Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Ивановой Ю.В, Ильичёвой Е.В.
при секретаре
К.М.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1095/2021 по апелляционной жалобе администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 21 января 2021 года по административному иску Ч.Ю.В. к администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, выслушав объяснения представителя административного истца Ч.Ю.В. - адвоката Ш.Д.А. (по ордеру), судебная коллегия
установила:
Ч.Ю.В. обратился в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконным уведомление администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга от "дата" N... об отказе в предоставлении государственной услуги по постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В этом же иске Ч.Ю.В. просил признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права Ч.Ю.В. просил возложить на администрацию Василеостровского района Санкт-Петербурга обязанность принять его на указанный вид учёта.
В обоснование поданного в суд иска Ч.Ю.В. ссылался на то обстоятельство, что обратился в администрацию Василеостровского района Санкт-Петербурга с заявлением о принятии его на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, однако решением названной районной администрации от "дата" в принятии на учёт было отказано с указанием на отсутствие в числе представленных истцом документов правоустанавливающих документов на занимаемое жилое помещение, сведений о жилищной обеспеченности и сведений о доходах и налогооблагаемом имущества на заявителя и членов его семьи за 12 месяцев, предшествующих обращению.
По мнению Ч.Ю.В, решение администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга является незаконным, поскольку указанные документы районная администрация может получить посредством направления запросов в порядке межведомственного взаимодействия.
Определением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга, внесённым в протокол судебного заседания от 21 декабря 2020 года, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен сын Ч.Ю.В. - Ч.А.Ю. (л.д. 111).
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 21 января 2021 года, административный иск Ч.Ю.В. удовлетворён частично - признано незаконным решение администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга, изложенное в уведомлении от "дата", об отказе в предоставлении государственной услуги - ведение учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в части отказа в связи с не предоставлением правоустанавливающих документов на занимаемое жилое помещение и сведений о жилищной обеспеченности, сведений о доходах и налогооблагаемом имуществе на членов семьи.
В удовлетворении остальной части требований административного иска Ч.Ю.В. отказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам.
Со стороны Ч.Ю.В. решение суда первой инстанции в апелляционном порядке не обжалуется.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя административного истца, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения в части.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Согласно справке о прописке, оформленной "дата", Ч.Ю.В. с "дата" зарегистрирован по месту жительства в десятикомнатной коммунальной квартире "адрес" (л.д. 34).
Совместно с истцом зарегистрированы по месту жительства в указанном жилом помещении бывшая супруга истца - Ч.И.Д. и сын - Ч.А.Ю.
Семья истца занимает в квартире одну комнату жилой площадью 11, 52 кв.м. (л.д. 35).
Указанная квартира представлена С.И.В. на основании решения Исполнительного комитета Василеостровского районного Совета народных депутатов г. Ленинграда от "дата" N... ; истец и его сын вселены в данную квартиру в качестве членов семьи нанимателя (л.д. 54).
"дата" Ч.Ю.В. через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обратился в администрацию Василеостровского района Санкт-Петербурга с заявлением о принятии его на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 40-41).
Письмом администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга от "дата" N... Ч.Ю.В. уведомлен об отказе в принятии его на указанный вид учёта со ссылкой на основание, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации", - не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 названного Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Из этого же письма районной администрации следует, что Ч.Ю.В. не представлены правоустанавливающие документы на занимаемое жилое помещение, сведения о жилищной обеспеченности и сведений о доходах и налогооблагаемом имущества на себя и членов своей семьи за 12 месяцев, предшествующих обращению (л.д. 30).
Удовлетворяя административный иск Ч.Ю.В. в части, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что приведенные районной администрацией в оспариваемом решении обстоятельства, не могли служить основанием для отказа Ч.Ю.В. в предоставлении государственной услуги по постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Данный вывод суда первой инстанции нельзя признать правильным.
Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 этого же Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в таких жилых помещениях; при этом малоимущими гражданами в целях обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Статьей 54 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен закрытый перечень оснований для отказа в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 этого же Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
В силу части 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Отношения, связанные с учётом граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлением таких жилых помещений в Санкт-Петербурге регулируются Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга о порядке ведения учёта граждан).
Согласно пункту 2 статьи 1 названного выше Закона Санкт-Петербурга, на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане без определённого места жительства, признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, а также признанные малоимущими по основаниям, установленным статьей 2 этого же Закона Санкт-Петербурга.
Порядок принятия на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен статьёй 7 указанного Закона.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга о порядке ведения учёта граждан, для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях гражданин и члены его семьи представляют в уполномоченный орган, в том числе, документы, содержащие сведения об обеспеченности жилыми помещениями; документы, содержащие сведения о доходах заявителя и членов его семьи за двенадцать месяцев, предшествующих обращению для принятия на учет; документы, содержащие сведения о стоимости находящегося в собственности заявителя и членов его семьи имущества, подлежащего налогообложению (для граждан, признанных малоимущими по основаниям, установленным в статье 2 настоящего Закона Санкт-Петербурга).
Аналогичное требование установлено в пункте 2.6.1.1 Административного регламента предоставления государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, утвержденным Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2017 N 536-р.
Таким образом, нормами Закона Санкт-Петербурга о порядке ведения учёта граждан, а также Административным регламентом прямо предусмотрена обязанность гражданина по предоставлению документов, содержащих сведения о доходах и наличии имущества, как самого заявителя, так и членов его семьи, а также сведения об обеспеченности их жилыми помещениями в целях проверки возможности отнесения такого гражданина к категории малоимущих.
В силу части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 ЖК Российской Федерации. К ним относятся: супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии. Решая вопрос о возможности признания иных лиц членами семьи нанимателя (например, лица, проживающего совместно с нанимателем без регистрации брака), суду необходимо выяснить, были ли эти лица вселены в жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя или в ином качестве, вели ли они с нанимателем общее хозяйство, в течение какого времени они проживают в жилом помещении, имеют ли они право на другое жилое помещение и не утрачено ли ими такое право.
При обращении Ч.Ю.В. с заявлением о принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, в отношении занимаемого им жилого помещения представлены следующие документы: справка о регистрации по месту жительства (прописке), справка о характеристике жилого помещения, копия решения Василеостровского райисполкома г. Ленинграда о предоставлении жилой площади от "дата" N... С.И.В.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга, принятым "дата" по делу N.., установлено, что указанная квартира представлена С.И.В. (бывшей супруге истца) на основании решения Исполнительного комитета Василеостровского района г. Ленинграда от "дата" N... ; истец и его сын - Ч.А.Ю. вселены в данную квартиру в качестве членов семьи нанимателя (л.д. 54).
Таким образом, все лица, зарегистрированные и проживающие в жилом помещении, вселены в жилое помещение с согласия нанимателя в качестве членов его семьи.
Каких-либо бесспорных и достоверных доказательств того, что проживающие в квартире лица, в том числе сын истца - Ч.А.Ю, не являются членами одной семьи и ведут раздельное хозяйство, таких как соглашения о раздельной оплате жилья и коммунальных услуг или судебного решения, которым было бы установлено наличие таких отношений между родственниками, вследствие которых предоставление документов, требуемых в соответствии с Административным регламентом, для Ч.А.Ю. можно было бы признать затруднительным или невозможным, истцом в районную администрация, в суд первой и апелляционной инстанции не представлено.
Напротив, решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга, принятым "дата" по делу N.., установлено, что члены семьи нанимателя Ч.И.Д. надлежащим образом исполняют свои обязанности, вытекающие из договора социального найма (л.д. 54).
Поскольку Ч.Ю.В. сохраняет регистрацию места жительства по адресу места жительства Ч.И.Д. и Ч.А.Ю, постольку в силу приведённого выше положения Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, последние обоснованно признаны жилищной комиссией лицами, сведения об имущественном положении которого, включая правоустанавливающие документы в отношении квартиры "адрес", должны были представляться истцом в районную администрацию в целях разрешения вопроса о принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Вместе с тем, в отношении бывшей супруги и сына, являющихся членами семьи Ч.Ю.В, административным истцом предусмотренные статьёй 7 Закона Санкт-Петербурга о порядке ведения учёта граждан и пунктом 2.6.1.1 Административного регламента, документы, содержащие сведения о доходах заявителя и членов его семьи за двенадцать месяцев, предшествующих обращению, в целях рассмотрения вопроса о постановке истца на жилищный учет как малоимущего не представлено.
При этом, в случае невозможности предоставления указанных сведения в отношении членов семьи, Ч.Ю.В. в нарушение приведенных правовых норм, не представлены сведения об имущественном положении непосредственно только в отношении себя лично.
Обязанность предоставления документов, подтверждающих право состоять на учёте возложена на гражданина, обращающегося с заявлением о принятии его на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств препятствующих получению сведений о жилищной обеспеченности, а также о доходах и налогооблагаемом имуществе на себя и членов семьи, совместно проживающих с истцом, Ч.Ю.В. не представлено.
При этом, вопреки доводам Ч.Ю.В, Законом Санкт-Петербурга о порядке ведения учёта граждан, предусмотрено, что сведения о доходах, и подлежащем налогообложению имуществе предоставляются непосредственно гражданином, обратившимся с заявлением о предоставлении государственной услуги "Ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Пунктом 2.7 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих услугу, иных государственных органов либо подведомственных государственным органам организаций.
В данный Перечень сведения о доходах, и подлежащем налогообложению имуществе гражданина не входят.
Неисполнение Ч.Ю.В. обязанности предоставления указанных документов, в силу пункта 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 2.9 Административного регламента, правильно расценивалось жилищной комиссией районной администрации в качестве обстоятельств, служащих основанием для отказа в предоставлении государственной услуги, в связи с чем, правовых оснований для признания незаконным такого решения администрации, у суда первой инстанции не имелось.
Принимая во внимание приведённые выше обстоятельства, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значения для дела (пункты 1, 4 части 2 статьи 310 КАС Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 21 января 2021 года по делу N 2а-1095/2021, в части признания незаконным решения администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга от 09 августа 2020 года об отказе в принятии Ч.Ю.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отменить.
В удовлетворении административного иска в указанной части требований Ч.Ю.В. отказать.
В остальной части решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 21 января 2021 года, оставить без изменения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.