Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Щуровой А.Н, судей Наприенковой О.Г, Маркатюк Г.В, с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Смирновой Я.Е, при ведении протокола помощником судьи Яковлевой Е.О, заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Щуровой А.Н. гражданское дело по иску прокурора Свердловского района г. Красноярска в интересах Узельдингер Ксении Васильевны к администрации г. Красноярска о предоставлении жилого помещения, по апелляционной жалобе представителя администрации г. Красноярска Попандопуло Д.Н.
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 9 июля 2021 года, которым постановлено:
"Иск прокурора Свердловского района г. Красноярска удовлетворить.
Возложить на администрацию г. Красноярска обязанность предоставить Узельдингер Ксении Васильевне на территории г. Красноярска благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, исходя из нормы предоставления и требований, установленных п.24 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N12-961 "О защите прав ребенка".".
Заслушав докладчика, судебная коллегия, УСТАНОВИЛА:
Прокурор Свердловского района г. Красноярска, действуя в интересах Узельдингер К.В, обратился с исковыми требованиями к администрации г. Красноярска о предоставлении изолированного, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Требования мотивированы тем, что Узельдингер К.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа от 22 июня 2015 года включена в краевой список для получения жилья на территории г. Красноярска, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
Ссылаясь на положения Федерального Закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 года N12-961 "О защите прав ребенка", прокурор просил возложить на ответчика обязанность предоставить Узельдингер К.В. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Красноярска Попандопуло Д.Н. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что предоставление жилых помещений рассматриваемой категории лиц осуществляется за счет субвенций и в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком. Полагает, что предоставление истцу жилого помещения вне очереди нарушит законные интересы лиц, состоящих на учете, включенных в список нуждающихся ранее, ответчиком права истца не нарушены. Кроме того, указывает, что п.п.2 п.2 ст.57 ЖК РФ, ранее предусматривающий право граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное предоставление жилого помещения с 1 января 2013 года признан утратившим силу.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Свердловского района г. Красноярска Чепелева Н.Г. с доводами апелляционной жалобы не соглашается, ссылаясь на то, что все установленные законом условия для получения жилья были соблюдены, однако до настоящего времени жильем Узельдингер К.В. не обеспечена.
Представители администрации г. Красноярска, Министерства образования Красноярского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, не возражали о рассмотрении дела в их отсутствие, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в силу положений ч.3 ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, заслушав Узельдингер К.В. и прокурора прокуратуры Красноярского края Смирнову Я.Е, возражавших против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9).
Статья 1 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года N9-4225 "О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" предусматривает наделение исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со ст.17 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 года N12-961 "О защите прав ребёнка" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.
Согласно ст.17 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 года N12-961"О защите прав ребенка" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению, поданному в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, достигшими возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, прохождения военной службы по призыву, отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п.24 указанной статьи жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом. Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров.
Из материалов дела следует, что Узельдингер (до заключения брака 5 июля 2019 года - Моисеева) К.В. 11 апреля 1999 года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку признана таковой постановлением главы Партизанского района Красноярского края от 23 октября 2003 года N263-п.
Постановлением главы Партизанского района Красноярского края от 24 октября 2003 года N264-п, с учетом изменений от 6 апреля 2015 года, над Моисеевой К.В. установлена опека, опекуном назначена Маркова В.М.
Мать Моисеевой К.В. Свиридова (Моисеева) Т.М. лишена родительских прав решением Партизанского районного суда Красноярского края от 5 декабря 2003 года, сведения об отце Моисееве В.В. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.
Решением комиссии Министерства образования Красноярского края от 22 июня 2015 года Узельдингер К.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения на территории г. Красноярска.
Согласно свидетельству N2735 о регистрации по месту пребывания Узельдингер К.В. на срок с 17 сентября 2019 года по 17 сентября 2022 года зарегистрирована по адресу: "адрес"
Согласно справке ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и уведомлению Управления Росреестра по Красноярскому краю за Узельдингер К.В. объектов недвижимости на праве собственности или ином вещном праве не зарегистрировано.
Возлагая на администрацию г. Красноярска обязанность по предоставлению Узельдингер К.В. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец имеет право на предоставление жилого помещения в соответствии с законодательством о дополнительных гарантиях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в возрасте до 18 лет она осталась без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет заявила о своём намерении получить гарантированную государством меру социальной поддержки в виде обеспечения жильем, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в Министерстве образования Красноярского края, на момент подачи иска достигла установленного законом возраста. Обязанность по предоставлению жилого помещения в соответствии с нормами законодательства возложена на органы местного самоуправления, однако данная обязанность ответчиком не исполнена.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы об отсутствии нарушения прав истца со стороны ответчика, судебная коллегия не принимает, поскольку из материалов дела следует, что Узельдингер К.В. имеет право на предоставление жилого помещения как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, включена в соответствующий список Министерством образования Красноярского края, однако возложенная на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению жилого помещения не исполнена.
Ссылки жалобы на то, что исполнение обязанности государства по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями не может быть возложено на органы местного самоуправления при отсутствии соответствующего финансирования, повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которыми у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении прав иных лиц, состоящих в очереди на предоставление жилого помещения согласно списку, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку обращение в суд с данным иском является допустимым выбранным способом защиты нарушенного права Узельдингер К.В. на обеспечение ее жилым помещением, которое не зависит от наличия такого права у других лиц данной категории. Оснований полагать, что со стороны истца имело место злоупотребление правом, не имеется. Реализация указанного права Узельдингер К.В. не может быть поставлена в зависимость от каких-либо условий, в том числе отсутствия надлежащего финансирования, а также наличия или отсутствия других лиц, стоящих в очереди на получение жилого помещения и обладающих аналогичным правом.
В связи с этим указание в апелляционной жалобе на то, что п.п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, ранее предусматривающий право граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное предоставление жилого помещения, с 1 января 2013 года признан утратившим силу, не принимается во внимание судебной коллегией.
Таким образом, суд первой инстанции, рассматривая дело, в полном объеме определилобстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права. Выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, оценка представленным в материалы дела доказательствам дана судом в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела. Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 9 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Красноярска Попандопуло Д.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий: А.Н. Щурова
Судьи: О.Г. Наприенкова
Г.В. Маркатюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.