Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Ивановой Ю.В, Карсаковой Н.Г.
при секретаре
В.Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело N 2а-2935/2021 по апелляционной жалобе С.К.Н. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 15 февраля 2021 года по административному иску С.К.Н. к призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Светлановское" об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, выслушав объяснения административного истца С.К.Н, его представителя - В.Е.И. (по доверенности), судебная коллегия
установила:
С.К.Н. обратился в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконным решение призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Светлановское от "дата" о зачислении истца в запас Вооруженных сил Российской Федерации по основанию, предусмотренному абзацем восьмым пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" - по достижении 27 лет, как не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права С.К.Н. просил суд возложить на административного ответчика обязанность принять решение о зачислении С.К.Н. в запас по основанию, предусмотренному абзацем седьмым пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" - как лицо, не подлежащее призыву на военную службу по достижении возраста 27 лет.
В обоснование административного иска С.К.Н. ссылался на то обстоятельство, что оспариваемое заключение может быть принято в отношении граждан, не прошедших военную службу, не имея на то законных оснований, только начиная с 01 января 2014 года, однако, с 01 января 2014 года по "дата" - день достижения С.К.Н. возраста 27 лет, истец от прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, не уклонялся, и в отношении него призывной комиссией не совершались какие-либо действия, направленные на проведение указанных мероприятий.
По мнению С.К.Н, принятое решение не соответствует требованиям Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", нарушает его права, в том числе ограничивает право на поступление на государственную гражданскую службу.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 15 февраля 2021 года, в удовлетворении административного иска С.К.Н. отказано.
В апелляционной жалобе С.К.Н. просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и на нарушение судом норм материального права.
Представитель административного ответчика призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Светлановское, представитель заинтересованного лица ФКУ "Военный комиссариат Санкт-Петербурга" в заседание суда апелляционной инстанции не явились; о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом посредством факсимильной связи, а также посредством направления судебного извещения по адресу электронной почты; доказательств уважительности причин неявки не представили, об отложении судебного разбирательства не просили.
Согласно статьям 150 (часть 2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения административного истца и его представителя, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе), призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В силу статьи 25 указанного Федерального закона, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона о воинской обязанности и военной службе, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе, при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших её до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 этого же Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе).
Пункт 1.1 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе введён в действие Федеральным законом от 02.07.2013 N 170-ФЗ, вступившим в законную силу с 01 января 2014 года.
Порядок и условия признания граждан, не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 663.
В соответствии с пунктом 34 Положения о призыве на военную службу, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учётно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Этим же Положением предусмотрено, что заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нём присутствует более половины членов призывной комиссии. Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чём в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учётно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и её членами.
С.К.Н. "дата" года рождения с "дата" состоял на воинском учете в ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербург" по Выборгскому району Санкт-Петербурга (л.д. 23).
В период с "дата" по "дата" С.К.Н. состоял на временном воинском учете в Военном комиссариате Академического района ЮЗАО города Москвы, с "дата" - в ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербург" по Выборгскому району Санкт-Петербурга (л.д. 43 оборот).
"дата" решением призывной комиссии года С.К.Н. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в связи с получением образования на период до "дата" (л.д. 43).
Решением призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Светлановское от "дата" С.К.Н. зачислен в запас по основанию, предусмотренному абзацем седьмым пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" - по достижении 27 лет, как не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований (л.д. 42).
Отказывая в удовлетворении требований С.К.Н, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что С.К.Н. не исполнил воинскую обязанности, не имея на то уважительных причин; на протяжении длительного времени уклонялся от призыва на военную службу, в связи с чем, оспариваемое решение призывной комиссии является законным и обоснованным.
Данный вывод суда первой нельзя признать правильным и основанным на доказательствах.
Заключение о зачислении в запас по указанным выше основаниям выносится в отношении граждан, которые не проходили военную службу, не имея на то законных оснований, после 01 января 2014 года, и при этом состояли (обязаны были состоять) на воинском учете и подлежали призыву на военную службу.
Исходя из приведённых выше норм права, решение о зачислении гражданина в запас могло быть принято при наличии в документах воинского учёта С.К.Н. (личном деле призывника) сведений о неисполнении обязанности прохождения военной службы без законных на то оснований в период с 01 января 2014 года до достижения им 27-летия, то есть до "дата".
В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Согласно пункту 6 Положения о призыве на военную службу, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 663 оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований).
Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военных комиссариатов муниципальных образований (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты муниципальных образований) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва (пункт 7 Положения).
Из представленных С.К.Н. в суд апелляционной инстанции свидетельств следует, что в период с "дата" по "дата" на период обучения истец был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: "адрес".
Факт прохождения С.К.Н. в указанный период времени обучения в городе Москве подтверждается копиями дипломов об освоении основной образовательной программы высшего образования бакалавриата (N... от "дата") и магистратуры (N... от "дата").
В период с "дата" по "дата" С.К.Н. был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: "адрес", что подтверждается соответствующим свидетельством, выданным Отделом по вопросам миграции ОМВД России по району Академический г. Москвы.
Согласно письму военного комиссара Академического района Юго-Западного административного округа города Москвы от "дата" N.., представленного в ответ на запрос судебной коллегии, С.К.Н. состоял на временном учете в военном комиссариате указанного района с "дата" по "дата"; отсрочка от призыва на военную службу предоставлялась С.К.Н. до "дата"; на период обучения в МГУ им. М.В. Ломоносова по программе магистратуры с "дата" отсрочка от призыва не предоставлялась.
При этом, надлежащих доказательств направления военным комиссариатом Академического района ЮЗАО города Москвы повесток о вызове С.К.Н. для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, в период с "дата" (дата окончания отсрочки) до "дата" (дата снятия с воинского учета) материалы дела не содержат.
"дата" С.К.Н. обратился в ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербург" по Выборгскому району Санкт-Петербурга с заявлением о постановке его на воинский учет в связи с наличием регистрации по месту жительства по адресу: "адрес" (л.д. 51).
Повестки о необходимости явки С.К.Н. в военный комиссариат на медицинское освидетельствование, представленные в материалах личного дела призывника, датированные "дата", "дата" не содержат подписи С.К.Н, свидетельствующей о вручении их адресату, отметок оператора почтовой связи о принятии их к отправке либо отметок сотрудников отдела военного комиссариата о причинах, по которым повестки призывнику не вручены (л.д. 59).
Несмотря на то, что С.К.Н. в апелляционной жалобе не оспаривается тот факт, что указанные повестки он получал (л.д. 84), его довод о том, что он являлся в военный комиссариат для прохождения медицинского освидетельствования со стороны административных ответчиков никакими доказательствами не опровергнут.
В личном деле призывника отсутствуют какие либо медицинские документы, относящиеся к периоду "дата", в том числе такие, которые должны были формироваться призывной комиссией в обязательном порядке в целях медицинского освидетельствования С.К.Н. в осенний призыв 2019 года в соответствии с пунктом 14 раздела II Положения о военно-врачебной экспертизе, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 (выдача направления на флюорографию лёгких, общий клинический анализ крови и т.д.), и Приказом Министра обороны РФ от 16.09.2015 N 533.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства не нашли подтверждение доводы ответчика, что С.К.Н. каким-либо образом уклонялся от получения повесток в период с "дата" до "дата", препятствовал осуществлению его призыва на военную службу; отсутствуют доказательства того, что С.К.Н. отказывался от явки в отдел военного комиссариата, либо иным образом препятствовал осуществлению его призыва на военную службу. В порядке, установленном пунктом 2 статьи 31 Федерального закона 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в указанный выше период времени должностные лица отдела военного комиссариата не обращались в органы внутренних дел в целях установления местонахождения С.К.Н. и обеспечение явки призывника для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу.
Следовательно, у призывной комиссии не имелось предусмотренных законом основания для принятия в отношении С.К.Н. решения о зачислении в его запас по достижении 27-летнего возраста, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в связи с чем, решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 15 февраля 2021 года, как постановленное с нарушением норм материального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значения для дела (пункты 1, 4 части 2 статьи 310 КАС Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 15 февраля 2021 года по административному делу N 2а-2935/2021, отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать решение призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Светлановское от "дата" (протокол N...) о зачислении в запас Вооруженных сил Российской Федерации С.К.Н. С.К.Н. по основанию, предусмотренному абзацем 8 пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" - по достижении 27 лет, как не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований, незаконным.
Обязать призывную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Светлановское принять решение о зачислении С.К.Н. в запас Вооруженных сил Российской Федерации по основанию, предусмотренному абзацем 7 пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" - как лицо, не подлежащее призыву на военную службу по достижении возраста 27 лет.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.