Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Корнюшенкова Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Букина А.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 12 апреля 2021 года по административному исковому Букина А.В. к главе Муниципального образования муниципальный округ Семеновский, исполняющему обязанности председателя муниципального совета Липинскому Я.А, главе Местной администрации муниципального образования муниципальный округ Семёновский Лаптев С.А. о признании незаконным бездействия.
По первой инстанции решение вынесено Ленинским районным судом Санкт-Петербурга 17 ноября 2020 года номер дела 2а-1592/2020.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя Букиной А.В. - адвоката Попова С.А, поддержавшего доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Букина А.В. обратилась в суд с административным иском к главе муниципального образования муниципальный округ Семеновский, исполняющему обязанности председателя муниципального совета Липинскому Я.А, главе местной администрации муниципального образования муниципальный
округ Семёновский Лаптев С.А. о признании незаконным бездействия, в котором просил:
признать незаконным бездействие главы муниципального образования муниципальный округ Семёновский, и.о. полномочия председателя муниципального совета Липинского Яна Александровича, выразившееся в неисполнении установленной пунктом 1 статьи 5 Л Закона Санкт-Петербурга от 03 декабря 2008 года N 752-138 "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга" обязанности о направлении в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов (за исключением решений о внесении изменений в устав), принятых Муниципальным советом в период с 09 сентября 2019 года, в регистр муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга;
признать незаконным бездействие главы местной администрации муниципального образования муниципальный округ Семёновский Лаптева Сергея Альбертовича, выразившееся в неисполнении установленной пунктом 1 статьи 5Л Закона Санкт-Петербурга от 03 декабря 2008 года N752-138 "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга" обязанности о направлении в течение 10 дней со дня их официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов, принятых местной администрацией в период с 09 сентября 2019 года, в регистр муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга.
Решением Ленинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 17 ноября 2020 года частично удовлетворены административные исковые требования Букина А.В..
Признано незаконным бездействие главы муниципального образования муниципальный округ Семёновский, исполняющего обязанности председателя муниципального совета Липинскому Я.А, выразившееся в неисполнении установленной пунктом 1 статьи 5.1 Закона Санкт-Петербурга от 03 декабря 2008 года N752-138 "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга" обязанности о направлении в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов (за исключением решений о внесении изменений в устав), принятых муниципальным советом в период с 09 сентября 2019 года, в регистр муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, Глава муниципального образования муниципальный округ Семёновский, исполняющий обязанности председателя муниципального совета Липинскому Я.А. предумпреждены о необходимости соблюдения требований действующего законодательства о направлении муниципальных нормативных правовых актов в регистр муниципальных нормативных правовых актов в установленный законодательством срок.
В остальной части административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 12 апреля 2021 года решение Ленинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 17 ноября 2020 года отменено в части удовлетворения иска.
Букина А.В. отказано в удовлетворении административных исковых требований в части признания незаконным бездействие главы Муниципального образования муниципальный округ Семёновский, исполняющего обязанности председателя муниципального совета Липинскому Я.А, выразившееся в неисполнении установленной пунктом 1 статьи 5.1 Закона Санкт-Петербурга от 03 декабря 2008 года N752-138 "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга" обязанности о направлении в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов (за исключением решений о внесении изменений в устав), принятых муниципальным советом в период с 09 сентября 2019, в регистр муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга.
В остальной части решение Ленинского районного суда г. Санкт- Петербурга от 17 ноября 2020 года оставлено без изменения.
На определение суда апелляционной инстанции Букина А.В. подала кассационную жалобу, в которой ставится вопрос о его отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Судом первой инстанции установлено, что Муниципальным советом муниципального образований муниципальный округ Семеновский за период с 09 сентября 2019 года по октябрь 2020 года были приняты муниципальные нормативные правовые акты, которые в регистр муниципальных нормативных правовых актов были направлены значительно позднее установленного десятидневного срока. Так же судом первой инстанции установлено, что Местной администрацией муниципального образования муниципальный округ Семёновский за период с 09 сентября 2019 года не принимались какие-либо муниципальные нормативные правовые акты. При этом согласно действующему законодательству вопрос об отнесении муниципальных правовых актов к нормативным находится в компетенции ответчиков, государственных и иных органов, осуществляющих включение в регистр указанных актов.
На основании изложенного, суд первой инстанции отказал Букиной А.В. в удовлетворении административного иска в части признания незаконным бездействия главы Местной администрации и Местной администрации муниципального образования муниципальный округ Семёновский, так как за оспариваемый истцом в иске период с 09 сентября 2019 года муниципальные нормативные правовые акты местной администрацией не принимались.
Удовлетворяя исковые требования Букиной А.В. к главе Муниципального образования муниципальный округ Семеновский, исполняющему обязанности председателя муниципального совета Липинскому Я.А, суд пришел к выводу, что подлежит признанию незаконным бездействие главы муниципального образования муниципальный округ Семёновский, исполняющего обязанности председателя муниципального совета Липинского Я.А, выразившееся в неисполнении установленной пунктом 1 статьи 5.1 Закона Санкт-Петербурга от 03 декабря 2008 года N752-138 "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга" обязанности о направлении в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов (за исключением решений о внесении изменений в устав), принятых муниципальным советом в период с 09 сентября 2019 года, в регистр муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, одновременно предупредив главу муниципального образования муниципальный округ Семёновский, исполняющего обязанности председателя муниципального совета Липинского Я.А, о необходимости соблюдения требований действующего законодательства о направлении муниципальных нормативных правовых актов в регистр муниципальных нормативных правовых актов в установленный законодательством срок.
Вывод суда первой инстанции в части признания незаконным бездействие главы муниципального образования муниципальный округ Семёновский, исполняющего обязанности председателя муниципального совета Липинским Я.А, выразившееся в неисполнении установленной пунктом 1 статьи 5.1 Закона Санкт-Петербурга от 03 декабря 2008 года N752-138 "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Санкт- Петербурга" обязанности о направлении в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов (за исключением решений о внесении изменений в устав), принятых муниципальным советом в период с 09 сентября 2019 года, в регистр муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, суд апелляционной инстанции признал необоснованным в связи со следующим.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
В силу пункта 3 статьи 5 указанного Федерального закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 этого же Федерального закона, или уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с частью 1 статьи 10 того же Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: - обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; - запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; - принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; - дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; - уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Судом апелляционной иснтанции было установлено, что административный истец Букина А.В. не обращалась на имя главы Муниципального образования муниципальный округ Семеновский, исполняющего обязанности председателя муниципального совета Липинского Я.А, а также без указания лица в Муниципальное образование муниципальный округ Семеновский, в Муниципальный совет муниципального образования муниципальный округ Семеновский, на имя главы Местной администрации муниципального образования муниципальный округ Семёновский Лаптева С.А, без указания лица в Местную администрацию муниципального образования муниципальный округ Семёновский с заявлением (ходатайством, жалобой) о предоставлении (не предоставлении) муниципальных нормативных правовых актов (за исключением решений о внесении изменений в устав), принятых Муниципальным советом в период с 09 сентября 2019 года, и внесенных в регистр муниципальных нормативных правовых актов Санкт- Петербурга.
В материалах настоящего административного дела содержится ответ Минюста России от 02 октября 2020 года N08-112302/20 на обращение самого адвоката Попова С.А. (от августа 2020 года), по вопросу актуализации регистра муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга (л.д.26), а также ответ прокуратуры Адмиралтейского района г. Санкт - Петербурга от 06 июля 2020 года N3499м19 на обращение Букиной А.В. (от 08 июня 2020 года) о возможном нарушении Муниципальным образованием муниципальный округ Семеновский законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (л.д.27).
Таким образом, Букиной А.В не представлено доказательств в подтверждение факта обращения в адрес административных ответчиков за получением информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления за период с 09 сентября 2020 года до момента подачи иска в суд, в отказе в получении такой информации, в невозможности получения такой информации на официальном сайте Муниципального образования муниципального округа Семеновский, из общедоступного печатного средства массовой информации - муниципальной газете "Семеновское Время" (пункт 9 статьи 42 Устава).
Распоряжением главы Муниципального образования муниципальный округ Семеновский, исполняющим обязанности председателя муниципального совета Липинским Я.А. от 20 мая 2020 года N5 утвержден адрес официального сайта Муниципального образования муниципальный округ Семеновский: "семеновский.рф".
Согласно статье 6 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами:
обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;
размещение государственными органами и органами местного
самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет";
размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;
ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;
присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов, органов местного самоуправления;
предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.
Согласно части 1 и части 2 статьи 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входят:
устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Согласно статье 43.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2008 года N 657 "О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов" во исполнение статьи 43.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждено Положение о ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по ведению и методическому обеспечению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов является Министерство юстиции Российской Федерации (пункт 2 Постановления).
Пунктом 9 Положения о ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов закреплено, что порядок предоставления сведений, содержащихся в регистре, определяется Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22 декабря 2008 года N300 "Об утверждении Порядка предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов" (утратил силу 22 марта 2021 года), утвержден порядок, где согласно пунктам 3-5 Порядка следует, что сведения, содержащиеся в регистре, предоставляются в соответствии с письменным запросом заявителя в документальном виде или электронной форме. В электронной форме сведения, содержащиеся в регистре, предоставляются с использованием электронной почты. Доступ к текстам муниципальных нормативных правовых актов, содержащихся в регистре, также обеспечивается через портал Министерства юстиции Российской Федерации "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" (http://pravo-minjust.ru, http://npaво- минюст.рф). В запросе на получение сведений, содержащихся в регистре, в документальном виде указываются (л.д.146-146):
для граждан: фамилия, имя, отчество (при наличии), номер телефона, факса и (или) почтовый адрес для направления ответа или уточнения содержания запроса;
для организаций: наименование организации, ее почтовый адрес и (или) номер телефона, факса для направления ответа или уточнения содержания запроса;
информация о запрашиваемых сведениях, необходимая и достаточная для их поиска (вид, наименование, номер, дата принятия акта, орган, принявший акт).
Однако судом первой инстанции не установлено, что Букина А.В. обращалась с каким-либо запросом к административным ответчикам, в федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов.
На основании пунктов 1 и 3 статьи 5.1 Закона Санкт-Петербурга от 03 декабря 2008 года 3752/138 "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга" муниципальные нормативные правовые акты и соответствующие сведения к ним направляются для включения в регистр органов местного самоуправления, принявшим муниципальный нормативный правовой акт, или должностным лицом местного самоуправления, издавшим муниципальный нормативный правовой акт, в течение 10 дней со дня их официального опубликования (обнародования).
Контрольными полномочиями в отношении муниципалитетов по направлению ими муниципальных нормативных правовых актов для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации Минюст России не обладает.
Согласно ответу Минюста России на 09 октября 2020 года в федеральном регистре содержится 169 муниципальных нормативных правовых актов Муниципального образования муниципальный округ Семеновский, в том числе один муниципальный нормативный правовой акт, принятый в 2020 году (Решение Муниципального совета Муниципального образования муниципальный округ Семеновский от 07 мая 2020 года N2-3 "О внесении изменений в Решение Муниципального совета Муниципального образования муниципальный округ Семеновский от 15 марта 2016 года N4.4 "О бюджетном процессе Муниципального образования муниципального округа Семеновский". Муниципальные нормативные правовые акты, принятые органами местного самоуправления Муниципального образования муниципальный округ Семеновский в 2019 году, в федеральном регистре отсутствуют (л.д.36-37).
Однако данный ответ Минюста России признан неполным, т.к. при обращении к официальному сайту Минюста России (http://pravo.miniust.ru/) следует, что за период с 22 мая 2020 года по 05 октября 2020 года были размещены муниципальные нормативные правовые акты, принятые органами местного самоуправления Муниципального образования муниципальный округ Семеновский за 2019-2020 года.
Согласно сведений с официального сайта Минюста России (http://pravo.minjust.ru/), которые были представлены стороной административного истца и стороной административного ответчика в суд первой инстанции следует (л.д.42-43, 44, 45), что в федеральном регистре в разделе "Нормативные правовые акты муниципальных образований" "муниципальный округ Семеновский" размещены:
решение N3 "Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение должности главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Семёновский" (дата принятия - 02 октября 2019 года, публикация - "Семеновское время, N18(233) от 09 октября 2019 года л.д.47, 58-67, регистрации в регистре 05 октября 2020 года л.д.51);
решение N9 "Об утверждении местного бюджета Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Семёновский на 2020 год" (дата принятия - 23 декабря 2019 года, публикация - "Семеновское время, N20 от 23 декабря 2019 года л.д.47, 68-69, регистрации в регистре 30 сентября 2020 года л.д.52);
решение N2-1 "О внесении изменений и дополнений в статью 5 Устава Муниципального образования муниципальный округ Семеновский" (дата принятия - 07 мая 2020 года, публикация - "Семеновское время, N5 от 29 мая 2020 года л.д.48, 89-92, регистрации в регистре 22 мая 2020 года л.д.53);
решение N2-3 "О внесении изменений в Решение Муниципального совета Муниципального образования муниципальный округ Семеновский от 15 марта 2016 года N4.4 "Об утверждении Положения "О бюджетном процессе Муниципального образования муниципального округа Семеновский" (дата принятия - 07 мая 2020 года, публикация - "Семеновское время, N3 от 15 мая 2020 года л.д.48, 93, регистрации 5 регистре 24 сентября 2020 года л.д.54);
решение N3-3 "О внесении изменений и дополнений в Решение Муниципального совета Муниципального образования муниципальный округ Семеновский от 23 декабря 2019 года N9 "Об утверждении бюджета Муниципального образования муниципального округа Семеновский" (дата принятия - 04 июня 2020 года, публикация - "Семеновское время, N8 от 23 июля 2020 года л.д.48, 94, регистрации в регистре 30 сентября 2020 года л.д.55);
решение N4-4 "Об утверждении Положения о выявлении и учете мнения собственников помещений в многоквартирных домах о создании парковок общего пользования, а также установления границ элемента планировочной структуры" (дата принятия - 03 сентября 2020 года, публикация - "Семеновское время, N10 от 07 сентября 2020 года л.д.48, 110, дата регистрации в регистре 30 сентября 2020 года л.д.44);
решение N4-1 "О внесении изменений и дополнений в Устав Муниципального образования муниципальный округ Семеновский (дата принятия 03 сентября 2020 года, публикация - "Семеновское время, N14 от 27 октября 2020 года л.д.48, 106-107, регистрации в регистре 16 октября 2020 года л.д.56).
решение N4-3 "О внесении изменений и дополнений в Решение Муниципального совета Муниципального образования муниципальный округ Семеновский от 23 декабря 2019 года N9 "Об утверждении бюджета Муниципального образования муниципального округа Семеновский" (дата принятия - 03 сентября 2020 года, публикация - "Семеновское время, N10 от 07 сентября 2020 года л.д. 48, 108-109, регистрации в регистре 30 сентября 2020 года л.д.5 7);
решение N4-5 "О денежной компенсации в связи с осуществлением лицом, замещающим муниципальную должность на непостоянной основе, своего мандата" (дата принятия - 03 сентября 2020 года, публикация - "Семеновское время, N10 от 07 сентября 2020 года л.д.48, 116, дата регистрации в регистре - 30 сентября 2020 года л.д.45).
Суд апелляционной инстанции правильно признал что административный иск не содержит доводов о том, какой, по мнению административного истца, был принят муниципальный нормативный правой акт Муниципальным образованием муниципальный округ Семеновский и не был направлен в регистр муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, который привел к нарушению прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с пунктом 9 статьи 42 Устава Муниципального образования муниципальный округ Семеновский муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования); официальное опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов осуществляется не позднее чем через 15 дней со дня их принятия, если федеральными законами, законами Санкт-Петербурга и настоящим Уставом Муниципального образования не установлено иное; официальным опубликованием (обнародованием) муниципальных правовых актов Муниципального образования является первая публикация его полного текста в печатном средстве массовой информации - муниципальной газете "Семеновское Время".
Таким образом, вступление муниципального правового акта в законную силу связано исключительно с его публикацией (обнародованием) в установленном порядке. Направление муниципального нормативного правового акта в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга и последующее его включение в Регистр существенно отдалено по времени от даты публикации (обнародования) муниципального нормативного правового акта.
Согласно разъяснениям пункта 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" включение нормативных правовых актов в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации выполняет учетную функцию, не является государственной регистрацией и условием их вступления в силу.
Судебная коллегия считает необходимым указать, что в соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
При этом предусмотренное статьей 46 и 133 Конституции Российской Федерации право на доступ к правосудию не предполагает возможность обращения в суд любого лица по любому поводу.
В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а часть 1 статьи 218 того же Кодекса определяет, что гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Тем самым процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
Нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также предполагают возможность оспаривания только тех решений, действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, которыми нарушаются права и охраняемые законом интересы граждан, создаются препятствия к реализации прав или на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность (части 1, 2 статьи 1, часть 1 статьи 4).
Как усматривается из административного искового заявления оспариваемое бездействие административных ответчиков Муниципального образования муниципальный округ Семеновский, выразившиеся в невыполнении обязанностей по своевременному исполнению установленной пунктом 1 статьи 5.1 Закона Санкт-Петербурга от 03 декабря 2008 года N 752-138 "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Санкт- Петербурга" обязанности о направлении в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных
правовых актов (за исключением решений о внесении изменений в устав), принятых Муниципальным советом в период с 09 сентября 2019 года, в регистр муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга не нарушили прав административного истца, прав жителей Муниципального образования муниципальный округ Семеновский.
Как следует из исследованных судебной коллегией решений Муниципального образования муниципальный округ Семеновский принятых с 09 сентября 2019 года по 03 сентября 2020 года, в 2019 году было принято решение N3 "Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение должности главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Семёновский" (дата принятия - 02 октября 2019 года, публикация - "Семеновское время, N18(233) от 09 октября 2019 года л.д.47, 58-67, регистрации в регистре 05 октября 2020 года л.д.51), а также решение N9 "Об утверждении местного бюджета Муниципального образования Санкт- Петербурга муниципальный округ Семёновский на 2020 год" (дата принятия - 23 декабря 2019 года, публикация - "Семеновское время, N20 от 23 декабря 2019 года л.д.47, 68-69, регистрации в регистре 30 сентября 2020 года л.д.52).
Данные решения были официально опубликованы, размещены на официальной сайте Муниципального образования муниципальный округ Семеновский, в опровержение данных обстоятельств, доказательств иному не представлено. Позднее включение данных нормативных правовых актов в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации не повлекло за собой негативных последствий для жителей Муниципального образования муниципальный округ Семеновский, в частности для Букиной А.В, т.к. как указывалось ранее регистр выполняет учетную функцию, не является государственной регистрацией и условием их вступления в силу. Кроме того, необходимо учитывать, что последующие муниципальные нормативные правовые акты были приняты после ослабления мер, принятых Президентом и Правительством Российской Федерации по нераспространению новой коронавирусной инфекции, когда муниципальный совет мог осуществлять свою деятельность в установленном порядке, с учетом ограничений, действующих в период пандемии.
Как следует из положений статьей 3 и 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в их взаимосвязи с положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации одной из целей административного судопроизводства является восстановление нарушенных прав того или иного лица.
На момент рассмотрения дела по существу, принятые и опубликованные муниципальные нормативные правовые акты Муниципального образования муниципальный округ Семеновский были зарегистрированы в федеральном регистре, доступ к которым, могли быть получены в полном объеме не позднее 05 октября 2020 года, что следует из даты их внесения в федеральный регистр.
Поскольку права Букиной А.В. оспариваемым бездействием председателя муниципального совета Липинского Я.А. не нарушены, суд апелляционной инстанции правильно отменил решение в части и отказал в удовлетворении данных требований.
Разрешая заявленные требования, суд апелляционной инстанций дал надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу. Неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено. Суд апелляционной инстанции правильно применили закон, подлежащий применению, и постановилсудебный акт, отвечающий нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Доводы кассационной жалобы, по существу, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции при вынесении обжалуемого акта, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены ранее судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 12 апреля 2021 года по административному исковому Букина А.В. к главе Муниципального образования муниципальный округ Семеновский, исполняющему обязанности председателя муниципального совета Липинскому Я.А, главе Местной администрации муниципального образования муниципальный округ Семёновский Лаптев С.А. о признании незаконным бездействия оставить без изменения, кассационную жалобу Букина А.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 12 апреля 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 06 октября 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.