Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Зеленского А.М, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Мурманской области" на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 19 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 3 февраля 2021 года по административному делу N 2а-3520/2020 по административному исковому заявлению Подымников А.Д. об оспаривании решения федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Мурманской области", возложении обязанности провести повторное медицинское освидетельствование.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, судебная коллегия по административным делам
установила:
Административный истец Подымников А.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ "Военный комиссариат Мурманской области" в котором просил суд признать незаконным решение ФКУ "Военный комиссариат Мурманской области" от 20 июля 2020 г. и обязать административного ответчика предоставить направление на прохождение медицинского освидетельствования.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что решением призывной комиссии от 18 октября 2007 г. Подымников А.Д. признан ограниченно годным к военной службе, установлена категория годности " "данные изъяты"" ("данные изъяты"), в связи с чем был освобожден от призыва на военную службу, в настоящее время пребывает в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации. В связи с изменением состояния здоровья он неоднократно с 2014 года обращался в федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Мурманской области" (далее - ФКУ "Военный комиссариат Мурманской области"), однако повторное медицинское освидетельствование в отношении него проведено не было ввиду невозможности предоставления истребуемых военным комиссариатом документов и сложных жизненных обстоятельств. В 2020 г. административный истец вновь обратился с письменным заявлением в ФКУ "Военный комиссариат Мурманской области" с просьбой направить его на медицинское освидетельствование, представив медицинские документы, подтверждающие отсутствие прежнего заболевания. Решением военного комиссара Мурманской области, оформленным уведомлением от 20 июля 2020 г. N 1/6/4108, Подымникову А.Д. отказано в проведении повторного медицинского освидетельствования. Полагает, что данное решение военного комиссара Мурманской области Хамова О.Н. является незаконным ввиду того, что пребывая в запасе без прохождения военной службы и имея изменение в состоянии здоровья, он имеет право на прохождение повторного медицинского освидетельствования с целью изменения категории годности к военной службе для дальнейшего прохождения военной службы по контракту.
Решением Октябрьского районного суда города Мурманска от 19 октября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 3 февраля 2021 года исковые требования Подымникова А.Д. удовлетворены, признан незаконным отказ ФКУ "Военный комиссариат Мурманской области" в проведении освидетельствования административному истцу, указанный в ответе на обращение от 20 июля 2020 г. N 1/6/4108, на ФКУ "Военный комиссариат Мурманской области" возложена обязанность направить Подымникова А.Д. на освидетельствование.
В кассационной жалобе, поданной 30 июля 2021 года через Октябрьский районный суд города Мурманска, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 12 августа 2021 года ФКУ "Военный комиссариат Мурманской области" просит об отмене судебных постановлений и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права, в связи с нарушением норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения закона допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как усматривается из материалов дела, Подымников А.Д, 4 июля 1989 года рождения, решением призывной комиссии Терского района Мурманской области от 18 октября 2007 г. признан ограниченно годным к военной службе (категория " "данные изъяты"") и зачислен в запас на основании пункта "а" части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" ("данные изъяты"
Указанное решение призывной комиссии Подымниковым А.Д. в установленном порядке не обжаловалось.
Начиная с 2014 года, Подымников А.Д. неоднократно обращался в ФКУ "Военный комиссариат Мурманской области" с заявлениями о направлении его на повторное медицинское освидетельствование в связи с отсутствием признаков "данные изъяты"
Решением ФКУ "Военный комиссариат Мурманской области", оформленным уведомлением от 20 июля 2020 г. N1/6/4108, в удовлетворении заявления Подымникова А.Д. о проведении повторного освидетельствования отказано.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция исходил из того, что право граждан, освобожденных от призыва на военную службу в связи с признанием их ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья и зачисленных в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, не ограничено достижением ими какого-либо возраста.
Однако данные выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании норм материального права.
Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 444-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии с пунктом 4 статьи 52 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" гражданин в возрасте от 18 до 27 лет, освобожденный от призыва на военную службу в связи с признанием его ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья и зачисленный в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, вправе пройти медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии со статьей 5.1 настоящего Федерального закона. В случае признания указанного гражданина годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями он переводится военным комиссариатом на воинский учет граждан, не пребывающих в запасе, и подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
Таким образом, право граждан указанной выше категории на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе ограничено призывным возрастом, под который Подымников А.П. 1989 года рождения не подпадает.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 (далее - Положение).
Согласно пункту 1 Положения военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе, обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, а также для решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).
В соответствии с пунктом 69 Положения Министерство обороны Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), организуют обследование и освидетельствование граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе.
При этом ранее действующее законодательство, в том числе Положение о военно-врачебной экспертизе (пункты 84 - 85) не устанавливало запрета на проведение повторного медицинского освидетельствования граждан любой возрастной категории, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2018 г. N 1552, вступившим в силу с 26 декабря 2018 года, в Положение о военно-врачебной экспертизе внесены изменения, в соответствии с которыми пункты 85 - 86 Положения признаны утратившими силу, а пункт 84 изложен в новой редакции, согласно которой граждане в возрасте от 18 до 27 лет, освобожденные от призыва на военную службу в связи с признанием их ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья и зачисленные в запас Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - граждане, ограниченно годные к военной службе), вправе пройти освидетельствование для определения категории годности к военной службе.
В силу пункта 87 Положения (в той же редакции) граждане, ограниченно годные к военной службе, изъявившие желание пройти освидетельствование, для уточнения диагноза заболевания направляются военными комиссариатами муниципальных образований в медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что к гражданам, ограниченно годным к военной службе в целях данного правового регулирования относятся граждане определенной возрастной группы - от 18 до 27 лет, освобожденные от призыва на военную службу в связи с признанием их ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья и зачисленные в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, в связи с чем только такие граждане при изъявлении желания пройти освидетельствование для уточнения заболевания, направляются военными комиссариатами в соответствующие медицинские организации на обследование.
Указанные изменения являлись действующими на момент принятия оспариваемого решения.
Поскольку из материалов дела следует, что возраст Подымникова А.П. на момент обращения в органы военного управления (22 июня 2020 года на которое ему был дан ответ от 22.07.2020 года) не соответствовал указанным критериям, исполнился 31 год, основания для проведения повторного освидетельствования Подымникова А.П. и направления его в медицинские учреждения на проведение обследования для уточнения диагноза у административного ответчика отсутствовали, следовательно, судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения, действия (бездействие) должностных лиц и государственных органов могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решений, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Обращаясь в суд, Подымников А.П указал, что отказ в проведении освидетельствования для определения категории годности к военной службе нарушает его право на трудоустройство в органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Однако определением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.12.2019 N 3568-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К. на нарушение его конституционных прав положением пункта 4 статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что положение пункта 4 статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающее возможность медицинского освидетельствования гражданина призывного возраста (от 18 до 27 лет), освобожденного от призыва на военную службу в связи с признанием его ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья, и устанавливающее обязательность призыва такого гражданина на военную службу на общих основаниях в случае признания его годным к военной службе по результатам такого освидетельствования, направлено на обеспечение надлежащего осуществления гражданином Российской Федерации своей конституционной обязанности по защите Отечества посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, предусмотренной статьей 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации. При этом данная норма как сама по себе, так и в системе иных положений названного Федерального закона, которым осуществляется правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы, не регламентирует правоотношения вне указанной области, в том числе отношения, связанные с продвижением по службе в органах федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (в настоящем случае в органах Министерства внутренних дел). Следовательно, она не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
Состоявшиеся по делу судебные акты не соответствуют закону и подлежат отмене. Поскольку судами допущена ошибка в применении норм материального права, следует принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 19 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 3 февраля 2021 года по административному делу N 2а-3520/2020 - отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления Подымников А.Д. об оспаривании решения федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Мурманской области", возложении обязанности провести повторное медицинское освидетельствование.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.