Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Солецкого муниципального округа Новгородской области на решение Солецкого районного суда Новгородской области от 29 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 09 июня 2021 года по административному делу N 2а-98/2021по административному исковому заявлению прокурора Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Солецкого муниципального округа Новгородской области о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, заключение прокурора Капсамун И.С. об оставлении состоявшихся по делу судебных актов без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Солецкого района Новгородской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Солецкого муниципального округа Новгородской области (далее - Администрация округа) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к созданию на территории д. Сомино Солецкого округа Новгородской области места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Солецкого района Новгородской области проведена проверка соблюдения Администрацией округа законодательства об отходах производства и потребления. В ходе проверки установлено, что в д. Сомино Солецкого округа Новгородской области отсутствует место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, в связи с чем сбор и вывоз твердых коммунальных отходов в указанном населенном пункте Администрацией округа не организован. Бездействие Администрации округа препятствует надлежащей работе регионального оператора по вызову твердых коммунальных отходов от населения д. Сомино Солецкого округа, а также нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, в связи с чем административный истец просит обязать Администрацию округа в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать на территории д. Сомино Солецкого округа Новгородской области место (площадку) накопления твердых бытовых отходов.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Новгородской области, Общество с ограниченной ответственностью "Экосервис".
Решением Солецкого районного суда Новгородской области от 29 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 09 июня 2021 года, требования прокурора Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворено.
На вступившие в законную силу судебные постановления Администрации Солецкого муниципального округа Новгородской области подала кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Удовлетворяя административный иск прокурора, заявленный в интересах неопределенного круга лиц, суд первой инстанции исходил из того, что Администрация округа является уполномоченным органом местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в обязанности которой входит создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Между тем, не создавая на территории д. Сомино Солецкого округа Новгородской области места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, административный ответчик допускает бездействие.
Судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными Правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 11, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального округа отнесены организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального округа, а также участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89- ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В пункте 2 статьи 8 Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ установлены полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами, к которым относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Статья 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ предусматривает, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1); места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3); органы местного самоуправления определяют схему размещения мест. (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4).
Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра определен Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N1039 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской, Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела установлено, что прокуратурой Солецкого района Новгородской области проведена проверка соблюдения Администрацией округа требований законодательства об отходах производства и потребления.
В ходе проверки выявлено, что в д. Сомино Солецкого округа Новгородской области отсутствует место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, что подтверждается представленным Администрацией округа перечнем населенных пунктов Солецкого муниципального округа с указанием наличия мест складирования твердых коммунальных отходов.
Таким образом, в ходе прокурорской проверки установлен факт бездействия, выразившегося в неисполнении Администрацией округа требований статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039.
При указанных обстоятельствах и приведенных выше положений правовых норм суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие Администрации округа и возложил на орган местного самоуправления обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу создать на территории д. Сомино Солецкого округа Новгородской области место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов.
Довод Администрации округа о невозможности исполнения решения суда в связи с отсутствием финансирования был предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно признан несостоятельным, поскольку отсутствие финансирования не освобождает орган местного самоуправления от выполнения обязанностей, возложенных на него законом.
Вопреки доводам жалобы, указание в решении суда первой инстанции на требования СанПиН 42-128-4690-88, которые утратили силу, не повлияло на правильность принятого судебного акта, поскольку утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 05 декабря 2019 года N20 санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований", вступившие в силу с 01.01.2020 года и срок действия которых установлен до 01.01.2021 года, содержат аналогичные положения.
Ссылки на то, что обязанность по созданию площадки для накопления твердых коммунальных отходов должна быть возложена на регионального оператора по обращению с отходами, не соответствуют закону и обстоятельствам дела.
В соответствии с подпунктом з пункта 12 постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" конкурсная документация должна содержать обязанности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе обязанность по созданию и (или) содержанию контейнерных площадок с указанием их мест нахождения и источника финансирования (при необходимости). Обязанность по созданию мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами не предусмотрена конкурсной документацией при проведении конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами в Новгородской области в 2018 году и соглашениями с региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с тем, что расходы на создание мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов не учитывались органом тарифного регулирования - комитетом по тарифной политике Новгородской области, при установлении максимальной допустимой величины приведенной стоимости услуги региональных операторов в соответствии с Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Так же расходы на создание и содержание мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов не учтены комитетом по тарифной политике Новгородской области при установлении тарифов на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами Новгородской области на 2019, 2020, 2021 годы.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу. Неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено. Суды правильно применили закон, подлежащий применению, и постановили судебные акты, отвечающие нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Доводы кассационной жалобы, по существу, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами при вынесении обжалуемых актов, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены ранее судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Солецкого районного суда Новгородской области от 29 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 09 июня 2021 года по административному исковому заявлению прокурора Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Солецкого муниципального округа Новгородской области о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия, оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Солецкого муниципального округа Новгородской области - без удовлетворения.
Решение Солецкого районного суда Новгородской области от 29 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 09 июня 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 18 октября 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.