Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Алексеев С.И. на решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 16 ноября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 24 марта 2021 года по административному делу N 2а-1720/2020 по административному исковому заявлению Алексеев С.И. к Муниципальному Совету муниципального образования город Петергоф об оспаривании решения о досрочном прекращении полномочий депутата.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения Алексеева С.И, представителя административного истца Алексеева С.И - Дашковой А.С, поддержавших доводы, изложенные в кассационной жалобе, пояснения представителя административного ответчика Муниципального Совета муниципального образования город Петергоф - Квинт Т.А, представителя заинтересованного лица Комитета территориального развития Санкт-Петербурга - Ковалевой Д.С, возражавших против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алексеев С.И. обратился в Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил:
- признать незаконным решение Муниципального Совета муниципального образования город Петергоф от 14 июля 2020 года N 30 "О досрочном прекращении полномочий депутата Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт- Петербурга шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 1 Алексеева С.И.";
- признать необходимым опубликование (обнародование) резолютивной части решения суда в изданиях и на информационных ресурсах, на которых было опубликовано (обнародовано) решение Муниципального Совета муниципального образования город Петергоф N 30 от 14 июля 2020 года (в газете Муниципальная Перспектива и на официальном сайте муниципального образования город Петергоф) в срок, не превышающий 1 месяц со дня вступления решения в законную силу (л.д. 3-10 том 1).
В обоснование заявленных требований Алексеев С.И. указал, что решением избирательной комиссии муниципального образования город Петергоф от 11 сентября 2019 года N 36-1 избран депутатом указанного Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт - Петербурга шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 1. 14 июля 2020 года состоялось заседание Муниципального Совета муниципального образования город Петергоф, на котором принято решение. N 30 "О досрочном прекращении полномочий депутата Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт- Петербурга шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 1 Алексеева С.И.". Основанием для принятия оспариваемого решения явились поступившие из Комитета территориального развития Санкт-Петербурга сведения о выявленном факте неисполнения административным истцом обязанности, установленной Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", выразившемся в не предоставлении в срок сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), которые должны были быть представлены административным истцом до 01 апреля 2020 года. По мнению административного истца, решение является незаконным, так как в связи со сложной эпидемиологической обстановкой и его болезнью подать сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги в Комитет территориального развития Санкт-Петербурга он смог лишь 30 марта 2020 года посредством почтовой связи, однако письмо затерялось, повторно сведения о доходах поданы 15 мая 2020 года.
Не поступление в Комитет территориального развития Санкт-Петербурга сведений в установленный законодательством срок не может свидетельствовать о событии коррупционного проступка и не может влечь наступление ответственности, в том числе в форме досрочного прекращения полномочий депутата; Муниципальный Совет и образованные им органы ? комиссия по противодействию коррупции, административно-правовой комитет не наделены в соответствии с законодательством полномочиями по проведению проверки и установлению факта нарушения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений и запретов, неисполнения обязанностей, установленных законом в целях противодействия коррупции; письмо Комитета территориального развития Санкт-Петербурга не может являться основанием для рассмотрения вопроса о прекращении полномочий депутата и принятия соответствующего решения на заседании Муниципального Совета.
Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 16 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 24 марта 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Решением избирательной комиссии муниципального образования город Петергоф от 16 сентября 2019 года N 37-3 Алексеев С.И. зарегистрирован депутатом Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального образования город Петергоф шестого созыва (л.д. 14 том 1).
14 июля 2020 года Муниципальным Советом муниципального образования город Петергоф принято решение N30 "О досрочном прекращении полномочий депутата Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 1 Алексеева С.И." (л.д. 15 том 1).
Отказывая в удовлетворении требований Алексеева С.И, суд первой инстанции указал, что административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт направления сведений о доходах в установленный законном срок не позднее 01 апреля 2020 года, и что имелись чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, послужившие нарушению административным истцом установленной обязанности по предоставлению сведений о доходах.
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда согласилась с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования и оценки по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеющихся в материалах административного дела доказательств. Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в обжалуемом решении, их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений. Суд первой инстанции правильно истолковал и применил положения законодательства, регулирующие спорное правоотношение, в том числе Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Согласно статье 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат представительного органа муниципального образования отнесен к лицам, замещающим муниципальную должность.
Частью 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных, в том числе. Федеральным законом N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливает обязанность лиц, замещающих муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и "данные изъяты" детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", если иное не установлено федеральным законом, лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и "данные изъяты" детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга N7-3 от 30 января 2018 года "О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности в Санкт-Петербурге, должности главы местной администрации по контракту, и лицами, замещающими муниципальные должности в Санкт-Петербурге, должность главы местной администрации по контракту, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Губернатору Санкт-Петербурга" лица, замещающие муниципальные должности, предоставляют сведения. о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по форме справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 названного Закона Санкт- Петербурга в случае непредставления лицом, замещающим муниципальную должность, либо представления им заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указанное лицо несет ответственность в соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции", Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Частью 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлена ответственность лица, замещающего муниципальную должность, в случае непредставления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и "данные изъяты" детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, в виде освобождения от должности.
Согласно статье 10.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Частью 11 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Таким образом, из указанных положений закона следует, что решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимает представительный орган муниципального образования, основанием для прекращения полномочий является получение представительным органом сведений о неисполнении обязанностей, установленных, в том числе Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 23 июня 2020 года в Муниципальный Совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга город Петергоф из Комитета территориального развития Санкт-Петербурга поступило письмо N 02-03-739/20-4-0 от 16 июня 2020 года о представлении Алексеевым С.И. сведений о доходах 15 мая 2020 года, то есть с нарушением установленного законодательством срока (л.д. 21 том 1).
Решение о досрочном прекращении полномочий депутата Алексеева С.И. принято Муниципальным Советом внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга город Петергоф 23 июня 2020 года, то есть в установленный срок (л.д. 15 том 1).
При этом, как верно указал суд первой инстанции, Комитет территориального развития Санкт-Петербурга не проводил в отношении Алексеева С.И. никаких проверочных мероприятий, а только лишь сообщил в Муниципальный Совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга город Петергоф сведения о том, что депутатом Алексеевым С.И. представлены сведения о доходах с нарушением установленного законодательством срока, при этом, поступление данной информации в Муниципальный Совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга город Петергоф является достаточным основанием для рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата.
Ссылки административного истца на Указ Президента Российской Федерации от 17 апреля 2020 года N 272 "О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г." являются несостоятельными, поскольку пунктом 1 названного Указа Президента Российской Федерации установлено представление до 1 августа 2020 года только сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 года, срок подачи которых предусмотрен нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Административный истец, как депутат муниципального совета, обязан был предоставить сведения в срок до 01 апреля 2020 года в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга N7-3 от 30 января 2018 года "О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности в Санкт-Петербурге, должности главы местной администрации по контракту, и лицами, замещающими муниципальные должности в Санкт-Петербурге, должность главы местной администрации по контракту, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Губернатору Санкт-Петербурга".
В Законе Санкт-Петербурга N238-55 от 29 апреля 2020 года "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации "О предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчётный период с 1 января по 31 декабря 2019 г." не указаны депутаты муниципального совета, которым переносится срок представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Утверждая о направлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера 30 марта 2020 года, административный истец не представил этому доказательств.
Судом первой инстанции дана правильная оценка показаниям свидетеля Юцикайте И.И. - супруги Алексеева С.И, не подтвердившей факт направления сведений о доходах Алексеева С.И. 30 марта 2020 года.
В материалы дела административным истцом представлена копия описи почтового отправления с пометкой наименования предмета "Письмо Декларации Алексеев С.И." в количестве 1 предмета с оттиском печати от 15 мая 2020 года и копия кассового чека от 15 мая 2020 года об оплате услуги направления бандероли с объявленной ценностью в адрес Комитета территориального развития Санкт-Петербурга, по адресу: "адрес", "адрес"А (л.д. 16 том 1).
Судебная коллегия Санкт-Петербургского городского суда правильно согласилась с мнением суда первой инстанции, что Алексеев С.И. не был лишен права предоставить соответствующие сведения, начиная с 01 января 2020 года.
Так, 14 января 2020 года все депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга город Петергоф проинформированы о порядке и сроке сдачи сведений о доходах, в том числе Алексееву С.И. по электронной почте направлена информация о сроке сдачи сведений, адреса и телефоны Комитета территориального развития Санкт-Петербурга, о проведении семинара по вопросу предоставления сведений о доходах (л.д. 76-77, 82-83 том 1).
Письмом от 19 марта 2020 года N02-02-417/20-0-0 Комитет территориального развития Санкт-Петербурга проинформировал глав внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга о сроках предоставления сведений о доходах и рекомендацией о направлении их посредством почтовой связи (л.д. 141 -144 том 1).
19 марта 2020 года, 20 марта 2020 года и 26 марта 2020 года, депутату Алексееву С.И. по электронной почте направлена информация о том, что в связи с принятием мер по нераспространению новой короновирусной инфекции сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга), "данные изъяты" детей следует направлять в адрес Комитета территориального развития Санкт-Петербурга почтовым отправлением с уведомлением о вручении (л.д. 92, 94-95, 97 том 1).
Письмом от 27 марта 2020 года N01-16-1858/20-0-2 Комитет территориального развития Санкт-Петербурга проинформировал глав внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга и глав местных администраций внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга об организации доступа в здание административно-делового комплекса "Невская ратуша" в период с 28 марта 2020 года по 05 апреля 2020 года (л.д. 145 том 1).
Согласно выписке из медицинской карты СПб ГБУЗ "Николаевская больница" Поликлиническое отделение Алексееву С.И. был установлен амбулаторный режим в период с 23 марта 2020 года по 6 апреля 2020 года (л.д. 17).
Таким образом, Алексеев С.И. имел возможности подать декларации до болезни. В материалах дела отсутствуют доказательства невозможности подачи Алексеевым деклараций с помощью средств почтовой в уполномоченный орган в и период амбулаторного лечения от заболевания.
Доводы Алексеева С.И. о том, что нарушение депутатом законодательства о противодействии коррупции может быть установлено лишь в результате проведения проверки в порядке, установленном законом и органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, а также отсутствие у органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления полномочий по проведению проверки в связи с непредоставлением или несвоевременным предоставлением сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги, являются ошибочными.
Так, постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 14 февраля 2018 года N13-пг "Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Санкт-Петербурга" установлено, что Комитет территориального развития Санкт-Петербурга является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт- Петербурга, в который гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности в Санкт-Петербурге, гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, представляются сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и "данные изъяты" детей, а также лицами, замещающими муниципальные должности в Санкт-Петербурге, лицами, замещающими должности главы местной администрации по контракту, представляются сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и "данные изъяты" детей в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 17 января 2018 года N 7-3 "О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности в Санкт-Петербурге, должности главы местной администрации по контракту, и лицами, замещающими муниципальные должности в Санкт-Петербурге, должность главы местной администрации по контракту, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Губернатору Санкт-Петербурга".
Мнение административного истца о неприменимости к нему положений законодательства, дающих основания для принятия оспариваемого решения, основаны на неверном толковании норм материального права и не могут служить основанием к удовлетворению требований апелляционной жалобы.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 16 ноября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 24 марта 2021 года по административному исковому заявлению Алексеев С.И. к Муниципальному Совету муниципального образования город Петергоф об оспаривании решения о досрочном прекращении полномочий депутата, оставить без изменения, кассационную жалобу Алексеев С.И. - без удовлетворения.
Решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 16 ноября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 24 марта 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 25 октября 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.