Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Жидковой О.В, Широковой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ ИК-5 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, кассационное представление прокурора Санкт-Петербурга на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 05 апреля 2021 года по административному исковому заявлению ФКУ ИК-5 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области к Маркочев П.Л. об установлении административного надзора.
По первой инстанции решение вынесено Колпинским районным судом Санкт-Петербурга 14 декабря 2020 года номер дела 2а-3443/2020
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя ФКУ ИК-5 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Понасенко А.С, прокурора Поповой Е.В, поддержавших доводы кассационной жалобы и кассационного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный истец ФКУ ИК-5 УФСИН России по г. Санкт- Петербургу и Ленинградской области обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Маркочева П.Л, 15 ноября 1989 года рождения, на срок 3 года со следующими административными ограничениями:
запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток;
запретить выезд за пределы г. Санкт-Петербурга;
обязать являться два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 14.12.2020 по административному делу N 2а-3443/2020 удовлетворен административный иск ФКУ ИК-5 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в отношении Маркочева П.Л. установлен административный надзор сроком на 3 года со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания со следующими ограничениями: запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток; запретить выезд за пределы г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области; обязать являться два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 05.04.2021 названное решение суда от 14.12.2020 изменено, резолютивная часть решения дополнена указанием на срок административного надзора, установленного в отношении Маркочева П.Л, исчисляемый со дня постановки его на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания до погашения судимости - 02.03.2024.
Исключен из мер административного надзора запрет Маркочеву П.Л. на выезд за пределы Ленинградской области, в остальной части решение суда оставлено без изменения
На апелляционное определение ФКУ ИК-5 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области подало кассационную жалобу, прокурор Санкт-Петербурга принес кассационное представление, в которых ставится вопрос об его отмене. В обоснование приводятся доводы о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных часть 1 статьи 228, статьи 228.3, части 1 статьи 231, части 1 статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 3 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Судами установлено, что Маркочев П.Л, 15.11.1989 рождения, уроженец г. Ленинграда, приговором Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 22.04.2019 по уголовному делу N 1-33/2019 признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159, ч. 4 ст. 159, ч. 4 ст. 159, ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159, ч. 2 ст. 327, ч. 2 ст. 327, ч. 2 ст. 327, ч. 2 ст. 327 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 4 года без штрафа, без ограничения свободы, и на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ путем полного сложения наказаний по данному приговору и приговору Тушинского районного суда г. Москвы от 26.04.2017 окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 5 лет 6 месяцев без штрафа, без ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Санкт-Петербургского городского суда от 28.01.2020 приговор в отношении Маркочева П.Л. в части осуждения по ч. 2 ст. 327 УК РФ изменен, Маркочеву П.Л. окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 5 лет 4 месяца, без штрафа, без ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Постановлением ФКУ ИК-5 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 28.09.2020 Маркочев П.Л. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Согласно характеристике ФКУ ИК-5 УФСИН России по г. Санкт- Петербургу и Ленинградской области Маркочев П.Л. (начало срока отбытия наказания 04.03.2020, конец срока - 02.03.2021) характеризуется отрицательно, имеет 17 взысканий, 2 поощрения, 28.09.2020 переведен в строгие условия отбывания наказания.
Колпинский районный суд Санкт-Петербурга, приняв во внимание сведения о наличии у осужденного непогашенной судимости за совершение тяжкого преступления и о его поведении в течение всего периода отбывания наказания, усмотрел основания для установления в отношении Маркочева П.Л. административного надзора. Срок надзора определен в 3 года; начало его течения исчисляется со дня постановки названного лица на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции в части дополнения его указанием на установление административного надзора до 02.03.2024 включительно, исходил из того, что Колпинским районным судом Санкт-Петербурга неправильно применены нормы материального права, поскольку установив административный надзор сроком на три года, суд не указал дату начала исчисления срока административного надзора и не определилдату его окончания, что противоречит нижеследующему.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 06.04.2011 N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ).
Согласно ст. 2 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении вышеуказанных лиц на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
По смыслу п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Согласно п. п. 1, 2 ч.1 ст. 11 Федерального закона N 64-ФЗ поднадзорное лицо обязано прибыть в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы; явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы, а также после перемены места жительства или пребывания.
Вместе с тем на момент рассмотрения дела судом первой инстанции Маркочев П.Л. отбывал наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и у суда не имелось возможности установить дату постановки его на учет.
Кроме того, из материалов дела не следует что Маркочев П.Л. встал на учет 02.03.2021, подтверждающих документов не представлено.
Законом для данного случая срок устанавливаемого надзора определен временным периодом 1-3 года, то есть срок устанавливается в годах, что соответствует п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". Устанавливаемый в годах срок позволяет определить окончание срока при том, что начало его течения было указано в решении суда первой инстанции - со дня постановки на учет.
В силу ч. 1, п. "г" ч. 3 ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, по истечении восьми лет после отбытия наказания (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 218-ФЗ).
Маркочев П.Л. совершил преступление, признаваемое ч. 4 ст. 15 УК РФ тяжким. Поэтому его судимость по приговору от 22.04.2019 погашается по истечении 8 лет со дня отбытия срока наказания.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствовали законные основания для ограничения трехлетнего срока административного надзора, исчисление которого связано с днем постановки лица на учет в органе внутренних дел, указанием на конкретную дату - 02.03.2024.
Таки же выводы суда апелляционной инстанции о необходимости исключения из ограничений права выезда Маркочева П.Л. в Ленинградскую область не основаны на законе.
На основании подпункта 1 пункта 7 статьи 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в мотивировочной части решения суда могут содержаться ссылки на постановления и решения Европейского Суда по правам человека, решения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, обзоры судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденные Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики и законности.
Таким образом, суды обязаны руководствоваться разъяснениями судебной практики, данными Верховным Судом Российской Федерации в соответствующих постановлениях Пленума.
Как разъяснено в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Данный пункт не содержит запреты на указание наименования нескольких субъектов Российской Федерации за пределы которых запрещено выезжать лицам, в отношении которых установлен административный надзор.
Поскольку орган, исполняющий наказание, УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области обладает юрисдикцией в отношении обоих субъектов Российской Федерации, указанных в решении суда первой инстанции, выводы Колпинского районного суда Санкт-Петербурга являются правильными.
Апелляционное определение незаконно и подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 05 апреля 2021 года отменить.
Оставить в силе решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга 14 декабря 2020 года по административному исковому заявлению ФКУ ИК-5 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области к Маркочев П.Л. об установлении административного надзора.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 13 сентября 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.