Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Горбачук Л.В, судей Алсыковой Т.Д. и Яматиной Е.Н, при секретаре Попугаевой А.И, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
N 2-681/2021 по исковому заявлению Юрченко О.В. к Савченко Л.В, Савченко М.Н. об обязании выплатить денежную сумму, признании права на долю в жилом помещении, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Юрченко О.В. на решение Тулунского городского суда Иркутской области от 27 апреля 2021 года по данному делу, УСТАНОВИЛА:
в обоснование заявленных требований истец указала, что ей на основании свидетельства о праве на наследство по закону принадлежит 1/6 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: "адрес изъят" её сестре Савченко Л.В. - 5/6 в праве общей долевой собственности на основании свидетельство о праве на наследство по завещанию.
Данное жилое помещение было утрачено в результате наводнения.
30 декабря 2019 г. Савченко Л.В. и её мужем Савченко М.Н. за утраченное жилое помещение было получено свидетельство на приобретение жилого помещения, реализовав которое они купили жилое помещение по адресу: "адрес изъят" общей площадью 68, 3 кв.м.
Указанное свидетельство было получено Савченко Л.В. обманным путём на основании решения Тулунского городского суда Иркутской области от 8 октября 2019 г, которое было отменено при пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам.
В марте 2020 г. Савченко Л.В. выплатила ей 350 000 рублей, сумму, которая якобы соответствует 1/6 доли принадлежащего ей наследства по закону, вместо положенных 947 037 рублей (половина суммы от полученной Савченко Л.В.).
Савченко М.Н, не проживавшим в спорном жилом помещении, обманным путём получена единовременная материальная помощь в размере 10 000 рублей, а также финансовая помощь за утрату имущества первой необходимости в сумме 100 000 рублей.
Истец просила суд обязать Савченко Л.В. выплатить ей оставшуюся денежную сумму в размере 597 037 рублей; признать право на долю в жилом помещении, приобретённом Савченко Л.В. с использованием социальной выплаты, по адресу: "адрес изъят"; взыскать в её пользу с Савченко М.Н. полученную в нарушение закона сумму 110 000 рублей и в счёт возмещения материального и морального вреда сумму в размере 200 000 рублей.
Решением Тулунского городского суда Иркутской области от 27 апреля 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Юрченко О.В. просит решение суда отменить как незаконное, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Указывает, что суд пришел к неверному выводу о том, что на момент наводнения не подтверждено право на принятие наследства на жилое помещение по адресу: "адрес изъят", поскольку свидетельство о праве на наследство по закону заявителем получено после наводнения, однако на момент ЧС заявитель являлась собственником доли в указанном жилом помещении. В результате чего она имеет право на предоставление меры социальной поддержки за утраченное жилое помещение в размере ? доли в спорном помещении. Кроме того, ссылается, что ей нанесен моральный вред в виде нравственных переживаний.
В письменных возражениях Савченко Л.В, Савченко М.Н. просят решение оставить без изменения, поскольку оно законно и обосновано.
В письменных возражениях представитель третьего лицо - директор ОГКУ "УСЗН по г.Тулуну и Тулунскому району" Сигачева Е.Я. указала о том, что решение суда является законным и обоснованным, а жалоба не подлежащая удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчиков и третьих лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Заслушав доклад судьи Яматиной Е.Н, выслушав объяснения истца Юрченко О.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 72 (часть 1, п. "з") Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как указано в п. "в" ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, Президент Российской Федерации определяет в соответствии со ст. 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (пп. "а" п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 этой же статьи закона).
Указом Губернатора Иркутской области от 27 июня 2019 г. N 134-уг "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области" на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением администрации городского округа муниципального образования - "город Тулун" от 27 июня 2019 г. N 1042 "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования - "город Тулун" с 15 часов 00 минут 27 июня 2019 г. на территории муниципального образования - "город Тулун" введён режим чрезвычайной ситуации.
Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г. N 316 "О мерах по ликвидации последствий наводнений на территории Иркутской области" наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования (п. 1).
18 июля 2019 г. Правительством Российской Федерации принято постановление N 916, которым утверждены Правила предоставления в 2019 г. иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области (далее - Правила).
В силу п. 2, пп. "а" п. 3 Правил трансферт предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета, в том числе на предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Российской Федерации.
Пунктом 9 Правил определено, что порядок и условия предоставления социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Иркутской области или осуществление такими гражданами капитального ремонта поврежденных жилых помещений, передачи гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения или строительства которых предоставляется трансферт, устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп было утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - Положение).
Пунктом 6 Положения определено, что предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий:
1) являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
2) имеющим на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения (далее - имеющие документы), и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К членам семьи гражданина относятся его супруг или супруга, дети (в том числе усыновленные, принятые под опеку (попечительство), переданные на воспитание в приемную семью, а также рожденные или усыновленные после дня введения режима чрезвычайной ситуации), несовершеннолетние братья и сестры, родители и усыновители этого гражданина и его внуки (в том числе рожденные или усыновленные детьми гражданина после дня введения режима чрезвычайной ситуации), а также иные лица, признанные решением суда членами семьи гражданина (далее - члены семьи).
В приоритетном порядке социальная выплата предоставляется семьям, имеющим двух и более детей.
В случае, если дети, принятые под опеку (попечительство), переданные на воспитание в приемную семью, одновременно имеют право на предоставление социальной выплаты в соответствии с настоящим Положением и право на обеспечение жильем в соответствии с другими правовыми актами, по выбору гражданина, являющегося законным представителем указанных детей, предоставляется социальная выплата в соответствии с настоящим Положением либо осуществляется обеспечение жильем в соответствии с другими правовыми актами;
4) являвшимся собственниками (нанимателями) утраченных жилых помещений или имеющим документы и имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
5) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпункте 4 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением граждан, в отношении которых принято решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - свидетельство);
6) указанным в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта, в отношении которых решениями суда, вступившими в законную силу, признано право на предоставление социальной выплаты, обязывающее государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства (далее - учреждение), принять решение о выдаче свидетельства и (или) министерство социального развития выдать свидетельство (далее - решение суда о признании права).
Согласно п. 10 Положения право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством.
В целях выдачи свидетельства гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение) или его (их) представитель в срок до 25 декабря 2020 года включительно обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в учреждение по месту жительства (пребывания) гражданина.
Заявление о выдаче свидетельства подписывается гражданином (гражданами) и всеми членами его (их) семьи или его (их) представителем (п. 11 Положения).
Решение о выдаче свидетельства, а также материалы в день принятия решения о выдаче свидетельства направляются учреждением в министерство социального развития (п. 22 Положения).
По смыслу приведённых нормативных положений обязательным условием реализации гражданином права на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения является его обращение в учреждение, наделённое полномочиями по принятию решения о выдаче свидетельства, с заявлением и приложенными к нему документами, предусмотренными Положением.
Таким образом, социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения реализуется в заявительном порядке и носит персональный характер.
Следующим обязательным условием предоставления социальной выплаты является включение гражданина в список граждан, указанных в п. 4 Правил, поскольку п. 11 Правил предусмотрено, что предоставление трансферта осуществляется при наличии утверждённых высшим должностным лицом Иркутской области по согласованию с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии списков граждан, указанных в пункте 4 настоящих Правил, с указанием адресов и площади утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений.
Из содержания п. п. 2, 12, 18, 19, 20 Правил усматривается, что именно на основании указанных списков граждан принимается решение о предоставлении трансферта за счёт лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета.
Нецелевое использование трансферта и (или) нарушение Иркутской областью условий его предоставления является основанием для применения к Иркутской области мер принуждения, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 21 Правил).
Пунктом 5 Правил, п. 7 Положения определено, что социальная выплата предоставляется однократно в отношении одного утраченного жилого помещения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, ФИО1 на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 18 декабря 1986 г. являлась собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес изъят" (л.д. 75).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 9 апреля 2021 г. Номер изъят, от 2 марта 2020 г. Номер изъят, от 9 июня 2020 Номер изъят от 29 ноября 2019 г. Номер изъят право собственности на указанное жилое помещение в ЕГРН не зарегистрировано (л.д. 42, 43, 72 - 72-оборот, 107 - 108, 154 - 155).
8 июля 2009 г. ФИО1 было составлено завещание, которым все своё имущество она завещала дочери, Савченко Л.В. (л.д. 47-оборот).
5 апреля 2010 г. ФИО1 умерла (л.д. 47).
21 июня 2010 г. с заявлением о принятии наследства к нотариусу Тулунского нотариального округа ФИО2 обратилась Савченко Л.В. (л.д. 46-оборот), а 4 октября 2010 г. - дочь наследодателя Юрченко О.В. (л.д. 53 - 53-оборот).
На основании заключения межведомственной комиссии от 27 июля 2019 г. Номер изъят (л.д. 101 - 102, 150 - 152) постановлением администрации городского округа муниципального образования - "город Тулун" от 28 июля 2019 г. Номер изъят жилое помещение по адресу: "адрес изъят", было признано непригодным для проживания (л.д. 92, 149).
8 октября 2019 г. Савченко Л.В. обратилась в Тулунский городской суд Иркутской области с исковым заявлением, в котором просила установить факт владения и пользования на праве собственности в порядке наследства жилым домом общей площадью 35, 9 кв.м по адресу: "адрес изъят" (л.д. 184-оборот - 186).
Решением Тулунского городского суда Иркутской области
от 12 октября 2019 г. по гражданскому делу N 2-5190/2019 исковые требования Савченко Л.В. были удовлетворены, установлен факт владения и пользования Савченко Л.В. на праве собственности порядке наследования после смерти матери ФИО1 жилым домом по адресу: "адрес изъят", общей площадью 35, 9 кв.м, в том числе на день введения режима чрезвычайной ситуации в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории г. Тулуна и Тулунского района Иркутской области. Данное решение суда обращено к немедленному исполнению (л.д. 186-оборот - 188-оборот).
25 октября 2019 г. на указанное решение суда Юрченко О.В. была подана апелляционная жалоба, в которой она просила решение суда отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований (л.д. 189 - 189-оборот).
Заявлением от 5 ноября 2019 г. Юрченко О.В. отозвала поданную ей апелляционную жалобу (л.д. 190). Определением Тулунского городского суда Иркутской области от 5 ноября 2019 г. апелляционная жалоба была возвращена Юрченко О.В. (л.д. 190-оборот - 191).
В этот же день, 5 ноября 2019 г, Юрченко О.В. в Тулунский городской суд Иркутской области было подано заявление о пересмотре решения Тулунского городского суда Иркутской области по вновь открывшимся обстоятельствам (л.д. 191-оборот).
Определением Тулунского городского суда Иркутской области
от 25 ноября 2019 г. указанное заявление было возвращено Юрченко О.В. в связи с подачей заявления о его возврате (л.д. 192 - 192-оборот).
26 ноября 2019 г. Савченко Л.В. с учётом члена семьи Савченко М.Н. было подано заявление о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты за утраченное в результате наводнения жилое помещение по адресу: "адрес изъят" (л.д. 132 - 134).
В подтверждение принадлежности Савченко Л.В. жилого помещения была приложена резолютивная часть решения Тулунского городского суда Иркутской области от 12 октября 2019 г. по гражданскому делу
Номер изъят (л.д. 147), а в подтверждение факта проживания Савченко Л.В. и члена её семьи Савченко М.Н. в указанном жилом помещении - резолютивная часть решения Тулунского городского суда Иркутской области от 12 октября 2019 г. по гражданскому делу Номер изъят (л.д. 148).
13 декабря 2019 г. ОГКУ "УСЗН по г. Тулуну и Тулунскому району" было принято решение Номер изъят о выдаче Савченко Л.В. с учётом члена семьи Савченко М.Н. свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области (л.д. 130).
В этот же день, 13 декабря 2019 г, Савченко Л.В. с учётом члена семьи Савченко М.Н. было выдано свидетельство, удостоверяющее право гражданина на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения Номер изъят на сумму 1 894 074 рубля (л.д. 162).
16 декабря 2019 г. Савченко Л.В. и Савченко М.Н. в общую совместную собственность было приобретено жилое помещение площадью 68, 3 кв.м по адресу: "адрес изъят" (л.д. 163 - 164). 19 декабря 2019 г. в ЕГРН зарегистрирован переход права собственности (л.д. 165).
Согласно информации ОГКУ "УСЗН по г. Тулуну и Тулунскому району" от 21 апреля 2021 г. перечисление социальной выплаты за приобретённое жилое помещение произведено Савченко Л.В. 30 декабря 2019 г. (л.д. 85).
Определением Тулунского городского суда Иркутской области
от 9 декабря 2019 г. было принято заявление ФИО6 о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения Тулунского городского суда Иркутской области от 12 октября 2019 г. по делу Номер изъят (л.д. 193 - 193-оборот).
Определением Тулунского городского суда Иркутской области
от 9 января 2020 г. решение Тулунского городского суда Иркутской области от 12 октября 2019 г. отменено (л.д. 194 - 195-оборот).
Решением Тулунского городского суда Иркутской области
от 6 февраля 2020 г. по делу Номер изъят (ранее Номер изъят) в удовлетворении исковых требований Савченко Л.В. было отказано (л.д. 196 - 200).
При этом в случае неправомерного предоставления меры социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения Савченко Л.В. учреждение и министерство не лишены права обратиться в суд с исковом заявлением о взыскании с неё в доход бюджета, из которого была произведена указанная выплата, денежных средств.
9 марта 2020 г. Савченко Л.В. получено свидетельство о праве собственности на наследство по завещанию на 5/6 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: "адрес изъят" "адрес изъят" (л.д. 76). В этот же день, 9 марта 2020 г, Юрченко О.В. было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на 1/6 доли в праве общей долевой собственности на спорный жилой дом (л.д. 76-оборот).
28 марта 2020 г. Савченко Л.В. выплатила Юрченко О.В. денежные средства в размере 350 000 рублей (л.д. 119), что не оспаривалось истцом в судебном заседании.
В июне 2020 г. Юрченко О.В. обратилась в учреждение с заявлением о выдаче свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного по адресу: "адрес изъят" (л.д. 87 - 90).
Уведомлением от 15 июня 2020 г. Номер изъят Юрченко О.В. было отказано в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. Номер изъят в связи с несоблюдением условий предоставления социальной выплаты, указанных в п. 6 Положения, а именно, отсутствием данных, свидетельствующих о принятии наследства до введения режима чрезвычайной ситуации, отсутствием регистрации заявителя по месту проживания или решения суда об установлении факта постоянного проживания на дату чрезвычайной ситуации (л.д. 86).
4 августа 2020 г. Юрченко Л.В. обратилась в Тулунский городской суд Иркутской области с административным исковым заявлением, в котором просила: признать недействительным и незаконным решение ОГКУ "УСЗН по г. Тулуну и Тулунскому району" от 15 июня 2020 г. Номер изъят; обязать учреждение отменить данное уведомление и принять новое решение о её праве на получение социальной выплаты (л.д. 202 - 202-оборот).
Решением Тулунского городского суда Иркутской области от 21 сентября 2020 г. в удовлетворении требований административного иска Юрченко О.В. было отказано (л.д. 203 - 210). Данное решение обжаловано не было.
В ответе на обращение Юрченко О.В. от 7 октября 2020 г. Номер изъят ОГКУ "УСЗН по г. Тулуну и Тулунскому району" указало, что на момент введения режима чрезвычайной ситуации она не являлась собственником утраченного жилого помещения по адресу: "адрес изъят", что подтверждается выпиской из ЕГРН о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты. Кроме того, в соответствии с п. 7 Положения социальная выплата предоставляется однократно, в отношении одного утраченного жилого помещения, а по вышеуказанному жилому помещению сособственником уже получено свидетельство, удостоверяющее право гражданина на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (л.д. 109 - 110).
Вместе с тем судом первой инстанции обращено внимание, что при написании ответа учреждением не учтено, что наследство открывается смертью гражданина (ст. 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации), а в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В п. 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" указано, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника (п. 7 Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебной практике по делам о наследовании").
При этом п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
В преамбуле Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ указано, что действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Под чрезвычайной ситуацией, согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Подпунктом "з" ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ определено, что Правительство Российской Федерации обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок финансирования из федерального бюджета расходов бюджетов субъектов Российской Федерации по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера и оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию чрезвычайных ситуаций регионального характера.
В этой связи, суд первой инстанции пришел к выводу, что предоставление мер социальной поддержки относится к бюджетным правоотношениям, к которым, как указано в п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Следовательно, к отношениям по предоставлению мер социальной поддержки не применяются наследственные правоотношения, регулируемые нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как верно указано судом первой инстанции, предоставление мер социальной поддержки носит заявительный характер и связано с обращением лица за предоставлением мер социальной поддержки и включением в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. При этом социальная выплата предоставляется однократно и в отношении одного утраченного жилого помещения. Выдача дополнительного свидетельства законодательством не предусмотрена.
Пунктом 7 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. Номер изъят, предусмотрено, что внесение в утвержденный список изменений осуществляется в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка. Внесение изменений в утвержденный список путем включения в него дополнительных граждан или семей не допускается.
В силу п. 2 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований.
Согласно нормам главы 4 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных заместителем министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 3 октября 2014 г. Номер изъят, члены одной семьи, не включенные в первоначальный список вместе со своей семьей и позже подтвердившие свое право на получение сертификата в судебном порядке, могут быть включены в список своей семьи (увеличивается площадь предоставляемого сертификата) до момента получения семьей сертификата на руки.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь вышеуказанными действующими нормами законодательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г.
на территории Иркутской области, является мерой социальной поддержки со стороны государства граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, выдается на основании обращения за ним, Юрченко О.В. обратилась за предоставлением меры социальной поддержки в июне 2020 г. после выдачи и реализации Савченко Л.В. и членам её семьи в декабре 2019 г. свидетельства, удостоверяющего право на предоставление мер социальной поддержки, в связи с утратой в результате наводнения жилого помещения, мера социальной поддержки предоставляется однократно и в отношении одного утраченного жилого помещения и нормы наследственного права к данным правоотношениям не применяются, то не подлежат удовлетворению требования Юрченко О.В. о взыскании в её пользу с Савченко Л.В. денежных средств в размере 597 037 рублей.
Суд, учитывая, что мера социальной поддержки Юрченко О.В. не предоставлялась, жилое помещение по адресу: "адрес изъят", в общую долевую собственность с Савченко Л.В. и Савченко М.Н. истцом не приобреталось, доказательств возникновения права собственности на указанное жилое помещение истцом не представлено, а основания для применения наследственных правоотношений к приобретению в собственность Юрченко О.В. жилого помещения по адресу: "адрес изъят", отсутствуют, пришел к выводу, что исковые требования Юрченко О.В. удовлетворению не подлежат.
29 июня 2019 г. Правительством Российской Федерации было принято распоряжение Номер изъят, которым в целях оказания разовой финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области (далее - паводок), определено осуществить выплаты, в том числе единовременной материальной помощи гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, подвергшихся паводку, условия жизнедеятельности которых были нарушены в результате паводка, в размере 10 тыс. рублей на человека (пп. "в" п. 1), а также Правительству Иркутской области поручено представить в МЧС России списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (п. 2).
Постановлением Правительства Иркутской области от 29 июня 2019 г. N 519-пп, действующим в момент возникновения спорных правоотношений, был утверждён Порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий (далее - Порядок).
Пунктом 2 указанного Порядка определено, что организация оказания помощи осуществляется в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 (далее - Правила N 110), и Порядком подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 марта 2019 г. N 155 (далее - Порядок N 155).
В силу п. 8 Порядка N 155 списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, формируются на основании заявлений граждан и заключений комиссии, создаваемой органами местного самоуправления, об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности граждан в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Указанные списки и сводные данные для выплаты помощи гражданам представляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в территориальный орган МВД России на региональном уровне и ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации.
Утвержденные руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в суточный срок после подписания территориальным органом МВД России на региональном уровне и ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в финансовой помощи в связи с утратой ими имущества, и необходимых бюджетных ассигнованиях и копии списков представляются в МЧС России.
Подпунктом "д" п. 2 Правил N 110 была также предусмотрено, что бюджетные ассигнования резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека).
Таким образом, предоставление мер социальной поддержки в виде единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости носит также заявительный характер.
В судебном заседании Юрченко О.В. пояснила, что с заявлениями о предоставлении единовременной материальной и финансовой помощи в связи утратой имущества первой необходимости в учреждение она не обращалась.
В информации от 21 апреля 2021 г. ОГКУ "УСЗН по г. Тулуну и Тулунскому району" указало, что по объекту недвижимого имущества в связи с попаданием в зону чрезвычайной ситуации жилого помещения по адресу: "адрес изъят", выплаты финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, выплаты единовременной материальной помощи были произведены: ФИО6, ФИО3, ФИО4, ФИО5, Савченко М.Н. (л.д. 85).
Суд учёл, что поскольку предоставление мер социальной поддержки в виде единовременной материальной помощи (10 000 рублей) и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (50 000, 100 000 рублей) носит заявительный характер, истец Юрченко О.В. с заявлением о предоставлении указанных мер социальной поддержки в учреждение не обращалась, доказательств наличия каких-либо обязательств между ней и Савченко М.Н. в суд не представлено, пришел к выводу о том, что то исковые требования Юрченко О.В. о взыскании в её пользу с Савченко М.Н. полученной в нарушение закона суммы 110 000 рублей и денежных средств в счёт возмещения материального вреда не подлежат удовлетворению.
При этом суд разъяснил, что учреждение и министерство в случае неправомерного получения Савченко М.Н. денежных средств в виде единовременной материальной помощи (10 000 рублей) и материальной помощи в связи у утратой имущества первой необходимости (50 000, 100 000) рублей имеют право обратиться в суд с целью взыскания указанных денежных средств в бюджет, из которого была произведена соответствующая выплата.
Суд пришел к выводу о том, что поскольку истцом Юрченко О.В. доказательств причинения ей морального вреда Савченко М.Н. в суде не представлено, то исковые требования в данной части также не подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они следуют из анализа всей совокупности представленных сторонами и исследованных судом доказательств, которые суд оценил в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, при этом мотивы, по которым суд пришел к данным выводам, подробно изложены в обжалуемом решении.
Судебной коллегией отклоняется довод апелляционной жалобы о не согласии истца с выводом суда о том, что на момент наводнения у нее не подтверждено право на принятие наследства на жилое помещение по адресу: "адрес изъят", поскольку указанные выводы суда в решении не содержатся.
Указанные выводы отражены в ответе ОГКУ "УСЗН по г.Тулуну и Тулунскому району" от 07.10.2020, где указано, что на момент введения режима чрезвычайной ситуации истец не являлась собственником спорного жилого помещения.
Довод апелляционной жалобы о том, что истец имеет право на предоставление меры социальной поддержки за утраченное жилое помещение в размере ? доли в спорном помещении, судебной коллегией отклоняется, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.
Условием реализации гражданином права на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения, в результате наводнения является его обращение в учреждение, наделённое полномочиями по принятию решения о выдаче свидетельства, с заявлением и приложенными к нему документами, предусмотренными Положением, т.е. носит заявительных характер.
Указанная выплата является мерой социальной поддержки со стороны государства гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, выдается на основании обращения за ним.
Юрченко О.В. обратилась за предоставлением меры социальной поддержки через год после наводнения, в июне 2020 г. после выдачи и реализации Савченко Л.В. и членам её семьи в декабре 2019 г. свидетельства, удостоверяющего право на предоставление мер социальной поддержки.
Как верно указано судом первой инстанции предоставление мер социальной поддержки относится к бюджетным правоотношениям, к которым, как следует из п.3 ст.2 ГК РФ, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность применения к бюджетным правоотношениям норм гражданского законодательства.
Мера социальной поддержки Юрченко О.В. не предоставлялась, иное жилое помещение по адресу: "адрес изъят" (приобретенное за счет мер социальной поддержки), в общую долевую собственность с Савченко Л.В. и Савченко М.Н. истцом не приобреталось.
Ответчиком истцу перечислена сумма в размере 350000 рублей, в счет обязательной доли, что следует из пояснений ответчиков и скриншота платежа с указанием его назначения.
Доказательств возникновения каких-либо обязательств между Юрченко О.В. и Савченко М.Н. суду не представлено.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что решение суда об установлении факта владения и пользования спорным жилым помещением, на основании которого в том числе выдано свидетельство на получение социальной выплаты, в настоящее время отменено. Решением суда истцу отказано в удовлетворении административного иска о признании недействительным решения ОГКУ "УСЗН по г.Тулуну и Тулунскому району" и признании права на получение социальной выплаты вступило в законную силу.
В связи с чем, правовые основания для взыскания денежных сумм с ответчиков, отсутствуют.
Довод апелляционной жалобы о том, что истцу нанесен моральный вред в виде нравственных переживаний, который подлежит взысканию, судебной коллегией отклоняется, исходя из следующего.
По смыслу закона правоотношения о взыскании денежных сумм носят имущественный характер, а права гражданина, заявляющего о возмещении о взыскании денежных сумм, являются имущественными правами.
В силу абзаца первого статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Таким образом, моральный вред, причиненный нарушением имущественных прав, подлежит компенсации лишь в случаях, прямо указанных в законе.
Учитывая, что закон не содержит положений, которые предусматривали бы возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением прав гражданина на взыскании денежных сумм, требования Юрченко О.В. в части компенсации морального вреда, обоснованно оставлены без удовлетворения.
При рассмотрении дела суд первой инстанции с достаточной полнотой установилвсе юридически значимые для дела обстоятельства, выводы суда по существу спора не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, допущено не было. Нормы материального права применены правильно.
Доводы апелляционных жалоб выводов суда не опровергают, направлены на иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тулунского городского суда Иркутской области от 27 апреля 2021 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Л.В. Горбачук
Судьи
Т.Д. Алсыкова
Е.Н. Яматина
Мотивированный текст решения изготовлен 25 августа 2021г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.