Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Аносовой Е.А.
судей
Козловой Н.И.
Ягубкиной О.В.
при секретаре
Мелоян Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 июля 2021 года гражданское дело N... по апелляционной жалобе Изюмченко И. В. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по иску Изюмченко И. В. к ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным решения об отказе в принятии, регистрации и рассмотрении заявления о принятии на учет для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения, об обязании принять, зарегистрировать и направить заявление в комиссию по рассмотрению вопросов о предоставлении гражданским служащим единовременных выплат на приобретение жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Аносовой Е.А, выслушав объяснения представителя истца - Ломкова А.В, поддерживающего доводы апелляционной жалобы в полном объеме, представителя ответчика - Аббасовой М.С, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Изюмченко И.В. обратилась в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в котором просила, уточнив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признать незаконным решение ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от "дата" N... об отказе в принятии, регистрации и рассмотрения поданного истцом заявления о принятии на учет для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения; обязать ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области принять, зарегистрировать и направить в комиссию ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области по рассмотрению вопросов о предоставлении гражданским служащим единовременных выплат на приобретение жилого помещения, поданное истцом заявление о принятии на учет для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения по месту прохождения гражданской службы.
В обоснование исковых требований Изюмченко И.В. указала, что является специалистом 1 разряда, проходит государственную гражданскую службу в УВМ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и "адрес".
В связи с необеспеченностью по установленным нормам жилой площадью по последнему месту прохождения государственной гражданской службы, на основании пункта 4 статьи 53 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79 "О государственной гражданской службе РФ" в порядке и на условиях, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 N 63 "О предоставлении федеральному государственному служащему единовременной субсидии на приобретение жилого помещения", истец обратилась в ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (территориальный орган управления) с заявлением о принятии на учет для получения единовременной выплаты (субсидии) для приобретения или строительства жилого помещения в Санкт-Петербурге на состав семьи 3 (три) человека с приложением документов, подтверждающих право на обеспечение единовременной выплатой для приобретения жилого помещения, согласно перечню.
Решением заместителя начальника управления организации тылового обеспечения тыла - начальника ОКРЗАиП ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Николаева И.М. от "дата" N... истцу было отказано в рассмотрении заявления о принятии на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ввиду не соблюдения истцом порядка и правил подачи документов, необходимых для принятия уполномоченными органами решения о принятии на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Истец считает действия должностных лиц ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, связанные с отказом в принятии, регистрации и рассмотрения подданного ею заявления о принятии на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, незаконными, грубо нарушающими ее права и законные интересы, поскольку исходя из положений Правил предоставления федеральному государственному служащему единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, предоставленное ею заявление в порядке и на основаниях, предусмотренных Законом, с приложением документов согласно перечню, подтверждающих прохождение государственной гражданской службы (не менее 3 лет), не обеспеченность жилой площадью по установленным нормам (мене 15 кв.м.), проживание в коммунальной квартире и не предоставление ранее в период службы единовременной выплаты на приобретение жилья подтверждает ее соответствие категории государственных гражданских служащих, подлежащих постановке на учет для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" в удовлетворении исковых требований Изюмченко И.В. отказано в полном объеме.
Не согласившись с постановленным решением, истец подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить ввиду его незаконности и необоснованности, принять по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объеме.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции истец Изюмченко И.В. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представила, направила на рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции своего представителя. В связи с изложенным, судебная коллегия на основании пункта 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу положений статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела не имеется.
Отказывая в удовлетворении заявленных Изюмченко И.В. исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, исходил из того, что заявление Изюмченко И.В, направленное в ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области не соответствовало требованиям, установленным Правилами предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, поскольку адресовано в МВД России, в то время как должно быть подано на имя руководителя территориального органа в комиссию федерального государственного органа по рассмотрению вопросов о предоставлении гражданским служащим единовременных выплат по месту прохождения гражданской службы, кроме того истцом не представлены с заявлением все предусмотренные Правилами документы либо документ, подтверждающий невозможность их получения, на основании чего суд пришел к выводу о законности обжалуемого ГУ МВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области решения и об отсутствии оснований для принятия, регистрации и направления поданного заявления истца в комиссию по рассмотрению вопросов о предоставлении гражданским служащим единовременных выплат на приобретение жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных в ходе судебного разбирательства, и соответствуют требованиям закона, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку всем представленным сторонами доказательствам по делу в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Так Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", определив основные государственные гарантии гражданских служащих (статья 52), предусмотрел в статье 53 возможность предоставления им дополнительных государственных гарантий. В частности, согласно пункту 4 этой же статьи гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных данным Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться единовременная субсидия на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года N 63 утверждены Правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, которыми установлены порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим один раз за весь период государственной гражданской службы Российской Федерации, замещающим должности государственной гражданской службы Российской Федерации не менее трех лет, принятым на учет в федеральном государственном органе для получения единовременной выплаты.
Принятие гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления гражданского служащего с приложением документов, перечень которых указан в пункте 6 названных Правил, а именно:
- выписка из домовой книги, либо копия поквартирной карточки, либо иной документ, подтверждающий количество граждан, зарегистрированных в жилом помещении (при наличии регистрации по месту жительства);
- копия финансового лицевого счета или иной документ, содержащий сведения о типе и характере жилого помещения (при наличии регистрации по месту жительства);
- копия свидетельства о заключении (расторжении) брака;
- копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей);
-копия трудовой книжки или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, гражданского служащего за период прохождения гражданской службы в соответствующем государственном органе;
- копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, принадлежащие гражданскому служащему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые гражданским служащим и (или) членами его семьи по договору социального найма (при наличии таких документов);
- справка образовательной организации, подтверждающая обучение ребенка по очной форме обучения, - для обучающихся в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения;
- документы (выписки из документов), содержащие сведения, предоставляемые органами и организациями, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, учет объектов недвижимого имущества, о существующих и прекращенных правах гражданского служащего и членов его семьи на объекты недвижимого имущества;
- документы (копии документов), подтверждающие факт установления инвалидности;
- копия документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета гражданского служащего;
- копии паспорта гражданского служащего и паспортов членов его семьи;
- документы (копии документов) медицинских организаций, подтверждающие факт наличия тяжелой формы хронического заболевания, предусмотренной перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, установленным в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
- документы (копии документов), подтверждающие, что жилые помещения признаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке не отвечающими установленным для жилых помещений требованиям;
- копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации);
- копия кредитного договора на приобретение или строительство жилого помещения;
- копия договора об ипотеке, прошедшего государственную регистрацию в установленном порядке.
Копии документов, указанные в пункте 6 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением подлинника (пункт 7 Правил).
В силу пунктов 10 и 17 Правил представленные в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил заявление гражданского служащего и документы подлежат рассмотрению комиссией (территориальной подкомиссией), решение которой оформляется протоколом и утверждается правовым актом федерального государственного органа либо территориального органа федерального государственного органа.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2009 года N 143н в соответствии с указанным выше Постановлением Правительства РФ, утвержден Порядок формирования и работы комиссий, образуемых в федеральных государственных органах для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
На основании пункта 12 указанного Порядка при приеме документов проверяется их комплектность и правильности заполнения. Дата приема документов отражается в регистрационном журнале комиссии, соответствующая отметка ставится на заявлении. Гражданскому служащему выдается справка о дате приема заявления и документов.
Прием документов и проверка их комплектности и правильности заполнения проверяется секретарем комиссии.
В случае комплектности и правильности оформления документов, их получение фиксируется в регистрационном журнале. Гражданскому служащему выдается справка о дате приема его заявления и документов.
При выявлении неточностей в представленных документах либо неполного их комплекта, секретарь комиссии должен вернуть комплект документов государственному служащему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Изюмченко И.В. является специалистом 1 разряда, проходит государственную гражданскую службу в УВМ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
"дата" Изюмченко И.В. подала в МВД Российской Федерации заявление о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты (субсидии) для приобретения или строительства жилого помещения в Санкт-Петербурге на состав семьи 3 человека, предоставляемой государственным гражданским служащим на основании пункта 4 статьи 53 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в порядке и на условиях, предусмотренных Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 года N 63 "О предоставлении федеральному государственному гражданскому служащему единовременной субсидии на приобретение жилого помещения".
К заявлению были приложены следующие документы: справка о регистрации Ф-9, выписка из финансово-лицевого счета, свидетельство о расторжении брака, справка о прохождении службы, ордер на жилое помещение, выписка из ЕГРП (на каждого), страховое свидетельство ОПС, паспорта граждан РФ (на каждого), свидетельство о перемене имени, свидетельство о рождении, копия трудовой книжки.
В своем ответе от "дата" ГУ МВД России по г..Санкт-Петербургу и Ленинградской области возвратило истцу поданные документы и разъяснило порядок подачи заявления о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты (субсидии) для приобретения или строительства жилого помещения в Санкт-Петербурге, при этом указало на то, что поданное заявление не соответствовало установленной форме, справка из Управления по работе с личным составом не содержит данных о прохождении государственной гражданской службы, а также на то, что с заявлением было необходимо также представить копии документов, удостоверяющих личность гражданского служащего и членов его семьи; копии свидетельств о рождения на гражданского служащего и членов его семьи; копии свидетельств о заключении, расторжении брака; копию трудовой книжки, заверенную надлежащим образом; выписку из Единого государственного реестра о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимости за период с "дата" по настоящее время на территории Российской Федерации (на государственного служащего и членов его семьи, срок давности не более 1 месяца); справку о регистрации по месту жительства (форма 9, срок давности не более 1 месяца); справку о характеристике жилого помещения (форма 7, срок давности не более 1 месяца); выписку из финансово-лицевого счета с места жительства, срок давности не более 1 месяца); справку из бюро технической инвентаризации о наличии (отсутствии) у государственного служащего и членов его семьи жилых помещений на праве собственности, которая предоставляется со всех мест регистрации по месту жительства с 1991 года по 1997 года, если регистрация с 1991 года по 1997 год была в Санкт-Петербурге, то необходимо представить справку из государственного унитарного предприятия "Городского Управления инвентаризации и оценки недвижимости" за период с 1991 года по 1995 год, справку из Комитета имущественных отношений с 1995 года по 1997 год (данные справки не представлены); справки, подтверждающие,
что члены семьи не состоят на учете и не обеспечивались единовременной субсидией в рамках постановления Правительства Российской Федерации от "дата" N.., при условии, что члены семьи являются федеральными (муниципальными) государственными гражданскими служащими (данные справки не предоставлены).
Как пояснил в суде первой инстанции представитель ответчика, истцу не отказывали в приеме заявления, необходимо было устранить указанные недостатки, справка из Росреестра не подтверждает в полном объеме сведения об отсутствии у гражданского государственного служащего регистрации прав на недвижимость, возникших до вступления в силу Федерального закона РФ от "дата", поэтому в этом случае нужно представить архивную справку из БТИ.
Вместе с тем до издания Федерального закона от "дата" N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сделки с недвижимым имуществом подлежали регистрации в ГУП "Городское Управление инвентаризации и оценки недвижимости" Санкт-Петербурга, Комитет имущественных отношений.
Учитывая, что истец в период с "дата" до "дата" проживала на территории Санкт-Петербурга, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что представление Изюмченко И.В. выписок из Росреестра об отсутствии в собственности жилых помещений, не позволяет сделать однозначный вывод о том, что Изюмченко И.В. и члены ее семьи сделок с недвижимым имуществом, прошедшим государственную регистрацию до "дата" на территории Российской Федерации, не производили и в настоящее время не имеют помещений, принадлежащих им на праве собственности.
Также судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в той части, что дословное толкование подпункта "з" пункта 6 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения позволяет сделать вывод о том, что законодатель не ограничивает перечень документов, содержащих сведения, предоставляемых органами и организациями, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, учет объектов недвижимого имущества, о существующих и прекращенных правах гражданского служащего и членов его семьи на объекты недвижимого имущества, в связи с чем доводы истца о необходимости предоставить исключительно выписки из ЕГРН основаны на неверном толковании норм права.
Оценивая представленную истцом справку из Управления по работе с личным составом, судебная коллегия также отмечает, что она не содержит необходимых данных о прохождении истцом государственной гражданской службы, так как в справке не указаны периоды прохождения службы на федеральных государственных гражданских должностях, имеется только указание на назначение на должность старшего специалиста 1 разряда отдела по вопросам трудовой миграции УВМ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, истцом не был представлен документ, предусмотренный подпунктом "б" пункта 6 Правил, а именно документ, содержащий сведения о типе и характере жилого помещения (при наличии регистрации по месту жительства), в данном случае характеристика жилого помещения по форме 7.
Также суд первой инстанции учел, что решение о регистрации, рассмотрении, возврате заявления принимает комиссия федерального государственного органа по месту прохождения гражданской службы гражданским служащим. При этом как следует из приказа МВД России N... от "дата" "Об утверждении состава комиссии МВД России и рассмотрении вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" такая комиссия создана в МВД России.
Согласно письму от "дата" N.., направленному территориальным органом подразделениям ГУ МВД России, на УОТО тыла ГУ МВД России возлагаются обязанности по сбору, первичной обработке, а также направлению в МВД России необходимых документов для рассмотрения на комиссии вопроса о постановке федеральных государственных гражданских служащих на учет для предоставления им единовременной субсидии. Данные обязанности были возложены на ГУ МВД России по "адрес" и "адрес" в целях обеспечения полноты достоверности содержащихся в документах сведений, а также исключение возврата документов на доработку. Таким образом, ГУ МВД России по "адрес" и "адрес" полномочиями, которые возложены на комиссии по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
При указанных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о законности оспариваемого истцом решения Комиссии и, учитывая, что оснований для постановки истца на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения у ответчика на основании представленного истцом неполного комплекта документов не имелось, направление в адрес истца разъяснений по вопросу постановки на учет для получения федеральными государственными гражданскими служащими единовременной субсидии на приобретение жилого помещения не противоречит требованиям закона.
На основании вышеизложенного доводы апелляционной жалобы о том, что суд незаконно сделал выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, дал ненадлежащую оценку собранным по делу доказательствам, во внимание судебной коллегии не принимаются, так как основаны на ошибочной субъективной оценке заявителем жалобы доказательств, имеющихся в материалах дела, и установленных судом фактических обстоятельств дела. Оснований к переоценке доказательств и фактических обстоятельств дела у судебной коллегии не имеется.
Кроме того судебная коллегия отмечает, что вопреки доводам жалобы о непредставлении ответчиком в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств о наличии законного основания для отказа в рассмотрении заявления истца о принятии на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и "адрес" не отказывало истцу в принятии заявления, а лишь указало на необходимость исправления в поданном Изюмченко И.В. заявлении допущенных недостатков, поскольку подача заявления и прилагаемые к нему документы регулируются Правилами предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N 63.
При разрешении спора суд первой инстанции в целом правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Доводы апелляционной жалобы истца повторяют правовую позицию, выраженную в суде первой инстанции, были предметом исследования суда и получили надлежащую оценку, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не влекут отмену постановленного судом решения.
Вместе с тем само по себе несогласие заявителя жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу Изюмченко И. В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено "дата".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.