Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Корнюшенкова Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тетериной Г.П. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 15 апреля 2021 года по административному иску Тетериной Г.П. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия.
По первой инстанции решение вынесено Прионежским районным судом Республики Карелия 10 ноября 2020 года номер дела N 2а-599/2020.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
29.06.2020г. Тетерина Г.П, являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером N, обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство) с заявлением о предоставлении в собственность данного земельного участка на основании подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ (без проведения торгов). Решением, оформленным письмом от 28.07.2020г. N 17145/12.4-21, Тетериной Г.П. отказано в предоставлении участка в собственность в связи с невозможностью предоставления данного земельного участка без проведения торгов, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в аренде у Тетериной Г.П, что препятствует осуществлению процедуры предоставления земельного участка, предусмотренной подпунктом 1 пункта 7 статьи 39.18 и подпунктом 7 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ. Полагая, что правовых оснований для отказа в предоставлении ей участка в собственность у административного ответчика не имелось, Тетерина Г.П. просила суд признать указанное решение незаконным, обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение прав.
Решением Прионежского районного суда Республики Карелия 10 ноября 2020 года административный иск удовлетворен. Признано незаконным решение Министерства имущественных и земельных
отношений Республики Карелия, изложенное в письме от 28.07.2020 N 17145/12.4-21. На административного ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем проведения по заявлению Тетериной Г.П. процедуры, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ, в установленные законом сроки.
Апелляционный определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 15 апреля 2021 года указанное решение суда отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении иска отказано.
На апелляционное определение Тетерина Г.П. подала кассационную жалобу, в которой ставится вопрос о его отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Как следует из материалов дела, 24.08.2018 между Министерством и Тетериной Г.П. по итогам аукциона заключен договор аренды земельного участка N 103-м/20, согласно которому арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду сроком на двадцать лет с момента подписания договора земельный участок с кадастровым номером N, площадью 665 кв.м, расположенный в "адрес" Республики Карелия, категория земли - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальные малоэтажные жилые дома с общим количеством этажей не более трех, включая мансардный этаж, и части таких домов, предназначенные для проживания одной семьи с придомовыми участками, предназначенными, в том числе, для ведения подсобного и дачного хозяйства, территориальная зона - Ж.1. Зона застройки индивидуальными жилыми домами, для индивидуальной жилой застройки.
Каких-либо строений, в том числе, индивидуального жилого дома, постройка которого является целью использования данного земельного участка, на земельном участке не имеется.
29.06.2020 Тетерина Г.П. обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении указанного участка в собственность без проведения торгов на основании подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Министерство решением, оформленным письмом от 28.07.2020 N 17145/12.4-21, отказало Тетериной Г.П. в предоставлении земельного участка в собственность в связи с невозможностью осуществления процедуры предоставления земельного участка, установленной статьей 39.18 ЗК РФ, поскольку испрашиваемый земельный участок не может быть предметом аукциона в связи с наличием действующего договора арены с Тетериной Г.П.
Не согласившись с решением Министерства, Тетерина Г.П. 22.09.2020 обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что арендатор земельного участка вправе приобрести арендованный земельный участок в собственность.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия правомерно не согласилась с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно подпункту 2 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.
Таким образом, Тетериной Г.П, являющейся арендатором земельного участка, действительно, не может быть отказано в его предоставлении в собственность без торгов на основании вышеуказанного подпункта.
Однако оспариваемый отказ Министерства не основан на самом по себе факте нахождения земельного участка у Тетериной Г.П. в аренде, а связан с невозможностью в связи с предоставлением испрашиваемого земельного участка в аренду осуществления процедуры предоставления земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства, установленной статьей 39.18 ЗК РФ, в связи с тем, что участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности не может быть предметом аукциона, если он предоставлен, в том числе, на праве аренды, а также отсутствием иных оснований для предоставления земельного участка находящегося в аренде без торгов (например, наличием на нем здания).
Порядок предоставления земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства установлен статьей 39.18 ЗК РФ, которая предусматривает обязанность уполномоченного органа обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (подпункт 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ).
При этом в извещении указывается информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка (подпункт 2 пункта 2 статьи 39.18 ЗК РФ).
То есть уже на стадии опубликования извещения административный орган должен обеспечить саму возможность проведения аукциона по продаже земельного участка.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка.
Однако согласно подпункту 7 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если он предоставлен, в том числе, на праве аренды.
Следовательно, до момента расторжения договора аренды на испрашиваемый земельный участок, Министерство лишено возможности осуществить процедуру его предоставления в собственность для целей индивидуального жилищного строительства, предусмотренную статьей 39.18 ЗК РФ.
Таким образом, поскольку испрашиваемый земельный участок уже предоставлен по итогам аукциона Тетериной Г.П. в аренду, договор аренды не расторгнут, земельный участок не может быть предметом аукциона, что препятствует осуществлению процедуры предоставления земельного участка, предусмотренной статьей 39.18 ЗК РФ, на земельном участке отсутствует здание, собственником которого является арендатор, постольку Министерство правомерно отказало Тетериной Г.П. в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность без торгов как лицу, не имеющему на то права (подпункт 1 статьи 39.16 ЗК РФ).
Воля законодателя состоит в исключении возможности извлечения выгоды собственниками земельных участков, которые не имели объективных препятствий в осуществлении жилищного строительства, но уклонились от освоения земельного участка, не завершив строительство либо изначально не имели намерения по его освоению, например, если приобретенные земельные участки рассматривались налогоплательщиком лишь в качестве активов для последующей продажи. Это усматривается из норм, регулирующих порядок предоставления в собственность земельных участков и налогового законодательства, стимулирующего строительство путем применения налоговых льгот и санкций.
Апелляционное определение соответствует закону и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 15 апреля 2021 года по административному иску Тетериной Г.П. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия оставить без изменения, кассационную жалобу Тетериной Г.П. - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 15 апреля 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 06 октября 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.