Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федорова Н.Ю, Гаврилова Г.В. на решение Псковского городского суда Псковской области от 29 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 04 февраля 2021 года по административному делу N 2а-3409/2020 по административному исковому заявлению Федоровой Натальи Юрьевны, Гавриловой Галины Васильевны к Комитету по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения Федоровой Н.Ю, Гавриловой Г.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федорова Н.Ю. и Гаврилова Г.В. обратились в суд с административным иском к Комитету по строительству и жилищно- коммунальному хозяйству Псковской области, в котором просили:
признать незаконным бездействие, выразившееся в невключении многоквартирного "адрес" в областную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах", утвержденную постановлением Администрации Псковской области от 1 апреля 2019 г.;
обязать включить вышеуказанный многоквартирный дом в указанную программу.
В обоснование указали, что им на праве долевой собственности принадлежат жилые помещения в "адрес" межведомственной комиссии от 14 декабря 2016 г. указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим реконструкции. 30 марта 2017 г. с нарушением установленного законом срока Администрацией города Пскова вынесено постановление о признании данного многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Постановлением Администрации города Пскова от 8 апреля 2019 г. в указанное выше постановление внесены изменения в части признания дома аварийным и подлежащим реконструкции с 14 декабря 2016 г. Однако до настоящего времени многоквартирный жилой дом в указанную областную адресную программу не включен.
Решением Псковского городского суда Псковской области от 29 октября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 04 февраля 2021 года, в удовлетворении административного иска отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления административные истцы подали кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации города Пскова от 30 марта 2017 г. N 354 на основании акта обследования и заключения межведомственной комиссии от 14 декабря 2016 г. многоквартирный жилой "адрес" признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Постановлением Администрации города Пскова от 8 апреля 2019 г. пункт 1 указанного выше постановления дополнен словами: "с 14.12.2016 в соответствии с актом обследования и заключением об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 14.12.2016 N 47".
Постановлением Администрации Псковской области от 1 апреля 2019г. N 128 утверждена областная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 г.
В соответствии с паспортом Программы, предметом мероприятий Программы является аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 1 января 2017 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии со стороны ответчика незаконного бездействия.
Судебная коллегия по административным делам Псковского областного суда согласилась с указанными выводами по следующим основаниям.
По общим правилам незаконным бездействием признается противоправное неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанностей, возложенных на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в том числе перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (пункт 1 части 2 статьи 16 указанного Федерального закона).
Порядок признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим реконструкции установлен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, в соответствии с которым решение о признании дома аварийным и подлежащим реконструкции принимается органом местного самоуправления на основании полученного заключения комиссии в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном порядке.
Поскольку решение органа местного самоуправления о признании многоквартирного жилого "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции принято после 1 января 2017 г. незаконного бездействия со стороны ответчика, выразившегося в невключении данного многоквартирного дома в областную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019- 2025 годах", утвержденную постановлением Администрации Псковской области от 1 апреля 2019 г. не допущено.
Согласно паспорту Программы, предметом мероприятий Программы в соответствии с Законом N 185-ФЗ является аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 01.01.2017 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
17.07.2019 Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области обратился в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства за разъяснением по вопросу возможности включения многоквартирного жилого "адрес" в "адрес" в региональную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах".
В письме от 16.08.2019 на обращение Комитета от 17.07.2019 Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства указал на отсутствие возможности включения спорного многоквартирного дома в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, реализуемую с участием средств фонда, поскольку постановление Администрации г. Пскова о признании указанного дома аварийным принято после 01.01.2017 (л.д.43-44).
Из ответа Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области от 24.07.2020 на обращение Федоровой Н.Ю. по вопросу включения многоквартирного жилого "адрес" в "адрес" в областную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах" следует, что правовые основания для включения указанного многоквартирного дома в Программу отсутствуют, поскольку дом признан аварийным после 01.01.2017. Расселение граждан из указанного многоквартирного дома планируется в рамках реализации подпрограммы "Жилище" муниципальной программы "Обеспечение жильем жителей города Пскова", утвержденной постановлением Администрации г. Пскова от 11.06.2015 N 1286 (ред. от 21.08.2020) (л.д.26-27).
Таким образом, из установленных фактических обстоятельств следует, что в рамках возложенных полномочий Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области разработана областная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии со ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", которая утверждена постановлением Администрации Псковской области от 01.04.2019 N 128. При этом в программу включены многоквартирные жилые дома, признанные аварийными правовыми актами органов местного самоуправления до 01.01.2017. Поскольку Администрацией г. Пскова постановление N 354 о признании многоквартирного жилого "адрес" издано 30.03.2017, указанный многоквартирный дом не включен в региональную адресную программу.
Кроме того, внесение изменений в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья путем включения в нее многоквартирного жилого "адрес" в "адрес" противоречит ч.2.2 ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", поскольку повлечет изменение показателей, перечисленных в ч.2 ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Внесение изменений в Программу осуществляется путем издания Администрацией области соответствующего правового акта, соответственно внесение изменений в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не относится к полномочиям административного ответчика.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении административного иска.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу. Неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено. Суды правильно применили закон, подлежащий применению, и постановили судебные акты, отвечающие нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Доводы кассационной жалобы, по существу, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами при вынесении обжалуемых актов, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены ранее судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Псковского городского суда Псковской области от 29 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 04 февраля 2021 года по административному исковому заявлению Федорова Н.Ю, Гаврилова Г.В. к Комитету по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области о признании бездействия незаконным, оставить без изменения, кассационную жалобу Федорова Н.Ю, Гаврилова Г.В. - без удовлетворения.
Решение Псковского городского суда Псковской области от 29 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 04 февраля 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 18 октября 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.