Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Барминой Е.А.
судей
Аносовой Е.А, Сальниковой В.Ю.
при секретаре
Мелоян Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 августа 2021 г. гражданское дело N2-2354/2021 по апелляционной жалобе Крейсбаха А. Н. на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 1 февраля 2021 г. по иску Крейсбаха А. Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Невском районе Санкт-Петербурга о перерасчете пенсии.
Заслушав доклад судьи Барминой Е.А, выслушав объяснения истца Крейсбаха А.Н, представителя ответчика - Пономаревой Л.Е, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Крейсбах А.Н. обратился в Невский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Невском районе Санкт-Петербурга (далее - УПФР в Невском районе Санкт-Петербурга), в котором просил обязать ответчика произвести перерасчет страховой части пенсии, установив ее размер в сумме 5 979 руб. 69 коп.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ему была назначена страховая пенсия по старости в размере 4 196 руб. 44 коп. 5 марта 2019 г. им было подано заявление о перерасчете размера пенсии, поскольку ответчиком не были учтены все периоды его трудовой деятельности, а также неправильно рассчитан коэффициент отношения его среднемесячного заработка к среднемесячному заработку за 60 месяцев Советского и Российского периодов. Однако, согласно ответа пенсионного органа, неучтенные периоды трудовой деятельности Крейсбаха А.Н. были учтены, а коэффициент остался без изменений. Истец полагал данный ответ УПФР в Невском районе Санкт-Петербурга незаконным и необоснованным, в связи с чем, полагая свои пенсионные права нарушенными, обратился с настоящим иском в суд.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 1 февраля 2021 г. в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец Крейсбах А.Н. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, принятии по делу нового решения об удовлетворении указанных требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также на нарушение судом первой инстанции норм материального права.
Протокольным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 августа 2021 г. по настоящему делу в порядке процессуального правопреемства произведена замена ответчика на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области).
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения с учетом доводов жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с положениями ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела не имеется.
Как следует из материалов дела, с 14 декабря 2018 г. истцу Крейсбаху А.Н. назначена страховая пенсия по старости, предусмотренная ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
5 марта 2019 г. истец обратился в УПФР в Невском районе Санкт-Петербурга с заявлением о перерасчете пенсии.
26 марта 2019 г. Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Невском районе Санкт-Петербурга направило истцу ответ N 02/237, из которого следует, что отношение среднемесячной заработной платы истца за период с 1 января 1989 г. по 31 декабря 1993 г. (60 полных месяцев) к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период определено в следующем порядке: 648 руб. 52 коп. : 797 руб. 34 коп. = 0, 814 с приведением полного расчета.
5 апреля 2019 г. истец повторно обратился в УПФР в Невском районе Санкт-Петербурга с заявлением о перерасчете пенсии.
23 апреля 2019 г. УПФР в Невском районе Санкт-Петербурга направило истцу ответ N К-43-02/28-19 на указанное выше заявление, из которого следует, что расчет отношения среднемесячной заработной платы истца за период с 1 января 1989 г. по 31 декабря 1993 г. (60 полных месяцев) к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период ими был представлен ранее. Также в ответе приведен полный расчет пенсии истца.
Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом доводов и возражений сторон, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии по старости, установив, что расчет пенсионного обеспечения истца, в том числе пенсионного капитала при оценке пенсионных прав, произведен пенсионным органом в соответствии с требованиями закона, с учетом представленных истцом и имеющихся в распоряжении пенсионного органа на дату назначения данных о трудовой деятельности истца.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, а также надлежащей оценки имеющихся в деле доказательств.
В силу ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ст. 7 (ч. 1), гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, ч. 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, к компетенции законодателя (ст. 39, ч. 2).
Осуществляя правовое регулирование, позволяющее реализовать конституционные гарантии в социальной сфере, законодатель вправе устанавливать виды обеспечения, порядок и условия приобретения права пользования ими, круг получателей тех или иных социальных выплат.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 января 2015 г. положения Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяются, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с введением в действие указанного Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по приведенной формуле. При этом, согласно ч. 2 данной статьи расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 данной статьи, либо в порядке, установленном п. 4 данной статьи, либо в порядке, установленном п. 6 данной статьи.
Так, согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ, расчетный размер трудовой пенсии определяется по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20; из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (ст. 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в ст. 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством РФ (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1, 2.
В силу п. 4 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ, расчетный размер трудовой пенсии определяется по следующей формуле:
РП = ЗР x СК, где:
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (за исключением лиц, указанных в абзацах седьмом - десятом настоящего пункта), составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20;
из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20;
из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 10, 14, 15 и 17 пункта 1 статьи 27 и подпункте 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, а также на 0, 01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ, превышающего продолжительность стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, но не более чем на 0, 20 в общей сложности;
из числа лиц, указанных в подпунктах 12, 13, 16, 18, 19 - 21 пункта 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона, составляет 0, 55 при продолжительности стажа на соответствующих видах работ, равной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20 в общей сложности;
из числа лиц, указанных в подпункте 11 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, составляет 0, 75 при продолжительности стажа на соответствующих видах работ, равной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные п.п. 3 и 4 ст. 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 г.г. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абз. 7 п. 3 и абз. 4 п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяется пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.
Индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды работы, имевшие место до 1 января 2015 г, рассчитывается по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п. 26 Постановления Минтруда Российской Федерации N 16, Пенсионного Фонда Российской Федерации N 19па от 27 февраля 2002 г. "Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" среднемесячный заработок застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования за 2000 - 2001 г.г. подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установленный положениями п. 3 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц в части, касающейся определения размера среднемесячного заработка застрахованного лица, в равной мере распространяется на всех лиц, у которых право на назначение трудовой (с 1 января 2015 г. - страховой) пенсии по старости возникло после указанной даты, обеспечивает индивидуализацию размера трудовой (страховой) пенсии по старости, обусловленную правовой природой и целевым назначением данной выплаты, исключает возможность произвольного установления пенсионного обеспечения и, по существу, воспроизводит действовавший ранее порядок определения среднемесячного заработка в целях исчисления размера трудовых пенсий по старости, закрепленный ст. 102 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (Определения от 4 апреля 2017 г. N 696-О, от 28 ноября 2019 г. N 3181-О).
До вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то есть до 1 января 2002 г, правовое регулирование исчисления размера трудовой пенсии по старости осуществлялось по нормам Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 103 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" среднемесячный заработок за периоды, указанные в ст. 102 Закона, подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 24 месяца работы (службы) и 60 месяцев работы (службы) соответственно на 24 и 60.
При назначении пенсии, по документам, имеющимся в пенсионном деле истца, ему была осуществлена оценка пенсионных прав в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал с учетом общего трудового стажа 25 лет 11 месяцев 08 дней (стажевый коэффициент 0, 55), в том числе стажа до 1 января 1991 г. для валоризации, который составляет 18 лет (процент валоризации составляет 28%) и осовремененного среднемесячной заработной платы за период с 1 января 2000 г. по 31 декабря 2001 г, который составляет 552 руб. 29 коп. Сумма страховых взносов, начисленных страхователем (работодателем) на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица в Пенсионном фонде Российской Федерации в период с 1 июня 2002 г. по 31 декабря 2014 г. составляет 252 402 руб. 51 коп.
Для определения расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, учтены следующие периоды трудовой деятельности истца до 1 января 2002 г.: с 1 сентября 1974 г. по 25 июля 1977 г. (02 года 10 месяцев 25 дней) - период обучения; с 26 июля 1977 г. по 27 октября 1978 г. (01 год 03 месяца 02 дня); с 14 ноября 1978 г. по 18 декабря 1980 г. - служба по призыву (исчислена в двойном размере - 04 года 02 месяца 10 дней); с 16 февраля 1981 г. по 30 августа 1982 г. (01 год 06 месяцев 15 дней); с 08 сентября 1982 г. по 31 августа 1983 г. (0 лет 11 месяцев 24 дня); с 12 сентября 1983 г. по 8 апреля 1988 г. (04 года 06 месяцев 27 дней); с 25 апреля 1988 г. по 13 декабря 1994 г. (06 лет 07 месяцев 19 дней); с 14 марта 1995 г. по 8 января 1996 г. - период получения пособия по безработице (0 лет 09 месяцев 25 дней); с 1 ноября 1997 г. по 10 октября 1998 г. (0 лет 11 месяцев 10 дней); с 1 декабря 1999 г. по 31 декабря 2001 г. (02 года 01 месяц 01 день).
Поскольку расчетный размер трудовой пенсии истца, определенный в следующем порядке: 0, 55*552 руб. 29 коп. = 303 руб. 76 коп, не достигает минимальной величины - 660 руб. 00 коп, то размер страховой пенсии по старости определен пенсионным органом с учетом минимальной величины расчетного размера трудовой пенсии.
Таким образом, размер страховой пенсии истца по старости, исчисленный в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ с 14 декабря 2018 г, составил 3 347 руб. 61 коп, фиксированная выплата к страховой пенсии - 4 982 руб. 90 коп.
Для определения расчетного размера трудовой пенсии Крейсбаха А.Н. в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, пенсионным органом учтены следующие периоды трудовой деятельности до 1 января 2002 г.: с 26 июля 1977 г. по 27 октября 1978 г. (01 год 03 месяца 02 дня); с 16 февраля 1981 г. по 30 августа 1982 г. (01 год 06 месяцев 15 дней); с 8 сентября 1982 г. по 31 августа 1983 г. (0 лет 11 месяцев 24 дня); с 12 сентября 1983 г. по 8 апреля 1988 г. (04 года 06 месяцев 27 дней); с 25 апреля 1988 г. по 13 декабря 1994 г. (06 лет 07 месяцев 19 дней); с 14 марта 1995 г. по 8 января 1996 г. - период получения пособия по безработице (0 лет 09 месяцев 25 дней); с 1 ноября 1997 г. по 10 октября 1998 г. (0 лет 11 месяцев 10 дней); с 1 декабря 1999 г. по 31 декабря 2001 г. (02 года 01 месяц 01 день).
По документам, имеющимся в распоряжении Пенсионного фонда, учтены все периоды трудовой деятельности до 1 января 2002 г. Согласно документам пенсионного дела, общий трудовой стаж истца по состоянию на 1 января 2002 г. составляет 18 лет 10 месяцев 03 дня, в том числе стаж до 1 января 1991 г. для валоризации составляет 11 лет (процент валоризации составляет 21%), отношение среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период, равно 0, 757. Статистические данные средней заработной платы по стране до 1 января 1991 г. сдавались погодично, с 1 января 1991 г. помесячно. Справка о заработной плате, поступившая 14 февраля 2019 г. на запрос Управления содержит сведения о начислении заработной погодично, а не помесячно, таким образом, при назначении пенсии учтены сведения только за 1989-1990 гг. Сумма страховых взносов, начисленных страхователем (работодателем) на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица в Пенсионном фонде Российской Федерации в период с 1 июня 2002 г. по 31 декабря 2014 г, составляет 252 402 руб. 51 коп.
Таким образом, размер страховой пенсии по старости с 14 декабря 2018 г. составил бы 3 336 руб. 12 коп, фиксированная выплата к страховой пенсии - 4 982 руб. 90 коп, что меньше, чем размер страховой пенсии по старости по п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.
При указанных обстоятельствах, поскольку размер пенсии истца при назначении пенсии по п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ являлся наиболее выгодным, размер пенсии был определен истцу по указанному основанию.
С 1 марта 2019 г. пенсионным органом произведен перерасчет размера страховой пенсии истца по старости в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ по заявлению Крейсбаха А.Н. от 25 февраля 2019 г. с учетом представленной справки о заработной плате за периоды работы с 1991 по 1994 гг. в ЛМО "Спутник" филиал N 4.
Для определения расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, пенсионным органом учтены следующие периоды трудовой деятельности истца до 1 января 2002 г.: с 26 июля 1977 г. по 27 октября 1978 г. (01 год 03 месяца 02 дня); с 16 февраля 1981 г. по 30 августа 1982 г. (01 год 06 месяцев 15 дней); с 08 сентября 1982 г. по 31 августа 1983 г. (0 лет 11 месяцев 24 дня); с 12 сентября 1983 г. по 8 апреля 1988 г. (04 года 06 месяцев 27 дней); с 25 апреля 1988 г. по 13 декабря 1994 г. (06 лет 07 месяцев 19 дней); с 14 марта 1995 г. по 8 января 1996 г. - период получения пособия по безработице (0 лет 09 месяцев 25 дней); с 1 ноября 1997 г. по 10 октября 1998 г. (0 лет 11 месяцев 10 дней); с 1 декабря 1999 г. по 31 декабря 2001 г. (02 года 01 месяц 01 день).
Согласно документов пенсионного дела Крейсбаха А.Н, общий трудовой стаж по состоянию на 1 января 2002 г. составляет 18 лет 10 месяцев 03 дня, в том числе стаж до 1 января 1991 г. для валоризации составляет 11 лет (процент валоризации составляет 21%), отношение среднемесячной заработной платы за период с 1 января 1989 г. по 31 декабря 1993 г. к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период, равно 0, 814; сумма страховых взносов, начисленных страхователем (работодателем) на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица в Пенсионном фонде Российской Федерации в период с 1 июня 2002 г. по 31 декабря 2014 г, составляет 252 402 руб. 51 коп.
В соответствии с нормами ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ размер страховой пенсии по старости определен в следующем порядке: СПст=(((0, 55*0, 814*1671)- 450)*228:300*226, 10*5, 61481656+252402, 51):228+264, 91=2633, 44:64, 10 = 41, 083+0, 264+3, 776=45, 123*87, 24=3936 руб. 53 коп, где 0, 55 - стажевый коэффициент при полном общем трудовом стаже (для мужчин - 25 лет); 0, 814 - отношение среднемесячной заработной платы к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации; 1671 - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г..; 450 - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 г..; 228 - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости; 300- число месяцев полного общего трудового стажа, определенное в следующем порядке: 25 лет*12 мес.; 226, 10 - число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа, определенное в следующем порядке: 18 лет*12 мес. = 216 мес.+10 мес. = 226 мес. + (03 дня:30 дней=0, 1); 5, 61481656 - суммарный коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала по состоянию на 31 декабря 2014 г..в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации; 252402, 51 - сумма страховых взносов, начисленных страхователем (работодателем) на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица в Пенсионном фонде Российской Федерации; 264 руб. 91 коп. - сумма увеличения размера страховой части трудовой пенсии с учетом валоризации, исчисленная следующим образом: 60400, 53:228, где 60400, 53 - сумма валоризации (51225, 46 - расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002* 5, 61481656 - суммарный коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации*21%); 64 руб. 10 коп. - стоимость одного пенсионного коэффициента с 1 января 2015 г..; 87 руб. 24 коп. - стоимость одного пенсионного
коэффициента с 1 января 2019 г..; 41, 083 - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды до 1 января 2015 г..; 0, 264 - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды после 1 января 2015 г..; 3, 776 - индивидуальный пенсионный коэффициент за период прохождения военной службы по призыву с 14 ноября 1978 г..по 18 декабря 1980 г..; 45, 123- индивидуальный пенсионный коэффициент на момент назначения пенсии.
Таким образом, размер страховой пенсии истца по старости с 1 марта 2019 г. составил 3 936 руб. 53 коп, фиксированная выплата к страховой пенсии - 5 334 руб. 19 коп.
Для определения расчетного размера трудовой пенсии истца в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, пенсионным органом учтены следующие периоды трудовой деятельности до 1 января 2002 г.: с 1 сентября 1974 г. по 25 июля 1977 г. (02 года 10 месяцев 25 дней) - период обучения; с 26 июля 1977 г. по 27 октября 1978 г. (01 год 03 месяца 02 дня); с 14 ноября 1978 г. по 18 декабря 1980 г. - служба по призыву (исчислена в двойном размере - 04 года 02 месяца 10 дней); с 16 февраля 1981 г. по 30 августа 1982 г. (01 год 06 месяцев 15 дней); с 08 сентября 1982 г. по 31 августа 1983 г. (0 лет 11 месяцев 24 дня); с 12 сентября 1983 г. по 8 апреля 1988 г. (04 года 06 месяцев 27 дней); с 25 апреля 1988 г. по 13 декабря 1994 г. (06 лет 07 месяцев 19 дней); с 14 марта 1995 г. по 8 января 1996 г. - период получения пособия по безработице (0 лет 09 месяцев 25 дней); с 1 ноября 1997 г. по 10 октября 1998 г. (0 лет 11 месяцев 10 дней); с 1 декабря 1999 г. по 31 декабря 2001 г. (02 года 01 месяц 01 день).
По документам, имеющимся в пенсионном деле, осуществлена оценка пенсионных прав в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал с учетом общего трудового стажа 25 лет 11 месяцев 08 дней (стажевый коэффициент 0, 55), в том числе стаж до 1 января 1991 г. для валоризации составляет 18 лет (процент валоризации составляет 28%) и осовремененного среднемесячной заработной платы за период с 1 января 2000 г. по 31 декабря 2001 г. составляет 1172 руб. 53 коп. Сумма страховых взносов, начисленных страхователем (работодателем) на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица в Пенсионном фонде Российской Федерации в период с 1 июня 2002 г. по 31 декабря 2014 г, составляет 252 402 руб. 51 коп.
Так как расчетный размер трудовой пенсии, определенный в следующем порядке: 0, 55 х 1172 руб. 53 коп. = 644 руб. 89 коп. не достигает минимальной величины - 660 руб. 00 коп, то размер страховой пенсии по старости определен с учетом минимальной величины расчетного размера трудовой пенсии.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
СПст = ((660 - 450)*228*5, 61481656 + 252402, 51) : 228 + 330, 15 = 2616, 21 : 64, 10 = 40, 816 + 0, 264 = 41, 080*87, 24 = 3583 руб. 82 коп, где 660 - минимальный расчетный размер трудовой пенсии; 450 - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 г.; 228 - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости; 5, 61481656 - суммарный коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала по состоянию на 31 декабря 2014 г. в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации; 252402, 51 - сумма страховых взносов, начисленных страхователем (работодателем) на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица в Пенсионном фонде Российской Федерации; 330 руб. 15 коп. - сумма увеличения размера страховой части трудовой пенсии с учетом валоризации, исчисленная следующим образом: 75274, 48:228, где 75274, 48 - сумма валоризации (47880, 00 - расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2022 г.*5, 61481656 - суммарный коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации*28%); 64 руб. 10 коп. - стоимость одного пенсионного коэффициента с 1 января 2015 г.; 81 руб. 49 коп. - стоимость одного пенсионного коэффициента с 1 января 2018 г.; 40, 816 - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды до 1 января 2015г.; 0, 264 - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды после 1 января 2015 г.; 41, 080 - индивидуальный пенсионный коэффициент на момент назначения пенсии.
Таким образом, размер страховой пенсии истца по старости в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, с 1 марта 2019 г. составил бы 3 583 руб. 82 коп, фиксированная выплата к пенсии - 5 334 руб. 19 коп, что меньше суммы, определенной в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, в связи с чем, истцу был произведен перерасчет размера пенсии, как наиболее выгодной для пенсионера, и пенсия определена на основании п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.
При таких данных суд первой инстанции обоснованно не усмотрел правовых оснований для удовлетворения требований истца об обязании произвести перерасчет пенсии по старости, установив, что расчет пенсионного обеспечения истца, в том числе пенсионного капитала при оценке пенсионных прав, произведен пенсионным органом в соответствии с требованиями закона, с учетом представленных истцом и имеющихся в распоряжении пенсионного органа данных о трудовой деятельности истца, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе о том, что пенсионным органом при расчете коэффициента отношения среднемесячной заработной платы к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за период с 1989 г. по 1993 г, необходимо было учитывать среднемесячную заработную плату с учетом распада Советского Союза, то есть для каждого государства отдельно - Советский и Российский периоды, судебной коллегией отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм права.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, вышеуказанные правовые нормы не предполагают возможности выделения заработной платы пенсионера получаемой отдельно в период существования СССР и в период образования Российской Федерации. Положения как п. 3 ст. 30, так и п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ четко устанавливают возможность определения соотношения среднего заработка пенсионера получаемого 60 месяцев подряд, вне зависимости от сложившейся в стране ситуации, включая распад СССР и образование Российской Федерации, в связи с чем, указанные доводы истца не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы истца о несогласии с размером пенсии, выводов суда первой инстанции не опровергают, а сводятся к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией заявителя, что не может служить основанием для отмены судебного акта.
Доводов, оспаривающих выводы суда о том, что пенсионным органом при расчете пенсии истца были включены все периоды его трудовой деятельности, апелляционная жалоба истца не содержит.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было, а оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 1 февраля 2021 г, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Крейсбаха А. Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.