобе доводам судебная коллегия не усматривает. Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Сургутского городского суда от 16 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Сургута - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 октября 2021 года.
Председательствующий Данилов А.В.
Судьи: Ковалев А.А.
Максименко И.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.