Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Корнюшенкова Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Михайлов И.В. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 21 января 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 29 апреля 2021 года по административному делу N 2а-721/2021 по административному исковому заявлению ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области к Михайлов И.В. о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения Михайлова И.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 24440 руб, пени по транспортному налогу в размере 344, 61 руб, налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 27 руб, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 0, 38 руб.
Административный истец уточнил исковые требования в связи со снятием начислений за автомобиль КАМАЗ N и просил взыскать с административного ответчика недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере 9880 руб, пени по транспортному налогу в размере 344, 61 руб, налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 27 руб, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 0, 38 руб.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 21 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 29 апреля 2021 года, административное исковое заявление удовлетворено. С Михайлова И.В. в доход бюджета Ленинградской области взыскана сумма неуплаченного транспортного налога за 2017 год в размере 9880 руб, пени по транспортному налогу 344, 61 руб. Также в доход бюджета МО "Муринское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области взысканы сумма неуплаченного налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 27 руб, пени по налогу на имущество физических лиц 0, 38 руб. Этим же решением с Михайлова И.В. в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 400 руб.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный ответчик подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч.1 ст.401 НК РФ).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в спорный налоговый период административному ответчику принадлежало на праве собственности транспортное средство, являющееся объектам налогообложения. Также суд принял во внимание то обстоятельство, что административный ответчик своевременно не произвел оплату транспортного налога, что положено в основу расчета пени. Расчет налога, представленный административным истцом, признан районным судом правильным, не вызывающим сомнений.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, что Михайлов И.В. в 2017 году являлся плательщиком транспортного налога, так как являлся собственником следующих транспортных средств: ЗИЛ N гос. peг. знак N, КАМАЗ N гос. peг. знак N, N гос. peг. знак N; а также плательщиком налога на имущество физических лиц, так как являлся собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес" "адрес".
За объекты налогообложения, находящиеся в собственности Михайлова И.В, Инспекцией ФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области был начислен транспортный налог за 2017 год в размере 36490 руб, налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 27 руб. и направлено налоговое уведомление N 2126129 от 29 августа 2018 года по сроку оплаты до 03 декабря 2018 года.
В соответствии со ст.ст. 69-70 НК РФ должнику было выставлено требование N N 14492 по состоянию на 28 января 2019 года об уплате транспортного налога за 2017 год в размере 36490 руб. и пени в размере 514, 51 руб, налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 27 руб. и пени в размере 0, 38 руб, срок оплаты до 13 марта 2019 года.
Судом первой инстанции также установлено и подтверждается материалами дела, что 13 сентября 2019 года, по заявлению ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области, мировым судьей судебного участка N 16 Всеволожского муниципального района Ленинградской области вынесен судебный приказ N 2А-3432/2019.
13 января 2020 года определением мирового судьи судебного участка N 16 Всеволожского муниципального района Ленинградской области судебный приказ был отменен.
Согласно почтовому конверту ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области обратилась с административным исковым заявлением в суд 09 июля 2020 года, то есть в установленный законом срок для подачи административного искового заявления после вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, в рамках настоящего дела названный шестимесячный срок с момента вынесения судом определения об отмене судебного приказа истцом не пропущен, порядок взыскания транспортного налога за 2017 год, пени по транспортному налогу соблюден.
Между тем, определением Арбитражного суда города Новосибирской области от 18 ноября 2013 года ИП Михайлов И.В. признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 08 мая 2019 года завершено конкурсное производство по делу о банкротстве должника - ИП Михайлова И.В.
Учитывая, что задолженность по уплате транспортного налога за 2017 год является текущей, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с абзацем седьмым п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Согласно ч. 3 ст. 213.28 Закона о банкротстве, после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (далее - освобождение гражданина от обязательств).
Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктами 4 и 5 настоящей статьи, а также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.
В соответствии с ч. 5 ст.213.28 Закона о банкротстве, требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Исходя из ч. 1 ст. 5 Закона о банкротстве, в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц. работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Согласно пункту 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 г:, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.
Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов (ст. 75 НК РФ, ст. 151 Федерального закона от 2" ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст. 25 Закона о страховых взносах и т.п.), относящихся к текущим платежам, также являются текущими платежами.
Дата возникновения у административного ответчика обязанности по уплате налога - 31 декабря 2017 года. т.е. относится к периоду возникновения у него текущей задолженности, образованной после возбуждения производства по делу о банкротстве. Таким образом, задолженность по уплате взыскиваемых налогов является не реестровой задолженностью, а относится к текущим платежам.
Требования об уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц за 2017 год не были предъявлены налоговым органом в рамках дела о банкротстве Михайлова И.В.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 15.12.2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в сил) законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Кроме того, как разъяснено в п. 29 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 30.06.2011 г. N 51 "О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей" после завершения конкурсного производства гражданину могут быть предъявлены требования по обязательствам и обязательным платежам, от исполнения которых должник не освобожден и которые сохраняют свою силу. При предъявлении указанных требований в судебном порядке они рассматриваются в суде по общим правилам подведомственности.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу. Неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено. Суды правильно применили закон, подлежащий применению, и постановили судебные акты, отвечающие нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Доводы кассационной жалобы, по существу, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами при вынесении обжалуемых актов, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены ранее судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 21 января 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 29 апреля 2021 года по административному исковому заявлению ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области к Михайлов И.В. о взыскании денежных средств, оставить без изменения, кассационную жалобу Михайлов И.В. - без удовлетворения.
Решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 21 января 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 29 апреля 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 13 октября 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.