Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи:
Подлесной И.А.
судей:
Синани А.М, Чистяковой Т.И.
при секретаре:
Калиниченко В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Кравченко Светланы Николаевны к Департаменту социальной политики администрации города Ялта Республике Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности принять решение о выплате социального пособия на детей, по апелляционной жалобе Кравченко Светланы Николаевны на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 08 июля 2021 года, УСТАНОВИЛА:
Кравченко С.А. предъявила к Департаменту социальной политики Администрации гор. Ялта иск о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении пособия на детей ФИО8 и ФИО9; возложении обязанности произвести расчет среднедушевого дохода членов семьи с учетом расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и выплатить социальное пособие на детей в возрасте от 3 до 7 лет за весь 2020 год.
Требования мотивированы тем, что ее семья является многодетной; ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Департамент социальной политики Администрации гор. Ялты с заявлением о назначении социального пособия на детей; уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ была извещена об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с превышением среднедушевого дохода на каждого члена семьи установленной величины прожиточного минимума на душу населения. При этом, доходы семьи Департаментом были рассчитаны исходя из валового дохода, без учета расходов, произведенных в связи с предпринимательской деятельностью, и без осуществления которых ведение предпринимательской деятельности было бы невозможно как то - арендная плата, закупка товара, приобретение кассового аппарата и т.п. Действия и решения ответчика противоречат Постановлению Правительства РФ от 31 марта 2020 года N 384, ст. 346.52 НК РФ, разъяснениям Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России и Министерства Финансов Российской Федерации, изложенным соответственно в письмах от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N, из содержания которых следует, что расчет дохода индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, в целях назначения мер социальной поддержки следует производить из дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением указанной системы налогообложения. Книга доходов и расходов была предоставлена в Департамент социальной политики гор. Ялта и безосновательно не учитывалась при определении права истца на получение социального пособия.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 08 июля 2021 года в удовлетворении исковых требований Кравченко Светланы Николаевны к Департаменту социальной политики администрации города Ялта Республике Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности принять решение о выплате социального пособия на детей отказано. В апелляционной жалобе Кравченко С.И. просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные ею требования, проводя доводы, аналогичные изложенным в иске.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Кравченко С.Н. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя; осуществляла в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предпринимательскую деятельность с применением патентной системы налогообложения (л.д. 78, 79, 85). Согласно справки УФНС России по РК от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ ФИО14 применяет упрощенную систему налогообложения (УСН) с объектом налогообложения "доходы"; согласно предоставленной декларации по УСН за 2020 год сумма дохода составила "данные изъяты" (л.д. 95)
В состав семьи Кравченко С.Н. входит ее супруг ФИО11, дети: ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 80-84).
Вышеизложенные факты Департаментом при рассмотрении дела не оспаривались.
ДД.ММ.ГГГГ Кравченко С.Н. обратилась в Департамент социальной политики Администрации гор. Ялты с заявлением о назначении социального пособия на детей.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Департамента социальной политики Администрации гор. Ялты Кравченко С.Н. извещена о том, что в предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет отказано в связи с тем, что СДД превышает величину прожиточного минимума на душу населения (л.д. 10).
В письменных возражениях на иск Департамент социальной политики указал, что Советом Министров Республики Крым от 30.04.2020 года утвержден Порядок определения состава и среднедушевого дохода семьи, обратившейся за назначением ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, условий её назначения, осуществления и прекращения, которым предусмотрено,, что при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются доходы от предпринимательской деятельности. При этом, только 5.04.2021 года в указанный Порядок внесен пункт 15, в соответствии с которым индивидуальный предприниматель вправе предоставить сведения о доходах за вычетом расходов. Таким образом, на момент обращения Кравченко С.Н. с заявлением о назначении и выплате социального пособия Департамент не имел оснований для расчета дохода семьи за вычетом расходов, произведенных в связи с осуществлением предпринимательской деятельности (л.д. 97).
Таким образом, суть разногласий между сторонами заключается в порядке исчисления СДД в период до ДД.ММ.ГГГГ.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления (в пределах доводов апелляционной жалобы), судебная коллегия учитывает следующее.
На момент обращения, в соответствии с Законом Республики Крым от 6 апреля 2020 года N 53-ЗРК/2020 "О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно" Советом Министров Республики Крым было принято постановление от 30 апреля 2020 г. N 253 "Об утверждении Порядка определения состава и среднедушевого дохода семьи, обратившейся за назначением ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, условий ее назначения, осуществления и прекращения", действовавшее в соответствующей редакции.
В соответствии с пунктом 6 Постановления СМ РК от 30.04.2020 года N 253 (в редакции, действовавшей на момент обращения истца в орган соцзащиты), при расчете среднедушевого дохода семьи учитывается такой вид доходов семьи, полученных в денежной форме, как доходы от предпринимательской деятельности и от осуществления частной практики.
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 05.04.2021года N 207 "О внесении изменений в Постановление СМ РК от 30.04.2020года N 253 введена в действие новая редакция Порядка определения состава и среднедушевого дохода семьи, обратившейся за назначением ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, условий ее назначения, осуществления и прекращения. В пункте 2 Постановления СМ РК N 207 оговорено, что постановление (данная редакция Порядка) распространяется на правоотношения, возникшие с 1.04.2021года, за исключением абз. 5 и 6 подп. 5 п. 17 Порядка.
В соответствии с п. 15 Порядка, в редакции действующей с 1.04.2021года, В случае если заявитель или члены его семьи получили доходы, определенные в подпункте 10 пункта 14 настоящего Порядка, осуществляя свою деятельность с применением упрощенной системы налогообложения (в случае, если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы), системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентной системы налогообложения, заявитель или члены его семьи вправе представить документы (сведения) о доходах за вычетом расходов в сроки, установленные пунктами 9 и 10 настоящего Порядка.
При этом, нельзя не учитывать, что необходимость внесения изменений в Постановление СМ РК от 30.04.2020 года оговорена в преамбуле Постановления СМ РК от 5.04.2021года N 207 тем, что Постановлением Правительства РФ от 31.03.2021года N 489 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 31.03.2020 года N 384.
В соответствии с подпунктом "ф" пункта 13 постановления Правительства РФ N384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении", одновременно с заявлением, заявителем предоставляются в зависимости от сложившейся у него жизненной ситуации документы (сведения): о размере доходов от занятий предпринимательской деятельностью.
Согласно п. 21, 24 Постановления Правительства РФ от 31.03.2020 N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении", в редакции постановления Правительства РФ от 31ю03.2021года N 489, при расчете среднедушевого дохода членов семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме: подп. "л" - доходы от предпринимательской деятельности (п. 21).
Доходы, определенные в подпунктах "и" - "н" пункта 21 настоящих основных требований, учитываются как одна двенадцатая суммы дохода, полученного в течение налогового периода, умноженная на количество месяцев, вошедших в расчетный период.
В случае если заявитель или члены его семьи получили доходы, определенные в подпункте "л" пункта 21 настоящих основных требований, осуществляя свою деятельность с применением упрощенной системы налогообложения (в случае, если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы), системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентной системы налогообложения, заявитель или члены его семьи вправе представить документы (сведения) о доходах за вычетом расходов в сроки, установленные пунктами 13(1) и 13(2) настоящих основных требований. В таком случае уполномоченный орган при расчете среднедушевого дохода семьи использует документы (сведения), представленные заявителем или членами его семьи.
В случае если в информации, представленной в рамках межведомственного электронного взаимодействия, отсутствуют сведения о доходах, указанных в подпунктах "л" и "н" пункта 21 настоящих основных требований, полученных в течение налогового периода, учитываются доходы, документы (сведения) о которых представлены заявителем или членами его семьи в соответствии с пунктом 13 и абзацем вторым настоящего пункта за расчетный период (п. 24).
В типовой форме заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно Заявитель с целью уточнения среднедушевого дохода семьи вправе представить документы, подтверждающие: сумму дохода от занятий предпринимательской деятельностью, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе созданного без образования юридического лица, и дохода от осуществления частной практики в период, за который рассчитывается среднедушевой доход семьи; сумму дохода за вычетом расходов от деятельности с применением упрощенной системы налогообложения (в случае, если гражданин выбрал в качестве объекта налогообложения доходы), системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентной системы налогообложения в период, за который рассчитывается среднедушевой доход семьи (раздел 10).
Согласно ст. 128 и п. 2 ст. 130 ГК РФ деньги являются объектом гражданских прав и признаются имуществом. Конституционный суд РФ в постановлении от 17.12.1996 N 20-П разъяснил, что гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем, использует свое имущество не только для занятия предпринимательской деятельностью, но и в качестве собственно личного имущества, необходимого для осуществления неотчуждаемых прав и свобод.
Малоимущей считается семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"). Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода, утвержден Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 N 512. В подпункте "ж" п. 1 этого перечня значатся доходы от занятий предпринимательской деятельностью.
Минфин России в письме от 31.01.2013 N 03-11-10/1925 разъяснил, что в целях назначения мер социальной поддержки расчет дохода индивидуального предпринимателя, применяющего УСН, следует производить исходя из дохода от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением данного спецрежима.
В частности разъяснено, что согласно ст. 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход устанавливается Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 1 ст. 346.29 Кодекса установлено, что объектом налогообложения для применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход признается вмененный доход налогоплательщика.
Согласно ст. 346.27 Кодекса под вмененным доходом понимается потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога на вмененный доход, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога на вмененный доход по установленной ставке.
Базовой доходностью является условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода.
Соответственно, налогоплательщик единого налога на вмененный доход рассчитывает данный налог исходя из вмененного дохода, то есть потенциально возможного дохода, а не фактически полученного дохода в связи с осуществлением одного из видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 346.26 гл. 26.3 Кодекса.
В связи с этим способ определения вмененного дохода налогоплательщика единого налога на вмененный доход не может использоваться при определении его дохода в целях назначения мер социальной поддержки органами социальной защиты населения.
Таким образом, в целях назначения мер социальной поддержки органами социальной защиты населения расчет дохода индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность, облагаемую единым налогом на вмененный доход, должен осуществляться исходя из дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением указанной системы налогообложения.
Расчет дохода индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в целях назначения мер социальной поддержки также следует производить исходя из дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением указанной системы налогообложения.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ N 03-11-10/44552 Министерство финансов РФ уточнило, что в целях назначения мер социальной поддержки органами социальной защиты населения доходы индивидуальных предпринимателей и произведенные ими расходы определяются применительно к Разъяснениям о порядке применения подпункта "з" пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 841 (приказ Минтруда России, Минфина России и Минобразования России от 29 ноября 2013 г. N N N 703н; 112н; 1294).
То есть, для целей получения социальной поддержки доходом предпринимателя считается не сумма поступлений денежных средств на расчетный счет, а разница между доходами от предпринимательской деятельности и расходами, связанными с ее осуществлением.
Несмотря на то, что Постановление СМ РК N 253, в редакции постановления от 14.12.2020 N 786, действовавшей на момент обращения Кравченко С.Н. с заявлением о назначении пособия и принятия Департаментом решения, вышеуказанного пункта 15 не содержало, однако доход от предпринимательской деятельности, учитываемый при расчете СДД семьи предпринимателя, рассчитывался не иначе как "чистый" доход.
Так, еще до внесения названных изменений в пункт 15 Постановления СМ РК N253, обусловленных внесением изменений в Постановление Правительства РФ от 31.03.2021года N489, из содержания нормативных актов и их толкования, приведенного в разъяснительных письмах органов государственной исполнительной власти, следовало, что при учете доходов предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, в целях признания их малоимущими и назначения в связи с этим государственной социальной помощи, принимается во внимание разница между доходами от предпринимательской деятельности и расходами, связанными с ее осуществлением.
Таким образом, урегулирование на региональном нормативном уровне данного вопроса, по сути восполнило правовой пробел, ранее преодолевавшийся практикой правоприменения, то есть с помощью системного толкования действующих норм Налогового кодекса РФ, а также смысла, целей, направленности федерального и регионального законодательства в сфере социального обеспечения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает вывод суда первой инстанции о том что до внесения изменений (дополнения пунктом 15) в постановление СМ РК N 253, при определении СДД семьи не должны были учитываться подтвержденные в установленном порядке расходы предпринимателя, ошибочным.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что требования истца о возложении на ответчика обязанности вынести решение о выплате социального пособия на детей, не подлежащим удовлетворению поскольку в соответствии с ЗРК от 6.04.2020 года N 53-ЗРК решение данного твопроса является компетенцией Департамента, и должно быть основано на оценке предоставленных предпринимателем документов о доходах и расходах, связанных с предпринимательской деятельностью.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Руководствуясь статьей 328, статьями 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 08 июля 2021 года - отменить.
Иск Кравченко Светланы Николаевны удовлетворить частично.
Признать незаконным и подлежащим отмене решение Департамента социальной политики администрации города Ялта Республике Крым об отказе в назначении денежной выплаты на детей, оформленное в виде уведомления от ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на Департамент социальной политики администрации города Ялта Республике Крым обязанность произвести расчет среднедушевого дохода членов семьи Кравченко Светланы Николаевны с учетом документов (сведений) о доходах, полученных от осуществления предпринимательской деятельности с применением упрощенной системы налогооблажения (в случае если в качестве объекта налогооблажения выбраны доходы), системы нологооблажения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности патентной системы налогооблажения, за вычетом расходов, связанных с осуществлением указанной деятельности.
В остальной части в иске Кравченко Светлане Николаевне отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.