Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего
Барминой Е.А.
судей
Сальниковой В.Ю.
Селезневой Е.Н.
при секретаре
Чернышове М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 2 сентября 2021 г. гражданское дело N 2-1178/2021 по апелляционной жалобе Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 26 мая 2021 г. по иску прокурора Приморского района Санкт-Петербурга в интересах Тенявой Елизаветы Александровны к Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга о взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов, по встречному исковому заявлению Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга к Теняевой Елизавете Александровне о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Барминой Е.А, выслушав представителя процессуального истца - прокурора Турченюк В.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Приморского района Санкт-Петербурга в защиту интересов Теняевой Е.А. обратился в суд с иском к Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга, в котором просил взыскать с ответчика расходы на приобретение лекарственных препаратов в размере 1 957 руб, ссылаясь в обоснование иска на то, что 27 января 2020 г. лечащим врачом СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N102" Теняевой Е.А. выписан рецепт на лекарственное средство " "... "" (" "... ""). Рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание в аптеке N 223 АО "Петербургские аптеки" 28 января 2020 г, однако не был реализован в установленный срок, в связи с чем, истец была вынуждена приобретать лекарственные препараты самостоятельно и за свой счет, поскольку использование этого лекарства ей необходимо по жизненным показаниям. Прокурор указывал, что Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга в сфере здравоохранения и обладает полномочиями по организации медицинской помощи, предусмотренной законами Санкт-Петербурга, для определенных категорий граждан, создает условия для развития и доступности лекарственного обеспечения граждан, организует обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения граждан, включенных в регистр лиц, имеющих право на получение государственной помощи в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга было предъявлено встречное исковое заявление к Теняевой Е.А. о взыскании денежных средств в размере 547 руб. 20 коп. В обоснование встречного иска указано на то, что Теняева Е.А. 21 августа 2020 г. получила бесплатно за счет средств регионального бюджета по рецепту серии N... от 27 января 2020 г. на лекарственное средство " "... "" (" "... "") в аптеке N 233 на сумму 1 722 руб. 60 коп. С учетом заявленных исковых требований прокурором в защиту Теняевой Е.А, Комитет полагал, что ее действия ведут к неосновательному обогащению в размере 574 руб. 20 коп.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 26 мая 2021 г. исковые требования прокурора Приморского района Санкт-Петербурга в защиту интересов Теняевой Е.А. удовлетворены; с Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга в пользу Теняевой Е.А. взысканы расходы на приобретение лекарственных препаратов в размере 1 957 руб.; в удовлетворении встречных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, принятии по делу нового решения, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Прокурором Приморского района Санкт-Петербурга поданы письменные возражения на апелляционную жалобу Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, по доводам которых прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Материальный истец Теняева Е.А, представитель ответчика Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, представители третьих лиц на рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении слушания дела и документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представили, от Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, а также от ОАО "Фармбаза" в суд апелляционной инстанции поступили заявления о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей, в связи с чем, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, выслушав представителя процессуального истца - прокурора Турченюк В.С, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с положениями ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Как следует из материалов дела, и было установлено судом первой инстанции, 27 января 2020 г. лечащим врачом СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 102" Теняевой Е.А. выписан рецепт серии N... от 27 января 2020 г. на лекарственное средство "... "
Указанный рецепт поставлен 28 января 2020 г. на отсроченное обслуживание в аптеке N223 АО "Петербургские аптеки", поскольку на момент обращения Теняевой Е.А. данное лекарство в аптеке отсутствовало. По состоянию на 13 апреля 2020 г. рецепт не отоварен.
Поставка данного лекарства была осуществлена в аптеки только 31 марта 2020 г, что следует из ответа АО "Петербургские аптеки"
Согласно информации предоставленной Комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга лекарственное средство "... " закуплено 13 марта 2020 г. и 23 марта 2020 г, поставка осуществлена только 30 марта 2020 г.
В подтверждение заявленных требований прокурором Приморского района Санкт-Петербурга в интересах Теняевой Е.А. представлен чек от 6 марта 2020 г. на приобретение указанного препарата на сумму 1 957 руб.
Факт самостоятельного приобретения Теняевой Е.А. указанного препарата на данную сумму ответчиком не отрицается. Количество приобретенного препарата соответствует указанному в рецепте.
Установив указанные обстоятельства, оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором Приморского района Санкт-Петербурга исковых требований, а также об отсутствии оснований для удовлетворения встречного иска, предъявленного Комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
В соответствие с частью 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Согласно статье 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. N 1610, устанавливает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные категории граждан имеют право, в том числе, на обеспечение лекарственными препаратами (в соответствии с разделом V Программы).
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Аналогичные положения содержатся в Законе Санкт-Петербурга от 19 декабря 2019 г. N 682-150 "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", согласно которым за счет средств бюджета Санкт-Петербурга осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение N 1).
Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют больные диабетом.
Согласно пункту 1.1. Положения о комитете по здравоохранению, утвержденному Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27 декабря 2013 г. N 1070 "О комитете по здравоохранению" (далее - Положение) Комитет по здравоохранению является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
Пунктом 2 Положения установлено, что основными задачами Комитета являются: реализация государственной политики Санкт-Петербурга в сфере охраны здоровья граждан и создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее качества и доступности для граждан.
Согласно пункта 3.2. Положения Комитет разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения.
В соответствии с пунктом 3.8. Положения Комитет организует в соответствии с частью 1 статьи 4.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной в пункте 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Из указанных выше нормативных актов следует, что обязанность по обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения граждан, включенных в регистр лиц, имеющих право на получение государственной помощи в порядке, предусмотренном законодательством, возложена на Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, несмотря на ошибочные ссылки суда первой инстанции на положения законодательства, не применимые к рассматриваемым правоотношениям, в целом, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что при рассмотрении дела Комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга не представлено достаточных доказательств того, что им были предприняты все необходимые и достаточные меры к организации своевременного обеспечения Теняевой Е.А. необходимым ей лекарственным средством. Именно образовавшийся дефицит, по мнению суда, привел к тому, что указанный лекарственный препарат приобретался истцом на коммерческой основе и за свой счет.
Несмотря на предпринятые Комитетом меры по закупке препарата, они не были своевременными, что и привело к тому, что указанный лекарственный препарат отсутствовал в аптечной сети на льготной основе.
Учитывая компетенцию Комитета по здравоохранения Санкт-Петербурга, поскольку обеспечение необходимыми медицинскими изделиями гражданина, проживающего в Санкт-Петербурге, не было проведено своевременно, то понесенные Теняевой Е.А. материальные затраты в размере 1 957 руб. согласно чека от 6 марта 2020 г. полежат возложению на Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга.
Доказательств того, что до приобретения 6 марта 2020 г. истцом Теняевой Е.А. в самостоятельном порядке необходимого лекарственного средства, оно было поставлено в аптечную сеть, в материалах дела не представлено, напротив, из материалов дела усматривается, что данное лекарственное средство было закуплено 13 марта 2020 г, поставка осуществлена 31 марта 2020 г, что следует из ответа АО "Петербургские аптеки". Количество приобретенного Теняевой Е.А. препарата соответствует указанному в рецепте, в связи с чем, общая сумма денежных средств, затраченная истцом на обеспечение лекарств по выписанному рецепту и составляющая 1 957 руб, подлежит возмещению.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что в результате удовлетворения судом требований прокурора Приморского района Санкт-Петербурга в защиту интересов Теняевой Е.А. и отказа в удовлетворении встречного требования Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга на стороне Теняевой Е.А. имеет место двойное льготное обеспечение медицинским изделием за счет бюджетных средств, что противоречит частям 1 и 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации и ведет к неосновательному обогащению Теняевой Е.А, право которой на получение медицинского изделия не нарушено, так как впоследствии по выписанному рецепту она получила его бесплатно 21 августа 2020 г, в связи с чем ущерб на стороне истца не возник, судебная коллегия находит подлежащим отклонению, поскольку образовавшийся дефицит лекарственного препарата "... " привел к ситуации, когда истец была вынуждена приобрести его на коммерческой основе и за свой счет, при этом данное лекарственное средство ей было необходимо по жизненным показаниям, и его отсутствие могло поставить истца в опасность, осложнить течение ее заболевания.
В данном случае истец была лишена возможности отказаться от приобретения данного препарата, а, соответственно, и от его покупки. Таким образом, приобретение указанного лекарства истцом на коммерческой основе (в период отсутствия льготного обеспечения) являлось вынужденной мерой.
Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает, что получение 21 августа 2020 г. Теняевой Е.А. указанного лекарственного средства по ранее полученному рецепту от 27 января 2020 г. после приобретения их за свой счет 6 марта 2020 г, не может быть положено в основу вывода о возникновении на стороне Теняевой Е.А. неосновательного обогащения, так как Теняевой Е.А. ранее установленный диагноз не был снят, до настоящего времени ей необходимо обеспечение жизненно необходимым лекарственным средством, ввиду чего приобретение данного изделия и дальнейшее получение его на льготной основе по спорному рецепту может привести исключительно к увеличению периода возникновения потребности в его последующем приобретении и данные доводы ответчика не свидетельствует об утрате у Теняевой Е.А. права требования возмещения понесенных затрат ввиду необеспечения своевременно жизненно необходимым лекарственным препаратом.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции, разрешив спор, правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных юридически значимых обстоятельств и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, правомерно учел положения подлежащих применению норм закона, и принял решение в пределах заявленных исковых требований.
По сути, все доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, направлены на переоценку доказательств, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 26 мая 2021 г, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.