Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Губаревич И.И, судей Сальниковой Н.А, Черемных Н.К, при секретаре Васильевой Н.О, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-10/2021 по иску Антипина С.Д. к Государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалу N 13 Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании стоимости лестничного гусеничного подъемника, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов
по апелляционной жалобе и дополнению к ней истца Антипина С.Д. на решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 22 января 2021 года, установила:
Антипин С.Д. обратился в суд с иском к ответчикам, в обоснование исковых требований указал, что он получил в Фонде социального страхования лестничный гусеничный подъемник БК С-100, который отработав 15 дней, вышел из строя. От поставщика данного оборудования получен ответ, в соответствии с которым его повреждения являются результатом несоответствующего условиям использования со стороны пользователя и получены в результате неправильной эксплуатации оборудования. Истец считает ответ поставщика незаконным и необоснованным, ущемляющим его права потребителя. Указывает, что ему причинен моральный вред, который выразился в стрессах и переживаниях, многократных обращениях с просьбой и к ответчику, и к поставщику, в дискомфортном состоянии из-за невозможности использовать по назначению необходимый ему гусеничный подъемник для заезда и спуска с 5 этажа на 1 этаж на инвалидной коляске.
По мнению истца, он является потребителем в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", ответчик филиал N 13 ГУ - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации является исполнителем, в связи с чем с последнего подлежит взысканию неустойка, компенсация морального вреда и штрафные санкции за некачественный товар.
06.11.2020 произведен ремонт гусеничного подъемника, истец поставил свою подпись, не посмотрев, за что расписывается. Однако данное устройство не работает, его невозможно эксплуатировать. Ремонтные работы должного результата не принесли.
Ответчик просил суд взыскать с ответчика в свою пользу стоимость гусеничного подъемника в размере 500000 руб, неустойку за нарушение срока удовлетворения требований потребителя в размере 1720000 руб, компенсацию морального вреда в размере 500000 руб, судебные расходы в размере 1084 руб, а также штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом, за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
Решением Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 22.01.2021 в удовлетворении исковых требований Антипина С.Д. отказано.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней истец и его представитель просят решение суда отменить. В обоснование к отмене решения, истец указал, что суд неправильно применил нормы материального права к возникшим правоотношениям, чем нарушил право истца на судебную защиту. Настаивает, что данное дело относится к категории дел о защите прав потребителей. Обращает внимание на неправомерные действия ответчика, только после обращения с иском в суд, составившего акт неполадок, неисправностей.
Кроме того, настаивает, что незаконными действиями ответчика ему причинен вред, который подлежит возмещению в порядке ст.1069 ГК РФ. Подъемник не работает с 2018 года, его мать-инвалид вынуждена поднимать истца самостоятельно на пятый этаж и обратно каждый день.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель филиала N 13 Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Рябцева Е.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют отчеты об отслеживании отправления с почтовым идентификатором, почтовые уведомления, в заседание судебной коллегии не явились, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявили, об уважительности причин неявки не уведомили. Судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Сальниковой Н.А, изучив дело, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции установил, что Антипин С.Д, Дата изъята г.р, является инвали "адрес изъят" группы, в связи с трудовым увечьем от Дата изъята, степень утраты трудоспособности 100%, что следует из справки МСЭ-2007 Номер изъят, справки МСЭ-2006 Номер изъят. Инвалидность установлена Дата изъята повторно, бессрочно (л.д.8 т.1).
Программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве Антипина С.Д. от Дата изъята карта Номер изъят.18.38/2018, разработанной ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области" Бюро медико-социальной экспертизы N 18 Антипину С.Д. необходимо "лестничное подъемное устройство". Ремонт по необходимости, на срок с 01.02.2018 по 01.02.2019 (л.д.67-68 т.1).
Необходимость в данном приспособлении подтверждена и Программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве Антипина С.Д. от 15.01.2019 карта Номер изъят.18.38/2019 (л.д.15-17 т.1).
16.02.2018 Антипин С.Д. обратился в ГУ-Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением на оплату дополнительных расходов на обеспечение техническими средствами реабилитации (лестничное подъемное устройство) (л.д.74 т.1).
19.02.2018 решением N 76 ГУ-Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ филиал N13 Антипину С.Д. предоставлена государственная услуга в виде оплаты дополнительных расходов на обеспечение "лестничным подъемным устройством" в сроки, предусмотренные государственным контрактом, в рамках программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания карта Номер изъят.18.38/2018 к акту освидетельствования Номер изъят.18.38/2018.
09.06.2018 между ГУ-Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (заказчик) и ООО "КОВЧЕГ-ТОЛЬЯТТИ" (поставщик) заключен государственный контракт N 466 на поставку технического средства реабилитации (подъемника лестничного) для обеспечения в 2018 г. застрахованного лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве. Данный контракт заключен по результатам котировок в соответствии с проведенными закупочными процедурами в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Цена контракта составляет 174890 руб. (п.3.1 Контракта) (л.д.76-96 т.1).
12.07.2018 техническое средство проверено членами комиссии ГУ-Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, филиал N 13 на соответствие качественным, техническим и функциональным характеристикам, установлено, что лестничный подъемник удовлетворяет условиям и требованиям контракта и подлежит приемке (л.д.97 т.1).
10.08.2018 Антипин С.Д. получил "лестничный подъемник" БК С100, претензий не имел (л.д.98 т.1).
13.11.2018 Антипин С.Д. обратился в филиал N13 ГУ-Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с претензией, в которой в том числе указал, что "лестничное подъемное устройство" через 15 дней использования перестало работать, указывая на его недостатки: не работает лазер, рассыпаются колесики, заедает кнопка, болтается блок управления, ключ зажигания может замкнуть, подъемник очень тяжелый, просил его заменить (л.д.100 т.1).
29.11.2018 ГУ-Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, филиал Номер изъят рассмотрело претензию, из ответа Номер изъят Антипину С.Д. следует, что "лестничный гусеничный подъемник" БК С100 согласно сертификату соответствия N РОСС RU.МЕ04.Н01318 соответствует требованиям нормативных документов ГОСТ 12.2.007.0-75 "Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности". В соответствии с пунктом 8.1 государственного контракта от 09.06.2018 N 466, гарантийный срок на товар составляет 24 месяца и начинает действовать после обеспечения получателя товара, предложено обратиться к поставщику ООО "КОВЧЕГ-ТОЛЬЯТТИ", указав адрес, телефон, адрес электронной почты поставщика (л.д.102 т.1).
26.03.2019 истец вновь обратился к ответчику с заявлением, в котором просил составить акт по "гусеничному подъемнику", который не работает с ноября 2018 года (л.д.122 т.1).
24.04.2019 ГУ-Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, филиал N 13 в ответе N 07-13/04-1286 Антипину С.Д. разъяснило необходимость срочно обратиться к поставщику с необходимостью произвести гарантийный ремонт до 19.07.2019 (л.д.124 т.1).
28.05.2019 ГУ-Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, филиал N 13 в адрес ООО "КОВЧЕГ-ТОЛЬЯТТИ" направило письмо с приложением фотографий и видеосъемки неисправностей лестничного подъемника БК С100 с требованием об устранении выявленных недостатков в ходе эксплуатации и о проведении экспертизы выявленных недостатков с целью признания ремонта гарантийным или негарантийным, о чем сообщило Антипину С.Д. письмом от 18.06.2019 (л.д.126, 169 т.1).
Согласно заключению ООО "КОВЧЕГ-ТОЛЬЯТТИ" от 23.07.2019 N 014, предварительно на основании предоставленных фото и видео-файлов, повреждения оборудования (лестничного подъемника) являются результатом несоответствующего условиям использования со стороны пользователя и получены в результате механического воздействия. Поврежденное оборудование не подпадает под условия заводской гарантии и не подлежит замене/восстановлению в соответствии с гарантийными обязательствами поставщика. Требуется предоставление оборудования на завод для проведения технической экспертизы и получения официального заключения завода-изготовителя (л.д.170 т.1). ООО "КОВЧЕГ-ТОЛЬЯТТИ" направило материалы (фото, видео) на завод-изготовитель данного оборудования.
Из объяснений сторон, данных в судебном заедании, следует, что "гусеничный лестничный подъемник" БК С100 на завод-изготовитель не направлялся.
Из ответов ГУ-Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, филиал N 13 Антипину С.Д. от 26.07.2019, от 16.06.2020 следует, что поврежденное оборудование не попадает под условия заводской гарантии и не подлежит замене/ восстановлению в соответствии с гарантийными обязательствами поставщика (л.д.125-130 т.1).
07.08.2020 Антипин С.Д. вновь обратился в ГУ-Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, филиал N 13 с заявлением о проведении медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены "гусеничного лестничного подъемника". В качестве причин необходимости его ремонта или досрочной замены в заявлении указано: "развалились колесики, сгорело зарядное устройство" (л.д. 242 т.1).
Комиссией по проведению медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации в ходе осмотра "подъемника" 20.08.2020 в присутствии представителя заявителя Антипиной Г.В. выявлено следующее: крышка защитного корпуса основания подъемника не закреплена, батареи находятся вне подъемника (извлечены самостоятельно заявителем). В замке (устройство контроля доступа) застрял обломок ключа активации подъемника, следовательно, ключ пришел в негодность, по причине поломки. Дополнительные вспомогательные колеса имеют незначительную изношенность. Прочие внешние повреждения отсутствуют. При проверке тестером емкости АКБ установлено, что батареи рабочие (1-я батарея полностью заряжена, 2-я - имеет уровень заряда, зарядное устройство (отдельное, не встроенное в подъемник) находится в неисправном состоянии. После установки батарей в подъемник и подключения произведен запуск подъемника дополнительной кнопкой для приведения основания в действие, расположенной на основании (приводе) со стороны крепления рулевой стойки, при котором выявлено, что функции движения подъемника сохранены (движется вперед и назад). Правый световой указатель точки равновесия не работает (отсутствует световой луч). Кнопка управления движением "ВПЕРЕД", "НАЗАД", расположенная на панели штурвала рулевого управления неисправна, а именно: устройство не реагирует при нажатии кнопки. Поскольку прокладка проводов между штурвалом и основным блоком скрытая, не удалось установить причину выхода из строя кнопки управления движением "ВПЕРЕД", "НАЗАД", а также невозможно установить работоспособность/неработоспособность кнопки аварийной остановки "СТОП". В результате проведения экспертной оценки подъемника, комиссия пришла к заключению о необходимости замены зарядного устройства, замены правого светодиодного указателя точки равновесия, замены ключа, а также проведение ремонта панели штурвала рулевого управления (л.д.240-241 т.1).
21.08.2020 Комиссия пришла к заключению, что необходим ремонт технического средства реабилитации - лестничного подъемного устройства БК С100: замена зарядного устройства, замена правого светодиодного указателя точки равновесия, замена ключа, ремонт панели штурвала (л.д.239 т.1).
30.09.2020 между ГУ-Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ и ООО ЧОП "АЛЬФА" заключен государственный контракт N 568 на выполнение работ по ремонту технического средства реабилитации (лестничного подъемного устройства БК С100) в 2020 г. для застрахованного лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве (л.д.223 т.1).
Ремонтные работы "лестничного подъемника" проведены ООО ЧОП "АЛЬФА" 02.11.2020 и в соответствии с накладной о получении результата работ переданы Антипину С.Д. 06.11.2020, о чем имеются его подписи по каждому виду работ, а также о том, что он изделие получил, претензий не имеет (л.д. 206 т.1).
28.12.2020 истец вновь обратился к ответчику с заявлением о проведении медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены "гусеничного лестничного подъемника". В качестве причин необходимости его ремонта или досрочной замены в заявлении указано: "подъемник не работает, не устранены причины поломки" (л.д.12 т.2).
Из объяснений представителя истца Антипина С.Д. - Антипиной Г.В, данных в судебном заседании (л.д.211 т.1), следует, что "гусеничный подъемник" так и не работает, истец поставил свою подпись, но ознакомился позже. Просила взыскать стоимость подъемника, чтобы приобрести его самостоятельно и качественный, так как она вынуждена поднимать сына -инвалида на пятый этаж на руках.
Разрешая возникший спор, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Антипина С.Д. в полном объеме, а именно во взыскании с ответчика стоимости гусеничного подъемника в размере 500 000 руб, неустойки за нарушение срока удовлетворения требований потребителя в размере 1 720 000 руб, компенсации морального вреда в размере 500 000 руб, судебных расходов в размере 1 084 руб, а также штрафа в размере 50% от суммы, присужденной судом, за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя. Суд исходил из того, что истец не приобретал поставленное ему техническое средство реабилитации, не нес каких-либо расходов, связанных с его приобретением, ремонтом, принял выполненные работы по ремонту "гусеничного подъемника". Поскольку спорные отношения регулируются Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", то к ним не применяется Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Ответчик в рамках предоставленных законом полномочий произвел ремонт технического средства реабилитации, предоставленного истцу, по его заявлению и результатам медико-социальной экспертизы в рамках исполнения программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве. Истец принял выполненные работы по ремонту, поставив свою подпись. В настоящее время на рассмотрении у ответчика находится заявление Антипина С.Д. от 28.12.2020. По результатам медико-социальной экспертизы оборудования ответчиком будет принято предусмотренное законом решение о его ремонте либо замене.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции в части отказа во взыскании с ответчика стоимости "гусеничного подъемника" в размере 500 000 руб, неустойки за нарушение срока удовлетворения требований потребителя в размере 1 720 000 руб, а также штрафа согласна, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам и нормам права, регулирующих спорные отношения.
Вместе с тем, вывод суда об отказе в удовлетворении требований о компенсации морального вреда, судебная коллегия находит незаконным по следующим основаниям.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Положениями статей 2 и 3 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (части 1, 3 и 14 статьи 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Согласно части 8 статьи 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование (часть9 статьи11.1 Федерального закона N 181-ФЗ).
В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется, в том числе, путем оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия) (пункт "б" 3 Порядка N 240).
Согласно пункт 8 Правил N 240 от 07.04.2008 ремонт технического средства (изделия) осуществляется бесплатно на основании заявления о ремонте технического средства (изделия), поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в уполномоченный орган, и заключения медико-технической экспертизы.
В соответствии с абзацем три пункта 8 Правил N 240 уполномоченный орган в порядке межведомственного электронного взаимодействия в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления о ремонте технического средства (изделия) запрашивает в других уполномоченных органах сведения о наличии (отсутствии) у них такого же заявления, о наличии (отсутствии) факта предоставления услуг по ремонту технического средства (изделия) с указанием даты проведения такого ремонта или о выплате компенсации, предусмотренной пунктом 15(1) настоящих Правил, с указанием даты осуществления такой выплаты.
Уполномоченные органы в течение 3 рабочих дней со дня получения запроса уполномоченного органа представляют ему указанные сведения (абзац 4 пункта 8 Правил).
Услуга по ремонту технического средства (изделия) предоставляется тем уполномоченным органом, в который подано заявление о ремонте технического средства (изделия) инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы (абзац 7 пункта 8 Правил).
В соответствии с пунктами 8 и 10 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 Приказом Минтруда России от 17.10.2017 N 733н, утвержден Порядок осуществления уполномоченным органом медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий и формы заключения медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий" (действующий на дату обращения Антипина С.Д.).
Согласно пункту 2 Порядка N 733н от 17.10.2017 медико-техническая экспертиза осуществляется на основании заявления инвалида (ветерана) либо лица, представляющего его интересы, о проведении медико-технической экспертизы, поданного в уполномоченный орган по месту жительства инвалида (ветерана) в письменной форме.
Одновременно с заявлением инвалид (ветеран) предоставляет техническое средство (изделие), потребность в ремонте или досрочной замены которого необходимо установить, за исключением случаев невозможности предоставления технического средства (изделия) вследствие затруднения в его транспортировке или состояния здоровья инвалида (ветерана), при которых медико-техническая экспертиза проводится уполномоченным органом с выездом на дом инвалида (ветерана).
Уполномоченный орган в 2-дневный срок со дня получения заявления информирует инвалида (ветерана) о дате и месте осуществления медико-технической экспертизы по почте заказным письмом с уведомлением о его вручении либо с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих подтвердить факт информирования инвалида (ветерана) о проведении медико-технической экспертизы (п.3 Правил N 733н).
Пунктом 4 Правил N 733н определено, что для осуществления медико-технической экспертизы уполномоченным органом создается экспертная комиссия, которая формируется из числа представителей уполномоченного органа и специалистов в области производства и изготовления технических средств (изделий), аналогичных предоставленным для проведения медико-технической экспертизы техническим средствам (изделиям), имеющих медицинское и (или) техническое образование и (или) квалификацию, подтвержденные документами об образовании и (или) о квалификации, выданными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования, обладающих знаниями и опытом, необходимыми для проведения экспертной оценки в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 733н комиссия в 15-дневный срок со дня получения уполномоченным органом заявления производит экспертную оценку состояния работоспособности технического средства (изделия), его соответствия технического средства (изделия) требуемым функциональным параметрам, медицинскому назначению и клинико-функциональным требованиям (далее - экспертная оценка) и выносит решение о необходимости ремонта или досрочной замены технического средства (изделия). Документы, необходимые Комиссии для проведения экспертной оценки, не могут быть истребованы от инвалида (ветерана).
Пунктом 14 названных Правил определено, что Решения Комиссии о необходимости ремонта или досрочной замены технического средства (изделия) в течение двух рабочих дней после проведения экспертной оценки оформляются протоколом, который подписывается председательствующим на заседании Комиссии и членами Комиссии, принимавшими участие в ее заседании.
На основании данного протокола уполномоченным органом готовится заключение медико-технической экспертизы по форме, предусмотренной приложением N 2, в 2 экземплярах, один из которых выдается инвалиду (ветерану) (далее - заключение), в котором делается вывод о необходимости ремонта или досрочной замены технического средства (изделия) с указанием причин принятия такого решения.
Аналогичный порядок осуществления уполномоченным органом медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или замены, в том числе досрочной замены технических средств реабилитации, определен действующими Правилами, утвержденными Приказом Минтруда России от 30.08.2019 N 605н.
В соответствии с пунктом 2 ст. 28 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ, ремонт технических средств реабилитации инвалидов производится вне очереди с освобождением от оплаты или на льготных условиях.
В силу ст. 32 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ, граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из анализа приведенных норм следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации инвалида, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Ремонт технических средств реабилитации инвалидов производится вне очереди, в определенном порядке и с соблюдением установленных сроков, с освобождением от оплаты или на льготных условиях и осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. При этом, граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обращаясь с иском в суд, истец мотивировал требование о компенсации морального вреда тем, что испытывал стресс и переживания, в связи с бездействием органа, уполномоченного оказывать услуги по ремонту технического средства, многократным обращением к ответчику с просьбой о ремонте или замене неработающего технического средства реабилитации "лестничного подъемника". Он переживал из-за невозможности использовать лестничный подъемник по назначению, а мать, сама являясь инвалидом, вынуждена поднимать его на 5 этаж многоквартирного дома. Из-за отсутствия средств передвижения, которые позволяли ему выйти из квартиры, расположенной на 5 этаже, он лишен права на передвижение, общение с друзьями, настаивал на том, что нарушены его права как потребителя социальных услуг.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что права и законные интересы граждан, имеющих право на государственную социальную помощь и использующих в ходе ее реализации товары или услуги, подлежат защите в порядке, предусмотренном законодательством о защите прав потребителей. Требования могут быть предъявлены к изготовителю (продавцу) этих товаров, исполнителю услуг.
Указанное, в частности, означает, что если гражданам, категории которых перечислены в статье 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в результате предоставления этих услуг, определенных в статье 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", был причинен вред жизни, здоровью, имуществу вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков соответствующего товара (услуги), такой вред подлежит возмещению в полном объеме (статья 14 Закона о защите прав потребителей, ? 3 главы 59 ГК РФ). Возникшие в этой связи требования получатели (пользователи) социальных услуг вправе предъявить к изготовителю (продавцу) таких товаров, исполнителю услуг. Соответственно в порядке, предусмотренном законодательством о защите прав потребителей, должны разрешаться вопросы о компенсации таким гражданам морального вреда (статья 15 Закона) и об альтернативной подсудности (пункт 2 статьи 17 Закона) (пункт 4 Письма Роспотребнадзора от 23.07.2012 N 01/8179-12-32).
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда (ст. 15 Закона о защите прав потребителей).
Таким образом, из буквального содержания вышеприведенных положений закона и разъяснений Пленума N 17 и разъяснений Роспотребнадзора следует, что если гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в результате предоставления этих услуг, был причинен вред жизни, здоровью, имуществу вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков соответствующего товара (услуги), такой вред подлежит возмещению в полном объеме, возникшие в этой связи получатели (пользователи) социальных услуг вправе предъявить, в том числе к исполнителю услуг требования о компенсации морального вреда.
Установлено, что Антипин С.Д, начиная с 13.11.2018 неоднократно обращался в филиал N13 ГУ-Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с претензией, в которой просил произвести замену "лестничного подъемного устройства", указывая на его недостатки. На обращения инвалида филиал N13 ГУ-Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предлагал ему самостоятельно обратиться к поставщику данного товара и только 28.05.2019 направил в адрес ООО "КОВЧЕГ-ТОЛЬЯТИ" письмо с требованием об устранении выявленных недостатков и проведении экспертизы и после получения 23.07.2019 заключения 26.07.2019, 16.06.2020 сообщил Антипину С.Д. о том, что поврежденное оборудование не попадает под условия заводской гарантии, соответственно замене или ремонту по гарантийным обязательствам поставщика не подлежит, 20.08.2020 провел осмотр технического средства, 21.08.2020 комиссия пришла к выводу о необходимости ремонта, который состоялся в ноябре 2020 года. Таким образом, установлено нарушение уполномоченным органом, в который подано заявление о ремонте, замене технического средства реабилитации, порядка и сроков, определенных Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ, Правилами N 240 и N 733н.
Принимая во внимание, что услуга по ремонту технического средства осуществляется уполномоченным органом, в который подано заявление о ремонте, замене технического средства реабилитации в порядке и сроках, определенных Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ, Правилами N 240 и N 733н, срок и порядок оказания услуги по ремонту лестничного подъемника уполномоченным органом был существенно нарушен - первоначально истец обратился в ноябре 2018, заключение комиссии о необходимости провести ремонт технического средства составлено только 21.08.2020, а ремонт осуществлен в ноябре 2020 года, то есть спустя более полутора лет, в связи с длительным бездействием уполномоченного органа и невозможностью использовать "лестничный подъемник" истец был ограничен в праве на передвижение, испытывал нравственные и физические страдания, в то время как государство гарантирует инвалидам получение технических средств и услуг, используемых для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, судебная коллегия пришла к выводу о причинении истцу, длительным бездействием, нарушением сроков оказания услуг по ремонту "лестничного гусеничного подъемника" морального вреда, который подлежит компенсации.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Антипина С.Д. к ГУ - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалу N 13 государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о компенсации морального вреда, не является законным и обоснованным, решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 22.01.2021 в указанной части подлежит отмене.
Определяя размер компенсации морального вреда, судебная коллегия исходит из обстоятельств их причинения, характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий, исходя из принципа разумности и справедливости, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимание обстоятельств. Учитывая степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями Антипина С.Д, его состояние здоровья, в связи с тем, что он является инвалидом-колясочником, необходимость обращаться в уполномоченные органы за реализацией своего законного права, в суд за восстановлением нарушенных прав, длительность разрешаемого спора и в связи с этим нахождение в эмоциональном потрясении, стрессовой ситуации, судебная коллегия находит обоснованной и разумной сумму 20000 руб.
Разрешая вопрос о взыскании судебных расходов, судебная коллегия учитывает требования истца в размере 1084 руб, отмену решения в части и удовлетворения требований о компенсации морального вреда, размер которого определяет суд, применяя ст. 98 ГПК РФ, при том, что судебные расходы являются обоснованными и подтверждены допустимыми доказательствами, предусмотренными ст. ст. 59, 60 ГПК РФ складываются из почтовых расходов: 36, 5 руб. + 27, 5 руб, расходов на конверты и копирование документов - 1020 руб. и приходит к выводу об их удовлетворении, взыскании с ответчика в пользу истца 1084 руб. (л.д.18, 21 т.1).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
определила:
решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 22 января 2021 года по данному делу отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Антипина С.Д. к государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалу N 13 государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о компенсации морального вреда, судебных расходов.
В указанной части принять новое решение, которым исковые требования Антипина С.Д. к государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации удовлетворить.
Взыскать с государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Антипина С.Д. компенсацию морального вреда в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей, судебные расходы в размере 1084 (одна тысяча восемьдесят четыре) рубля.
В остальной части решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 22 января 2021 года оставить без изменения.
Судья-председательствующий
И.И. Губаревич
Судьи
Н.К. Черемных Н.А. Сальникова
Определение изготовлено 20.10.2021
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.