Судебная коллегия 1-го Восточного окружного военного суда в составе:
председательствующего Давыдова Д.А, судей Агапова А.А, Пестрикова О.В, при секретаре судебного заседания Погосян Т.А, с участием представителя административного истца - Илюхина Р.Н, рассматривая в открытом судебном заседании административное дело N по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - федерального государственного автономного учреждения " "данные изъяты"" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФИО2 "Росжилкомплекс") - Хиловой Е.А. на решение Белогорского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Лобас Натальи Викторовны об оспаривании действий начальника территориального отдела " "данные изъяты" "Росжилкомплекс", отказавшего административному истцу в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства в "адрес".
Заслушав доклад председательствующего, изложившего обстоятельства дела, содержание принятого решения, доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, объяснения представителя административного истца, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Лобас Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором она оспорила ответ на ее обращение начальника территориального отдела " "данные изъяты" "Росжилкомплекс" от ДД.ММ.ГГГГ (исх. N) в части отказа в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства в "адрес".
В целях восстановления прав административный истец просила суд возложить на административного ответчика обязанность отозвать оспариваемый ответ и рассмотреть вопрос о предоставлении ей установленным порядком жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в "адрес".
Решением гарнизонного военного суда административное исковое заявление удовлетворенно.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение отменить в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представитель административного ответчика привела обстоятельства дела и сослалась на положения п.п. 18 и 19 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Представитель административного ответчика полагает, что Лобас Н.В, принятая на учет для обеспечения жилым помещением по избранному постоянному месту жительства в "адрес", изменила ранее избранное постоянное место жительства на "адрес", поэтому вправе претендовать на обеспечение жилым помещением только в форме субсидии на строительство для приобретения или строительства жилого помещения (далее -жилищной субсидии).
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец указала, что полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку жилищная субсидия является самостоятельной формой жилищного обеспечения, размер которой не зависит от места приобретения или строительства жилого помещения. Состоя на жилищном учете для получения жилищной субсидии, она вправе изменить форму обеспечения жилым помещением и претендовать на предоставление непосредственно жилого помещения. В связи с этим положения п. 19 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", направленные на предотвращение злоупотребления правом, распространяются только на военнослужащих, состоящих на жилищном учете для предоставления им непосредственно жилых помещений. В связи с этим, по мнению административного истца, апелляционная жалоба представителя административного ответчика не подлежит удовлетворению.
Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, проверив и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Лобас Н.В. заключила первый контракт о прохождении военной службы в сентябре 2008 года и с этого времени проходит военную службу по контракту в "адрес". В силу абзацев четвертого и седьмого ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" административный истец относится к категории военнослужащих, которые на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями. Общая продолжительность военной службы Лобас Н.В. составила боле 11 лет.
ДД.ММ.ГГГГ Лобас Н.В. обратилась к начальнику 2 отдела федерального государственного казенного учреждения " "данные изъяты"" Министерство обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Востокрегионжилье") с заявлением принятии ее на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии со ст. 52 ЖК РФ. Дополнительно она сообщила, что жилое помещение планирует приобрести в "адрес" путем получения жилищной субсидии.
Решением начальника 2 отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" от ДД.ММ.ГГГГ N Лобас Н.В. принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, учетной категорией (очередник по избранному постоянному месту жительства "адрес" (получение жилищной субсидии)) с ДД.ММ.ГГГГ составом семьи три человека (с учетом детей ДД.ММ.ГГГГ г.р.).
ДД.ММ.ГГГГ данное решение было направлено административному истцу и разъяснено, что в целях оформления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения ей надлежит представить соответствующие документы.
ДД.ММ.ГГГГ Лобас Н.В. предоставила во 2 отдел ФГКУ "Востокрегионжилье" заявление о перечислении жилищной субсидии и договор об открытии банковского счета, после чего в Единый реестр военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, были внесены соответствующие изменения.
ДД.ММ.ГГГГ с Лобас Н.В, достигшей предельного возраста пребывания на военной службе ДД.ММ.ГГГГ, заключен контракт о прохождении военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 3 ст. 49 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, может заключаться новый контракт о прохождении военной службы в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.
Согласно подп. "а" п. 3 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в том числе при истечении срока, на который ему продлена военная служба в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 49 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в течение указанного срока при нежелании продолжать военную службу (подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона).
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в территориальный отдел " "данные изъяты" "Востокрегионжилье" с заявлением об изменении постоянного места жительства после увольнения с военной службы с "адрес", а также формы обеспечения жилым помещением (с жилищной субсидии на предоставление непосредственно квартиры).
ДД.ММ.ГГГГ сообщением начальника территориального отдела " "данные изъяты" "Росжилкомплекс" N Лобас Н.В. отказано в изменении ранее избранного места жительства и формы обеспечения жилым помещением.
В силу абзацев первого и двенадцатого п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебным жилым помещением, признанным нуждающимся в жилых помещениях, при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на таковой, при общей продолжительности пребывания на военной службе 10 лет и более, предоставление федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, жилищной субсидии или жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма.
Согласно абзацу тринадцатому той же статьи военнослужащие-граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, действовали до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п. 3 данных Правил для признания у военнослужащего в соответствии с абзацем двенадцатым п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" права на получение жилого помещения по избранному месту жительства военнослужащий подает в заявление по форме согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства.
С ДД.ММ.ГГГГ действуют новые Правила признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Как следует из п. 4 названных Правил для военнослужащих, имеющих в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, в заявлении о признании нуждающимся в жилом помещении, подаваемом по форме согласно приложению, также предусмотрено указание избранного места жительства.
В соответствии с абзацем девятнадцатым п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения гражданам, указанным в абзаце двенадцатом настоящего пункта, устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых предусмотрена военная служба.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.
В соответствии с п. 1 названной Инструкции для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемым по договору социального найма (далее именуются - нуждающиеся в жилых помещениях), они подают заявление по рекомендуемому образцу согласно приложению N Инструкции.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащими - гражданами Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы.
В силу п. 1 названного Порядка им урегулированы вопросы предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам, указанным в абзаце двенадцатом п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", признанным нуждающимся в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации.
Из приведенных положений нормативных правовых актов следует, что избранию увольняющимся военнослужащим формы обеспечения жилым помещением (предоставление жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма, либо же предоставление жилищной субсидии) предшествует разрешение соответствующим жилищным органом вопроса признания такого военнослужащего нуждающимся в жилом помещении непосредственно в указанном им избранном постоянном месте жительства.
В связи с этим Лобас Н.В, подав заявление по рекомендуемому образцу согласно приложению N Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, указала в качестве избранного постоянного места жительства "адрес".
Согласно п. 18 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему-гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз.
В соответствии с п. 19 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
В связи с изложенным Лобас Н.В, избравшей в ДД.ММ.ГГГГ в качестве места жительства для предоставления жилого помещения "адрес", а затем в ДД.ММ.ГГГГ изъявившей желание изменить ранее избранное место жительства на "адрес" подлежит предоставлению жилищная субсидия. Какой-либо специальной нормы права, предусматривающей различный подход к реализации военнослужащими, изменившими ранее избранное постоянное место жительства в целях обеспечения жильем, жилищный прав в зависимости от избранной ранее формы реализации такого права в действующем законодательстве не содержится.
Таким образом, вывод суда о том, что поскольку административный истец имела намерение реализовать свое право на обеспечение жилым помещением в "адрес" путем получения жилищной субсидии, то она вправе претендовать в "адрес" на предоставление непосредственно жилого помещения, основан на неправильном применении норм материального права.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия полагает, что оспариваемый ответ начальника территориального отдела "данные изъяты" "Росжилкомплекс" в части отказа Лобас Н.В. в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по избранному постоянному местожительства в "адрес" соответствует п. 19 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". В связи с этим решение суда первой инстанции представляется необходимым отменить с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
С учетом изложенного руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, п. 4 ч. 2 ст. 310 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Белогорского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению Лобас Натальи Викторовны об оспаривании решения начальника территориального отдела " "данные изъяты")" Министерства обороны Российской Федерации, связанного с отказом в изменении избранного после увольнения с военной службы постоянного места жительства и формы обеспечения жилым помещением, отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Принятый по делу судебный акт может быть обжалован в кассационном порядке в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Отложить срок составления апелляционного определения в окончательной форме до ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.