Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Зеленского А.М, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Смирнова О.Н. на решение Череповецкого районного суда Вологодской области от 20 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 08 июня 2021 года по административному делу N 2а-234/2021 по административному исковому заявлению Смирнова О.Н. к администрации Череповецкого муниципального района, Комитету имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области о возложении обязанности согласовать схему и заключить соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, выслушав пояснения Смирновой О.Н, поддержавшей доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Смирнова О.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Череповецкого муниципального района об отмене решения Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области N 500 от 08 октября 2020 года, возложении обязанности согласовать схему, заключить соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности и земельного участка с кадастровым номером N площадью 418 кв.м, с видом разрешённого использования "для ведения личного подсобного хозяйства" по адресу д. Вичелово муниципального образования Югское, предоставленную ею в заявлении 09 ноября 2020 года в администрацию Череповецкого района.
В обоснование требований указала, что территория земельного участка не занята какими-либо объектами, перечисленными в пункте 12 статьи 85 ЗК РФ. Административным ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что часть испрашиваемого земельного участка относится к землям общего пользования.
Решением Вологодского городского суда от 20 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 08 июня 2021 года административные исковые требования Смирновой О.Н. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 17 августа 2021 года Смирнова О.Н. просит об отмене судебных постановлений и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указала, что не может быть основанием к отказу в перераспределении земельного участка схема расположения земельного участка, утвержденная в соответствии с решением Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района от 29 декабря 2020 N 668, образуемого в соответствии с более поздним решением об утверждении схемы расположения земельного участка, чем схема, предоставленная Смирновой О.В. в заявлении на перераспределение 09 ноября 2020 года.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 28 апреля 2017 года Смирнова О.Н. обратилась в администрацию Череповецкого муниципального района с заявлением о перераспределении принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером N площадью 1500 кв.м, расположенного в "адрес" Приложенная к данному заявлению схема расположения земельного участка утверждена решением Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района от 23 мая 2017 года N 233. Решение о перераспределении было принято с учетом земель общего пользования (проходов, проездов к существующим земельным участкам), площадь образуемого земельного участка увеличилась и составила 1899 кв.м.
В результате перераспределения образовался земельный участок с кадастровым номером N который состоит из земельного участка с кадастровым номером N площадью 1500 кв.м и земель, находящихся государственной собственности площадью 399 кв.м.
21 ноября 2017 года Смирнова О.Н. обратилась в администрацию Череповецкого муниципального района с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1899 кв.м, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, согласно приложенной схеме расположения земельного участка, и утверждении указанной схемы.
Решением администрации Череповецкого муниципального района, оформленным письмом от 12 декабря 2017 года N 14-6/1211, Смирновой О.Н. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10, подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что земельный участок площадью 292 кв.м, за счет которого предполагается перераспределение земельного участка с кадастровым номером N, расположен на землях общего пользования.
08 октября 2020 года решением Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района N 500 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории N 302/2020 площадью 2203 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: "адрес", "адрес", "адрес" Зона застройки индивидуальными жилыми домами". Установлен вид разрешенного использования образуемому земельному участку - земельные участки (территории) общего пользования. Ограничения и обременения: Водоохранная зона Рыбинского водохранилища.
9 ноября 2020 года Смирнова О.Н. вновь обратилась в Комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N площадью 418 кв.м, расположенного в д. Вичелово МО Югское Череповецкого района, который образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером N на 2 земельных участка площадями 418 кв.м и 1481 кв.м.
Решением администрации Череповецкого муниципального района, оформленным письмом от 07 декабря 2020 года N 1-11/4822, административному истцу отказано в перераспределении вышеуказанного земельного участка со ссылкой на пункт 6 статьи 11.9, пункт 2, подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10, подпункт 6 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ, в связи с тем, что местоположение земельного участка частично совпадает с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (решение Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района от 08 октября 2020 года N 500).
29 декабря 2020 года решением Комитета администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области N 667 на основании акта Государственного земельного надзора от 28 декабря 2020 года вышеуказанное решение N 500 от 08 октября 2020 года об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отменено.
Решением Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района от 29 декабря 2020 года N 668 утверждена схема земельного участка на кадастровом плане территории N387/2020 площадью 1994 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, местоположение: Вологодская область, Череповецкий район, муниципальное образование Югское, д. Вичелово, территориальная зона "Ж-2 Зона застройки индивидуальными жилыми домами"; установлен вид разрешенного использования образуемому земельному участку: земельные участки (территории) общего пользования; ограничения и обременения: Водоохранная зона Рыбинского водохранилища.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что испрашиваемый Смирновой О.Н. земельный участок, находящийся в государственной собственности, частично расположен на землях общего пользование, границы которых утверждены действующим в настоящее время решением Комитета от 29 декабря 2020 года N 668, ввиду чего пришел к выводу, что не имеется оснований для возложении обязанности на административных ответчиков согласовать схему, заключить соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности и земельного участка с кадастровым номером N площадью 418 кв.м, по адресу д. Вичелово муниципального образования Югское..
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Согласно п.1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В статье 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены специальные правила образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п.2 и п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ).
В свою очередь, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на основании подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
В частности, пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Из пункта 12 статьи 85 ЗК РФ следует, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, к территориям общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Таким образом, нормы действующего законодательства не содержат ограниченного перечня объектов, которые могут являться землями общего пользования.
Установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов.
Судами установлено, что решение Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района от 29 декабря 2020 года N 668 об утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории N, площадью 1994 кв.м, которой установлен вид разрешенного использования образуемому земельному участку: земельные участки (территории) общего пользования в настоящее время незаконным не признано.
С учетом установленных обстоятельств дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов об отказе в удовлетворении административного иска, являются правильными, основанными на нормах действующего законодательства
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Череповецкого районного суда Вологодской области от 20 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 08 июня 2021 года по административному делу N 2а-234/2021 - оставить без изменения, кассационную жалобу Смирнова О.Н. - без удовлетворения.
Решение Череповецкого районного суда Вологодской области от 20 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 08 июня 2021 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.